Конспект занятия: "Мороз Красный нос"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мельникова Вероника Алексеевна

Пределанный материал, поможет при проведении занятий в старшем возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moroz_krasnyy_nos.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия:

«Мороз Красный Нос».

Цель: расширить знания детей о свойствах льда и углубить знания детей о зимнем времени года.

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

- развитие представлений о многообразии веществ и материалов окружающего мира, развитие ориентировки в их свойствах. Способствовать развитию у детей исследовательской активности. Поддерживать проявление инициативы детей в опытах, замечать противоречия, применять результаты исследования в разных видах деятельности;

- расширение представления детей о жизни диких животных леса средней полосы;

«Коммуникация»

- формирование умения вести диалог;

- совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные;

- подбор определений к словам.

«Социализация»

- воспитание умения слушать друг друга, не перебивая.

- формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость.

«Художественное творчество»

- умение передавать строение снежинки в лепке, рисовании, аппликации.

«Чтение художественной литературы»

- закрепление выразительного чтения стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата»,

«Здоровье»

- формирование потребности в двигательной активности;

- развитие крупной и мелкой моторики.

Материалы и оборудование:

Колодец с веревкой, ведро, елки и деревья для изображения леса, дорожки с изображением следов зверей на «снегу», картинки с изображением живой и не живой природы, схема для чтения стихотворения «Есть в лесу под елкой хата», снежинки с лучиками (состав чисел 4, 5, 6 из двух меньших, шубка для починки.

Материал для продуктивной деятельности: «Снежинка» (рисование, лепка, аппликация)

Для опытов: чашки с горячим чаем, большие куски льда, замороженная соленая, сладкая, обычная вода, щипцы.

1. Приветствие гостей.

- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Они хотят посмотреть, как вы занимаетесь: какие вы внимательные, аккуратные, дружные ребята.

- Скажите, когда вы встречаете знакомого человека, что вы делаете в первую очередь? (здороваемся). А что значит здороваться? (желать людям здоровья) .

- Поздоровайтесь с гостями.

2. Сюрпризный момент.

Письмо от Рукодельницы (стук в дверь, передают письмо) .

- Ребята, кто-то прислал нам письмо. Давайте прочитаем, что там написано: «Здравствуйте, ребята. Со мной случилась беда: опустила ведро в колодец, а веревка оборвалась, и ведро упало на дно. И теперь, я не знаю, как его достать. Помогите пожалуйста. Рукодельница»

3. Целевая установка.

- Очень грустное письмо. Как мы можем помочь Рукодельнице? (ответы детей). А давайте отправимся к Морозу и вернем ведро Рукодельнице. Вы готовы оказать помощь?

- Встаньте друг за другом, ухватитесь за веревку, нам придется спуститься по этой веревке (цепляемся за веревку, попадаем в лес). Что-то холодом повеяло. Мы с вами во владениях Мороза.

4. Физ. минутка.

- Посмотрите сколько снега в лесу.

Снег сегодня шел с утра,

Рада снегу детвора,

Снег на ветках, на дорожках

на носах и на ладошках.

5. Беседа о зиме

- А что такое лес?

- Что происходит с деревьями в зимнем лесу (спят)

- Правильно

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

- У зимы три сына- это зимние месяцы. Как их зовут? Какой у них характер? (суровый, холодный, снежный, ледяной, вьюжный) .

- Какие изменения происходят зимой в живой и не живой природе?

Начните предложение со слова «зимой»

Например:

Зимой дни короткие, а ночи длинные.

Зимой солнце светит, но не греет.

Зимой с неба падает пушистый снег

и т. д.

6. Д/и «Чей след»

- Ребята почему-то в этом лесу не видно зверей, но мы можем узнать какие звери живут в этом лесу. Как вы думаете, как мы можем это узнать (по следам)

- Ребята будьте очень внимательны. Не ошибитесь. Чьи следы вы узнали? (лисьи, волчьи, заячьи, беличьи) .

- Чьих следов вы здесь не увидели (медвежьих, ежиных) .

- Почему? (спят) .

- Посмотрите, дети, под елкой сугроб, там наверное спит медведь. Помните стихотворение П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата»? Давайте вспомним (по стихам) .

