ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
статья по окружающему миру по теме

Смолянова Наталья Викторовна

Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста - подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_dlya_doshkolnikov.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста - подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению).

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем.

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.

Во второй младшей группе обучение проводится путем ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, видами транспорта.

Например:

  1. Знакомство с грузовой машиной.
  2. Знакомство с автобусом.
  3. Игра «Красный и зеленый»
  4. Знакомство с улицей и т. д.

Со средней группы знакомить детей с правилами перехода дороги, учить понимать термины «перекресток» и «площадь», в чем их отличие, задавать вопросы во время прогулок, разучивать стихотворения.

Например:

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно!

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет - предупрежденье,

Жди сигнала для движенья!

(С. Михалков)

На занятиях по рисованию дети рисуют грузовой автомобиль, по аппликации делают светофор. На физкультурных, музыкальных занятиях, в подвижных играх дети учатся ориентироваться в пространстве. В старшей и подготовительной группах работа по этой теме проводится более углубленно.

Большое внимание необходимо уделить ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ и УКАЗАТЕЛЬНЫМИ: «пешеходный переход», «дети», «место стоянки», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без».

Затем с ЗАПРЕЩАЮЩИМИ: «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен». Во время проведения игр дети узнают ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ знаки: «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево».

Для закрепления знаний используются беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы. В старшей группе можно знакомить детей с работой регулировщика. Объяснить в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл. На музыкальных занятиях в игровой форме можно познакомить детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт».

Знания по правилам дорожного движения дети получают на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, рисованию, аппликации, конструированию. Кроме чтения художественной литературы можно использовать заучивание стихотворений наизусть. Очень нравится детям отгадывать загадки.

Например:

Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу,

Если глаз откроет красный. Стоп! Идти нельзя, опасно!

Желтый глаз - погоди! А зеленый - проходи! (светофор)

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром проводятся беседы.

Например: В беседе «Где и как переходить улицу» рассказать как вести себя на улице. В беседе «Мы пассажиры» объяснить правила пользования городским транспортом. Как вести себя в транспорте, как надо обходить трамвай, автобус, автомобиль. В беседе «Обязанности пешеходов» учить детей правилам перехода улиц и перекрестков. Дети закрепляют знания о переходе и островке безопасности.

Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.

В подготовительной группе знания по правилам дорожного движения дополняются и расширяются. Дети знакомятся с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:

  1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, а где нет - по краю проезжей части (вне населенных пунктов, навстречу движению транспорта).
  2. Переходить улицу на перекрестках (где нет указателей) следует в границах полосы, соединяющей конец одного тротуара с началом другого.
  3. В местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими.
  4. Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны только шагом. Прежде, чем переходить, пешеход должен убедиться в полной безопасности.
  5. Пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаимно вежливыми, предупредительными, не создавать помех движению.
  6. Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика.

Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения является проведение досугов, например на такие темы: «Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения.

После того, как дети усвоят правила для пешехода, можно проводить игры с использованием детских велосипедов, самокатов.

Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, необходимо уделять внимание знакомству с трудом водителей трамваев и автобусов. Объяснять, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения. Дети с интересом рассматривают иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по правилам дорожного движения.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми подготовительной группы большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве. Это такие игры, как «Светофор», «Автомобили», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.

С помощью родителей можно изготовить атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр: нагрудные знаки, жезл, шапочки. Рекомендовать родителям дома закреплять знания по правилам дорожного движения. Например, нарисовать путь из детского сада до дома, уточнить у ребенка, какие знаки встречались ребенку по дороге домой или в детский сад, учить с детьми стихи.

В результате совместной работы детского сада и семьи дети смогут свободно ориентироваться в микрорайоне детского сада, не допускать нарушений правил уличного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система обучения дошкольников правилам дорожного движения

В данной работе описан опыт педагогов ДОУ по обучению дошкольников правилам дорожного движения...

Азбука дорожного движения.Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения....

Дорожный калейдоскоп. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Жизненных правил много на свете,Безопасность на дороге необходимо обеспечить детям.Система работы должна быть во всёмИ будет эффективен метод и приём....

Комплекс методических материалов для обучения для обучения дошкольников правилам дорожного движения с использованием макета «Наш микрорайон» «Безопасные дороги Кузбасса – детям!»

Комплекс методических материалов   представляет собой  чемоданчик  с наполнением. При раскрытии чемоданчика получается игровое поле, на котором изображен микрорайон с инфраст...

Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших...

Консультация для родителей дошкольников "Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье"

Каждый родитель должен своевременно обучить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрител...

Консультация для родителей дошкольников "Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье"

Консультация для родителей дошкольников "Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье"...