значение ознакомления детей с животными
консультация (окружающий мир, младшая группа) по теме

консультация для воспитателей младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_oznakomleniya_detey_s_zhivotnymi.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Значение ознакомления детей с животными

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и производства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества.

Живая природа - это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. «Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется так же в научных, культурно-просветительных и эстетических целях». От людей во многом зависят многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой - одна из составных частей этого процесса - предполагает решение ряда воспитательно-образовательных программ. Наблюдения за лягушкой, ёжиком, кроликом, белкой, экскурсии в летний парк, к водоёму, в осенний лес, работа на участке, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление игрушек из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателем в разных возрастных группах по данному разделу программы.

Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне; во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т.п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жёсткости по отношению к живым существам.

Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребёнка в природной среде: имея самые добрые намеренья, дети тем не менее совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают - «ласкают» - котёнка и др.). Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.

Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведёт к эмоциональной бедности, неумению выразить своё отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог даёт нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно¬эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.

Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, а не стихийно развивающейся, созерцательной? Как воспитать у детей интерес к разным представителям животного мира: не только ярким, заметным, легко идущим на общение с ребёнком (собака, птица, кошка, белка и др.), но и незаметным, непривлекательным (ящерица, лягушка, муравей и пр.)?

О        степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно судить, принимая во внимание следующее:

Интерес к различным представителям животного мира, желающие больше узнать об их жизни, повадках;

Знание и выполнение правил общения с живым существом;

Осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;

Желание и умение ухаживать за живым существом;

Эмоциональность восприятия и общения с животным;

Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе являются поступки. Любовь к природе подразумевают не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять). В дошкольном возрасте закладываются лишь предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы.

Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы упражнять ребёнка в нравственных поступках. Вот на прогулке дети увидели ежа. И воспитатель, прежде чем взять животное в детский сад, обсудил с детьми, хорошо ли будет ему в помещении, смогут ли ребята создать для животного условия, похожие на естественные. Дети с помощью педагоги приходят к выводу: нельзя брать ежа из леса. Каждый случай отрицательного отношения также не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребёнок проявил жёсткость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого и т.д. У ребёнка надо сформировать понимание того, что животное, как и человек, чувствует, болеет, страдает, радуется. Терпеливое, доходчивое объяснение способствует развитию сопереживания, стремления помочь.

Человек - друг животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. Педагог следит за тем, что у ребят появилась ответственность за хорошее состояние животного, которое живёт у них в уголке природы, возникло не только умение, желание, но и потребность, сделать доброе дело ради живого существа: вовремя накормить, напоить, почистить клетку, оказать помощь.

Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром в соответствии с названной выше систематизацией знаний решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. Осуществляя работу в указанных направлениях, необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными: во многих домах держат собак, кошек, рыб, птиц, хомяков и т.д. Однако часто любовь к представителям фауны приобретает эгоистический характер: дети и взрослые ухаживают и заботятся о своих животных, к чужим же относятся пренебрежительно, а часто и враждебно. Поэтому педагог должен:

познакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений у детей разного возраста о животных. Для этого проводятся родительские собрания, открытые занятия, коллективные экскурсии в лес, зоопарк и др.;

показать родителям особенности ознакомления дошкольников с животными в домашних условиях. Воспитатель проводит консультации, беседы, посещает семьи своих воспитанников. Специальное место в уголке для родителей отводится тематической рубрике. Здесь можно поместить, например, информацию о сезонной жизни животных, возможных способах оказания им помощи в разное время года;

давать практические советы по уходу за животными, их содержанию дома, организации живого уголка;

повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания о природоохранительных мероприятиях, проводимых в нашей стране. Это могут быть лекции, выставки художественной и научно-популярной литературы, специальные выпуски стен газеты.

« Первое знакомство»

Наблюдение за кошкой с детьми младшего возраста

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о кошке: признак внешнего вида ( большая серая, с мягкой пушистой шерстью; есть голова; глаза - чтобы смотреть; уши - чтобы слышать; рот с зубами - чтобы есть; ноги - чтобы ходить, лазать, бегать, особенностях поведения «кошка мяукает - «разговаривает»» лакает молока, любит есть мясо, рыбу. Кошка живая ).

Развивать умение наблюдать: принимать цель наблюдения, внимательно рассматривать, говорить об увиденном, используя знакомые слова и выражения.

