ВОДА- ЭТО ТО, ЧТО ВСЕМ ЖИЗНЬ НАМ ДАЕТ! ( Конспект НОД, ОО «Познание», старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сотникова Марина Владимировна

Занятие позволяет расширять представления детей о значении воды для жизни человека и всех живых существ. Прививает навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоёмах, расширяет представления о том, что в природе все взаимосвязано. Развивает умение логически мыслить, делать выводы, доказывать правильность своего мнения; активизировать и обогащать словарь детей .Воспитывает понимание необходимости бережного отношения к воде  и последствий экологически неграмотного поведения  по отношению к воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

ВОДА- ЭТО ТО, ЧТО ВСЕМ ЖИЗНЬ НАМ ДАЕТ!

 ( Конспект НОД, ОО «Познание»,  старшая  группа)

Сотникова М.В., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

 вида №2 «Ромашка» города Губкина

Белгородской области

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о значении воды для жизни человека и всех живых существ. Прививать навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоёмах, расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано.

2.Развивать навыки правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии. Развивать умение логически мыслить, делать выводы, доказывать правильность своего мнения; активизировать и обогащать словарь детей .

3. Воспитывать понимание необходимости бережного отношения к воде  и последствий экологически неграмотного поведения  по отношению к воде.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, аудиозаписи  журчания реки, песен А. Пахмутовой «Просьба», В. Шаинского «Синяя вода», глобус, плоскостной театр на магнитной доске « Как Речка стала грязной», игра «Берегите  воду», мяч.

Ход мероприятия:

Под звуки журчания реки входит девочка в костюме Капельки и плачет.

Воспитатель: Ты кто, и почему плачешь?

Капелька. Здравствуйте. Я Капелька. А плачу я потому, что у меня случилась беда. Сейчас я расскажу вам свою грустную историю.

Показ плоскостного театра «Как Речка стала грязной»

Жила- была Речка. Красивая, чистая, Речка- хрустальная водичка. Рыбы в речке было видимо- невидимо. По берегам стелилась трава- мурава зеленая, шелковая, стояли сосны высокие. На эту речку люди часто ходили рыбачить  купаться  и просто отдыхать. И  я жила в этой речке- купалась, резвилась, с рыбками играла. Река поила собой весь город.  Вскоре стали по реке ходить белоснежные пароходы и стремительные лодки. На ее крутых берегах построили огромный завод, из труб которого, в Реку потекли грязные потоки. В Реку бросали всякий хлам: банки, бутылки, пакеты, фантики, огрызки. В ней мыли грязные машины, стирали свое белье. И никто из  людей не подумал, что Река, тоже живая. А она очень переживала по этому поводу. «Почему люди  так плохо относятся ко мне? Ведь я их пою, даю свет и тепло, защищаю в жаркие и душные дни от палящего зноя», — думала она. Потемнела Река от печали, стала грязной  и   мутной. Стали ее жители зеленые растения и рыбки болеть и   умирать. Совсем заболела и мудрая Река. «Не могу больше оставаться с бездушными людьми. Надо уходить подальше от них, иначе я стану просто мертвой рекой» - решила  она.

       Позвала она своих жителей и сказала: «Я всегда была для вас родимым домом, а теперь пришла неслыханная беда. Я сильно заболела. Давайте уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: растения,  рыбы и всякое зверье и побежала она в родимый край своего детства. Туда, где росли сосны и милые березы, где человек - редкий гость.

Покинула нас река, и негде мне стало жить.

Воспитатель: Грустная история. (Подходит к крану, открывает его, а воды в кране нет). Да, действительно нет воды-  убежала  Река от нас. А может мы и без нее обойдемся, а  Капельку у себя оставим  жить. Для чего  нам нужна  вода?

Ответы детей: пить, умываться, купаться, готовить еду, убираться,  стирать одежду).

Воспитатель: Ребята, а что  может случиться, если  Река не вернется?

Ответы детей: нечем будет умыться, нечего будет пить, не из чего приготовить кушать, люди станут грязными, начнут болеть и т.д.

Воспитатель: Ребята оказывается   без пищи человек может прожить несколько недель, а  без воды всего три дня. Поэтому нам надо срочно вернуть Речку.  Этим мы не только Капельке поможем, но и себе.

