ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
статья по окружающему миру по теме
Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста - подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста - подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению).
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.
Во второй младшей группе обучение проводится путем ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, видами транспорта.
Например:
- Знакомство с грузовой машиной.
- Знакомство с автобусом.
- Игра «Красный и зеленый»
- Знакомство с улицей и т. д.
Со средней группы знакомить детей с правилами перехода дороги, учить понимать термины «перекресток» и «площадь», в чем их отличие, задавать вопросы во время прогулок, разучивать стихотворения.
Например:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет - предупрежденье,
Жди сигнала для движенья!
(С. Михалков)
На занятиях по рисованию дети рисуют грузовой автомобиль, по аппликации делают светофор. На физкультурных, музыкальных занятиях, в подвижных играх дети учатся ориентироваться в пространстве. В старшей и подготовительной группах работа по этой теме проводится более углубленно.
Большое внимание необходимо уделить ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ и УКАЗАТЕЛЬНЫМИ: «пешеходный переход», «дети», «место стоянки», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без».
Затем с ЗАПРЕЩАЮЩИМИ: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время проведения игр дети узнают ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ знаки: «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево».
Для закрепления знаний используются беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы. В старшей группе можно знакомить детей с работой регулировщика. Объяснить в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл. На музыкальных занятиях в игровой форме можно познакомить детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт».
Знания по правилам дорожного движения дети получают на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, рисованию, аппликации, конструированию. Кроме чтения художественной литературы можно использовать заучивание стихотворений наизусть. Очень нравится детям отгадывать загадки.
Например:
Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу,
Если глаз откроет красный. Стоп! Идти нельзя, опасно!
Желтый глаз - погоди! А зеленый - проходи! (светофор)
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром проводятся беседы.
Например: В беседе «Где и как переходить улицу» рассказать как вести себя на улице. В беседе «Мы пассажиры» объяснить правила пользования городским транспортом. Как вести себя в транспорте, как надо обходить трамвай, автобус, автомобиль. В беседе «Обязанности пешеходов» учить детей правилам перехода улиц и перекрестков. Дети закрепляют знания о переходе и островке безопасности.
Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.
В подготовительной группе знания по правилам дорожного движения дополняются и расширяются. Дети знакомятся с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
- Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, а где нет - по краю проезжей части (вне населенных пунктов, навстречу движению транспорта).
- Переходить улицу на перекрестках (где нет указателей) следует в границах полосы, соединяющей конец одного тротуара с началом другого.
- В местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими.
- Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны только шагом. Прежде, чем переходить, пешеход должен убедиться в полной безопасности.
- Пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаимно вежливыми, предупредительными, не создавать помех движению.
- Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика.
Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения является проведение досугов, например на такие темы: «Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения.
После того, как дети усвоят правила для пешехода, можно проводить игры с использованием детских велосипедов, самокатов.
Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, необходимо уделять внимание знакомству с трудом водителей трамваев и автобусов. Объяснять, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения. Дети с интересом рассматривают иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по правилам дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми подготовительной группы большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве. Это такие игры, как «Светофор», «Автомобили», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.
С помощью родителей можно изготовить атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр: нагрудные знаки, жезл, шапочки. Рекомендовать родителям дома закреплять знания по правилам дорожного движения. Например, нарисовать путь из детского сада до дома, уточнить у ребенка, какие знаки встречались ребенку по дороге домой или в детский сад, учить с детьми стихи.
В результате совместной работы детского сада и семьи дети смогут свободно ориентироваться в микрорайоне детского сада, не допускать нарушений правил уличного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/04/picture-46003-1449237526.jpg)
Система обучения дошкольников правилам дорожного движения
В данной работе описан опыт педагогов ДОУ по обучению дошкольников правилам дорожного движения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/05/picture-444797-1399295825.jpg)
Азбука дорожного движения.Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения.
Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1278110-1602617358.jpg)
Дорожный калейдоскоп. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения.
Жизненных правил много на свете,Безопасность на дороге необходимо обеспечить детям.Система работы должна быть во всёмИ будет эффективен метод и приём....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/09/picture-1252015-1628495333.jpg)
Комплекс методических материалов для обучения для обучения дошкольников правилам дорожного движения с использованием макета «Наш микрорайон» «Безопасные дороги Кузбасса – детям!»
Комплекс методических материалов представляет собой чемоданчик с наполнением. При раскрытии чемоданчика получается игровое поле, на котором изображен микрорайон с инфраст...
Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»
Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/22/picture-1243136-1587566764.jpg)
Консультация для родителей дошкольников "Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье"
Каждый родитель должен своевременно обучить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрител...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/17/picture-1250079-1600361900.jpg)
Консультация для родителей дошкольников "Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье"
Консультация для родителей дошкольников "Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье"...