Воспитывать у детей симпатии к кошке, желание правильно общаться с ней ( ласково называть, нежно погладить, покормить, поиграть ).

Материал: живая кошка, столик.

Продукты: мясо, молоко, конфета, кубик.

Словарная работа: царапается, понюхала, лакает.

Метод приема: сюрпризный момент, беседа, наблюдение, ответы детей.

До занятия. Воспитатель приносит кошку утром, впускает в группу сопровождая свои действия рассказом: «Кошка привыкла жить дома у хозяина дяди Коли. Сейчас ей страшно. Нашей группы она не знает. Посмотрите, как кошка узнает наш дом. Что она делает? Намешайте ей знакомиться с нашим домом. Напугайте ее ». Воспитатель занимается своими делами, а дети самостоятельно наблюдают за кошкой, делятся впечатлениями. Воспитатель берет кошку на руки, поглаживает животное, успокаивает его ласково разговаривает.

Ход занятия.

Воспитатель: К нам в гости пришла кошка. Ее зовут Муся (приговаривает Муся, Мусенька ). Нравится ей у меня? Как вы узнали.

Дети: Она не убегает, сидит тихо, не царапается и т.д.

(Воспитатель отпускает кошку Мусю на пол.)

Воспитатель: посмотрим, что она будет делать.

Дети: Идет, пошла.

Воспитатель: Какие у нее ноги? Сколько их у Муси? Посчитаем: две и две! Две впереди и две сзади.

Воспитатель: Зачем Муси ноги? Закройте глаза, послушайте, как ходит Муся. Дети: Тихо, не слышно.

Воспитатель: Почему кошка ходит тихо? (показывает лапы с подушечками). Позови, Миша, кошку. Слышали, как тихо она шла. На лапках - мягкие подушечки, поэтому ходит тихо.

Воспитатель: Хорошая, Муся. Посмотрите, как я ее поглажу: от головы к хвосту - по шерсти. (Предлагает детям погладить, пожеланию, ласково разговаривая с ней). Муси нравится, когда ее нежно гладят.

( Дети по желанию гладят кошку)

Воспитатель: какая шерсть у кошки? Зачем шерсть кошки? (гладят)

Дети: Мягкая, пушистая, гладкая и т.д.

Воспитатель: Послушайте, как кошка мурлычет, когда ей приятно.

А как кошка просит есть? Муся забыла, как надо просить есть - подскажите. (Дети, подражая, кошки произносят мяу- мяу - мяу).

Воспитатель: Муся услышала? Как узнали?

Дети: Ушки повернула, посмотрела на нас.

Воспитатель: Какие ушки у Муси? Зачем они? Что надо слышать кошки? (Предлагает позвать кошку детям по имени - ласково, не громко - нескольким детям)

Воспитатель: Услышала кошка? Как узнал?

(Обращается к каждому ребенку)

Воспитатель: А зачем кошки усы и нос? Кто знает?

Дети: Нос нюхать, обнюхивать, узнавать пищу.

Воспитатель: Давайте посмотрим.

(На столике заранее приготовлена пища: молоко, мясо то, что не ест кубик, конфета)

Воспитатель: Угости Мусю (кошка запрыгивает на приготовленный столик. Как Муся узнала, где какая пища).

Дети: Посмотрела, понюхала, нюхала носом, шевелила усами.

Воспитатель: Что она любит, что она выбрала?

Дети: мясо.

Воспитатель: Посмотрите, как она ест мясо. Почему лапой держит? У нее когти острые, большие. Зачем кошке когти?

Дети: Держать, царапать.

Воспитатель: что помогает Муське жевать мясо?

Дети: Зубы

Воспитатель: Какие у кошки зубы?

Дети: Маленькие, но очень острые.

Воспитатель: Поела. Дадим Мусе молока. Что делает?

Дети: лакает языком.

Воспитатель: А лапки где?

Дети: Когда пьет лапками не держит.

Воспитатель: Что любит пить Муся?

Дети: Молоко.

Воспитатель: Наелась, напилась Мусенька. Что сделала?

Дети: Спрыгнула.

Воспитатель: Как прыгнула? Почему не стучат когти?

Дети: Неслышно спрыгнула коготки спрятала.

(воспитатель гладит кошку, показывает ее коготки, спрятанные в подушечках).