        Для начала мы должны понять, почему ушла Речка, на кого она обиделась? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно ребята. Это мы – люди обидели Речку Это из- за нас она стала грязной и больной. Поэтому надо срочно найти ее, попросить у нее прощения и помочь  ей выздороветь- очистить ее от грязи чтобы она опять стала чистой и красивой. А еще мы должны пообещать Речке никогда не загрязнять её. Может тогда она вернется.

        

Физкультминутка( под звуки шума дождя)

Дети :       Дождик бегает по крыше- Бом! Бом! Бом!

                    По веселой , звонкой крыше- Бом! Бом! Бом!

Капелька:  Дома, дома посидите- Бом! Бом! Бом!

                    Никуда не выходите-  Бом! Бом! Бом!

                   Почитайте, поиграйте- Бом! Бом! Бом!

                   А уйду- тогда гуляйте…Бом…Бом…Бом…

Дети :       Дождик бегает по крыше- Бом! Бом! Бом!

                   По веселой , звонкой крыше- Бом! Бом! Бом!

Воспитатель. Капелька, ты знаешь где искать Речку?

Капелька. Да, я покажу вам дорогу.

Воспитатель: Ну что ж ребята, отправляемся в путь? 

Дети. Да.

Под песню «Дождя не боимся» дети отправляются в путь.

Выходит девочка в костюме Речки (с длинным голубым шлейфом из ткани, на котором лежат игрушечные грязные рыбки и много разного мусора.

Капелька. Дорогая Речка, я привела к тебе ребят, они хотят тебе что- то сказать.

Дети: Речка, прости нас пожалуйста что мы так плохо к тебе относились, загрязняли тебя. Мы больше так не будем. Прости нас, пожалуйста. Вернись  назад. Ты нам очень нужна.

Речка. Я очень рассержена на вас. Ведь вы  чуть не   погубили не только меня, но и всех моих жителей. Но если вы  ответите на мои вопросы, то  я  вернусь к вам. Вы готовы?

Дети. Да. (Рассаживаются  возле Речки) 

Речка. Кто живет в реке? (Ответы детей)

Слайды  с изображением флоры и фауны реки.

Воспитатель. В реках живут  не только рыбы. Вода, дно и  берега рек- среда обитания многих живых организмов. Например: водоросли, речные раки, черви, личинки насекомых. На дне и берегах реки растут водоросли, камыши, обитают лягушки и ящерицы. Над речкой летает множество насекомых. По берегам растут деревья и трава благодаря тому, что питаются водами реки.

Речка.  Где еще в природе встречается вода? (Ответы детей)

Рассматривают слайды под  песню   «Синяя вода» В. Шаинского с

изображением воды в природе (океан, море, река, пруд, озеро, ручей)

Воспитатель. Посмотрите на глобус.  Видите сколько здесь синего цвета- это  моря, океаны,     реки, ручьи, озера, пруды. Благодаря огромному водному пространству Земля называется голубой планетой.

Речка.  Вы  пьете воду после очистки которая встречается в реке или море? (Ответы детей)

Воспитатель. Ребята, после очистки можно пить только ту воду, которая встречается  в реках, озерах, ручьях. Она называется пресной.  На глобусе она обозначена тоненькими ниточками.  Видите как ее мало, поэтому ее надо беречь. Ведь если мы и дальше будем продолжать загрязнять реки, озера, пруды, то рано или поздно они все высохнут и нам нечего будет пить. Ведь морскую воду мы пить не можем- она соленая.

Капелька. Давайте поиграем в игру  «Хорошо- плохо».

Капелька называет ситуацию  с водой и кидает мяч ребенку. Если в названной ситуации вода приносит пользу , то ребенок ловит мяч, а если вода может нанести вред, то ребенок отбивает мяч.

Речка. Ребята, а вы знаете, что запасы   пресной воды  в мире уменьшаются Почему это происходит? (Ответы детей)

Воспитатель. Да ребята, это именно из-за того, что и произошло с нашей речкой- из- за загрязнения   рек людьми. (Рассматривают слайды с загрязненными реками. Беседы по ним.).