7. Худ. лит-ра. Чтение стихотворения П. Воронько

«Есть в лесу под елкой хата».

- Ребята, скоро Новый год. Как мы можем порадовать зверей? (ответы) .

Давайте мы с вами украсим для них елку игрушками, которые вы сделали вместе с родителями. Я думаю (звери) очень этому обрадуются.

- Ребята нам пора, но дорога засыпана снегом. Как нам быть? (ответы детей: расчистить лопатой, снегоуборочной машиной ит. д.) .

-Мыс вами в волшебном лесу и каждый правильный ответ поможет расчистить снег.

- Какие явления природы можно наблюдать только зимой? (буран, вьюга, поземка, пурга, снегопад, метель, буря, иней. После каждого ответа убирают снег) .

- Вот и расчистили дорожку.

- Идем по узкой дорожке (ходьба на носках с вытянутыми вверх руками) .

- Проходим под склоненными ветками (ходьба в полуприсяди) .

- Перешагиваем через сугробы (ходьба с высоким поджиманием коленей).

(Заходим в Мороза) .

8. Опытно - исследовательская деятельность.

- Вот мы с вами дошли до дома Мороза (встречает Мороз Иванович) .

- Проходите, садитесь, будьте гостями. Давно ко мне никто не захаживал.

- Как много льда у тебя Мороз Иванович.

- О, я люблю на досуге поиграть, ставить опыты со льдом. Я верну ведро Рукодельнице, если вы расскажете мне о свойствах льда (дети называют свойства льда) .

- Вы утверждаете, что лед твердый. Я с вами не согласен. Посмотрите на мою льдинку (показывает тонкую льдинку). Я не могу сказать, что она твердая. Почему? (дети делают вывод: тонкая льдинка хрупкая, что лед только тогда твердый, когда его много, он толстый) .

- Я люблю пить только холодный чай. Как вы думаете, куда надо класть чашку – на лед или под лед, чтобы она быстрее остыла?

Ход эксперимента: берем две чашки горячего чая. Одну ставим на лед, другую – под лед. Предлагаем с помощью ощущений пальчиков и языка выяснить, какая из чашек охладится быстрее. Почему? (Размышления детей. Подсказка: быстрее охладится та чашка, которая подо льдом. Ведь охлажденная жидкость опускается вниз) .

- Чай я пью только со льдом, но у меня никогда не получается сладкий лед, Ребята, как вы думаете, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет сладким и соленым? (наверняка ответ «да») .

- Вот здесь я заранее заморозил кубики с обычной, соленой и сладкой водой. Расколю на половинки, а теперь облизните получившиеся льдинки (дети слегка облизывают льдинки – они по вкусу одинаковые) .

- Почему? (предложения детей) .

Подсказка: замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы.

10. Заключение.

- Мороз Иванович спасибо тебе за опыты, но нам пора возвращаться в детский сад. Ты не вернешь нам ведро Рукодельницы?

- Как же не вернуть, конечно же верну. Да еще помогу вам вернуться в д/с.

- Раз, два, три, посох выручай – деток в д/с возвращай!

(Дети уходят друг за другом) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия коллаж "Красные рыбы".

Коллективный коллаж по репродукции Матисса "Красные рыбы".  Дети имеют опыт создания коллективных коллажей. Умеют работать в совместной с взрослым деятельности, взаимодействовать со сверстниками,...

Конспект НОД "Безопасность" - "Красный, желтый, зеленый"

Конспект НОД для детей младшей группы, образовательная область - Безопасность. Цель - расширение представлений о ПДД...

Конспект НОД "Твоя Красная книга"

Программное содержание:Закреплять знания детей о редких, исчезающих растений и животных;Учить детей, используя свои знания о растениях и животных;Придумывать «Правила Друзей Природы», рисовать их;Обес...

Конспект физкультурного развлечения "Красный, желтый, зеленый".

Данный материал можно использовать для профилактики нарушений правил дорожного движения....

Конспект по ПДД "Красный. Жёлтый. Зелёный"

Дети в игровой форме знакомятся с правилами дорожного движения, видами транспорта....

Физкультурное занятие "Мороз - воевода дозором обходит владенья свои"

Физкультурное занятие "Мороз - воевода дозором обходит владенья свои"...