Воспитатель: Понравилась вам Муся? Она сыта, довольна. Вы ей тоже понравились. Сейчас отдохнет, а потом будет играть с нами. Хотите? Погладьте ее, назовите ласково, ей будет приятно. Муся - живая кошка.

Дикие животные

Конспект занятия с детьми младшего возраста

Формировать у детей представления о диких животных, внешнем виде, образе жизни. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Активизировать словарь: медведь, заяц, лиса, лапки, скачет, прыгает. Побуждать к использованию в речи предлогов под, над, за.

Воспитывать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому.

Материалы для занятия: игрушечный медвежонок, стол, картинки для        ,лиса, заяц, медведь, деревья.

Метод, приёмы: сюрпризный момент, рассматривания, беседа, игра «Где спрятался мишка?", игра"3айка серенький сидит"

                                      Ход занятия  

Сегодня к нам в гости пришёл медвежонок. Посмотрите какой он: коричневый, большой, мягкий, тёплый. Это что у мишки? (показывает на глаза, уши, нос, лапы.) Дети называют и показывают. Правильно, глазки. Они чёрные, круглые.

А это, что?

Ушки

Верно, ушки. Они мягкие. Покажите, где носик. А это, что? Точно, лапки. Наш гость хочет поиграть. Он будет прятаться, а вы должны сказать, где мишка.

Игра "Где спрятался мишка?'

 

Малышу очень понравилось с вами играть, и он приглашает вас в лес. Что такое лес?

Высказываются.

Правильно в лесу много деревьев, и наш Мишутка там живёт. Давайте поедем на поезде. Занимайте свои места.

(Строимся "паровозиком")

Деток поезд наш везёт в лес и на полянку. Будем весело играть, повстречаем зайку.

"Так-так-так! Так-так-так-так" колёсики стучат. "Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!"- белку встретим и лису.

Паровоз идёт всё тише, значит, остановка ближе. Приехали!

Вот мы с вами и приехали в лес. Посмотрите сколько здесь деревьев (расставляю изображения деревьев):и ёлки, и берёзы, ещё берёзы.

Много деревьев. Кто живёт в лесу?(Выставляю картинку). Правильно, мишка- медведь. Он большой, лохматый, косолапый, рычит. Как медведь рычит? Правильно:"У-у-у".Что ест мишка? Да, ягоды любит, мёд, корешки сладкие, а может и рыбку поймать. Вот какой молодец! Летом медведь по лесу бродит, а зимой, когда снег и холодно, спит, всю зиму спит, совсем не просыпается.

А ещё в лесу живёт зайчик. Давайте позовём его. Скажите:"3айчик, иди к нам"

Вот зайчик: длинные ушки, быстрые но- ножки, прыгает ловко, любит морковку.

Где живёт зайчик? Да, в лесу. А что ест зайчик? Правильно морковку, капусту, травку. А шубка у зайчика не простая. Летом, когда тепло, она серая, а зимой, когда снег везде, белый. Зачем так? Это чтобы от лисы прятаться. Давайте поиграем с нашим зайчиком.

Игра "Зайка серенький сидит”

Кто же испугал заиньку? Да это лиса!

Шубка рыжая, хвост пушистый. Где у лисы ушки? А это что? Верно, носик. Он помогает лисоньке еду находить. Что ест лисичка? Мышек ловит, грибы, корешки любит, а может и зайчика поймать. Вот какая! Поэтому и убегает заинька от лисы на своих быстрых ножках. Как хорошо мы с вами в лесу погуляли. Кого видели?

Медведя, лису, зайца.

Да, медведя, лису, зайца. Медведь какой?

Большой, косолапый.

Правильно, большой, косолапый. А лисичка?

Рыжая, хитрая.

Рыжая, хитрая. Какие у зайчика ушки? Длинные.

Да, длинные. Теперь пора нам в детский сад ехать.

Садитесь в поезд. Поехали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Значение ознакомления детей с животными."

Расширять знания родителей  о степени сформированности у детей гуманных чувств к четвероногим друзьям....

Методическая разработка. Консультация для родителей: «Значение ознакомления детей с животными». «НАШИ СПУТНИКИ И ДРУЗЬЯ»

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта...

Значение ознакомления детей с животными

Консультация для родителей "Значение ознакомления детей с животными"        ...