Речка.  Когда погибает загрязненная речка, кто гибнет вместе с ней? (Ответы детей)

Воспитатель. Вместе с рекой  погибают не только ее обитатели, ни и те кто  населяет берега этой реки- гибнут деревья, кустарники, цветы, которые растут вдоль берегов потому что из- за того что высохла речка им не хватает влаги. Погибают даже животные и птицы, которые пили воду из этой реки.(Рассматривают слайды с погибшими, высохшими реками. Беседы по ним.)

Речка. Как можно беречь воду?  (Ответы детей- не бросать мусор в реки, не оставлять его на берегу реки, не мыть в реке машины,  грязные отходы которые сливают в реки с фабрик и заводов сначала очищать, не убивать лягушек, не рвать речные растения и т.д.)

Воспитатель. Кроме того что ее не надо загрязнять, ее еще надо и экономить. Вы знаете, оказывается:

каждый раз когда вы чистите зубы,  вы расходуете 1 литр воды;

принимая душ в течении 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды из капающего крана за сутки вытекает 11 литров воды;

наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды;
каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды;
через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту;
через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час;
даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.
              Значит как можно экономить воду?

 Ответы детей-  не надо оставлять кран открытым,  выключать воду при чистке зубов  или уборке квартиры, следить за тем, чтобы кран был исправен.

Капелька. Давайте поиграем в игру «Берегите воду»

На наборном полотне картинки, изображающие ситуации загрязняющие воду  или не бережного к ней отношения. Воспитатель  бреет одну из картинок, и дети должны рассказать,  почему так нельзя  делать и к чему это может привести.Речка. Ни что ж ребята, теперь я вижу, что вы знаете как  и зачем надо беречь воду. Я вернусь назад и буду как и прежде  радовать вас своей прохладой.

Воспитатель. Только прежде позволь нам  вылечить тебя. Ребята, что мы должны сделать?

Дети. Очистить Речку- убрать весь мусор, грязь

Дети убирают мусор, чистят рыбок.

Слайды с чистыми реками и благоухающей вокруг природой

Речка. Спасибо вам ребята.

Капелька.  Теперь я снова буду жить в чистой  воде.  Речка, побежали скорее домой. До свидания, ребята.  Спасибо вам за Речку. На память обо мне я хочу подарить вам капельки, чтобы вы всегда помнили о воде и о бережном к ней отношении. ( вешает на шею каждому ребенку маленькую капельку и  уходит).

Воспитатель. Ну что ж ребята, и нам пора назад.

Вот мы и вернулись в детский сад. Я надеюсь, что вы  многое узнали  сегодня. А также поняли, что без воды жизни нет, и ее надо беречь и охранять. Давайте нарисуем рисунки, о том как можно беречь воду.

Звучит  песня  А. Пахмутовой «Просьба»

Дети рисуют.

 Беседа по рисункам.

Воспитатель. Давайте назовем с вам правила бережного отношения к воде, которые надо знать и выполнять:

1. Не мусорить на отдыхе возле реки.                                                                                  2. Экономить воду.                                                                                                     3. Строить очистительные сооружения.                                                                                                     4. Не ловить и не убивать лягушек.                                                                                                     5. Не рвать   растения растущие в реке .                                                                                                6. Не стирать в реке.                                                                                                                        7. Не мыть в реке машины.

В заключении воспитатель читает стихотворение «Берегите воду»

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, ее свойства, значение в жизни человека, животных, растений".

Уточнить знания детей о свойствах воды, распространении в природе, значении для живых существ...

Экологический образовательный проект «Вода пресная – бесценная и всем необходимая»

Направление проектной работы – экологическое воспитание дошкольников, познавательно-экспериментальная деятельность. Образовательные задачи – формирование у детей основы экологической культуры, э...

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Если чистая вода, не грозит нам всем беда"

Цель: Формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира....

Конспект НОД «Волшебная вода» (дети 5-го года жизни)

Тема: «Волшебная вода».Возрастная группа: дети 5-го года жизни (средняя группа).Форма НОД: опытно-экспериментальная деятельность в средней группеИнтеграция образовательных о...

"Вода нужна всегда и всем"

Полезная привычка- бережно и разумно использовать воду!...

конспект "Вода нужна всегда и всем"

Вода, вода, кругом вода!...

План-конспект занятия по окружающему миру "Вода и ее роль в жизни человека"

Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле.Программное содержание: показать значение воды для всего живого; развивать познавательную активность в процессе форм...