Конспект НОД «Волшебная вода» (дети 5-го года жизни)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Трифанова Ольга Викторовна

Тема: «Волшебная вода».

Возрастная группа: дети 5-го года жизни (средняя группа).

Форма НОД: опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, ФЭМП.

Форма организации: подгрупповая.

Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы; Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015; картотека физкультминуток №1.

Предварительная работа:
Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».

Цель:

  • Учить детей методам экспериментирования.
  • Расширять знания о свойствах воды и ее значении для всего живого на земле.

Ожидаемый результат:

  • Воспроизводят: навыки проведения лабораторных опытов.
  • Понимают: о свойствах воды.
  • Применяют: умение устанавливать простые причинно-следственные связи.

Задачи:

1.Образовательные:

- подвести детей к пониманию важности воды в жизни людей и всего живого;

- закрепить знания о свойствах воды;

- упражнять в отгадывании загадок;

- формировать навык рисования нетрадиционным методом.

2. Развивающие:

 - развивать мышление и память, умение анализировать и делать выводы;

- развивать эмоциональную сферу детей;

- развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитательные:

- воспитывать экологическую грамотность у детей;

- воспитывать коммуникативные качества.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент (мыльные пузыри)

Словесный  (беседа о воде)

Наглядный (глобус, слайды)

Практический  (опыты, эксперименты)

Оборудование:
Пластмассовые стаканы, ватные палочки, трубочки, игрушки из серии «киндер сюрприз», баночки с гуашью, (индивидуальные для каждого ребенка), разной формы сосуды, тазик и бутылка с водой. Бумажные формы синего цвета – «лужи».

Слайды. Медали для детей.

 

Техническое оборудование:
- проектор и экран, для показа слайдов.

 

 

 

 

Воспитатель: Трифанова Ольга Викторовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Волшебная вода» (дети 5-го года жизни)

Тема: «Волшебная вода».

Возрастная группа: дети 5-го года жизни (средняя группа).

Форма НОД: опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, ФЭМП.

Форма организации: подгрупповая.

Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного возраста «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы; Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015; картотека физкультминуток №1.

Предварительная работа:
Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».

Цель:

  • Учить детей методам экспериментирования.
  • Расширять знания о свойствах воды и ее значении для всего живого на земле.

Ожидаемый результат:

  • Воспроизводят: навыки проведения лабораторных опытов.
  • Понимают: о свойствах воды.
  • Применяют: умение устанавливать простые причинно-следственные связи.

Задачи:

1.Образовательные:

- подвести детей к пониманию важности воды в жизни людей и всего живого;

- закрепить знания о свойствах воды;

- упражнять в отгадывании загадок;

- формировать навык рисования нетрадиционным методом.

2. Развивающие:

 - развивать мышление и память, умение анализировать и делать выводы;

- развивать эмоциональную сферу детей;

- развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитательные:

- воспитывать экологическую грамотность у детей;

- воспитывать коммуникативные качества.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент (мыльные пузыри)

Словесный  (беседа о воде)

Наглядный (глобус, слайды)

Практический  (опыты, эксперименты)

Оборудование:
Пластмассовые стаканы, ватные палочки, трубочки, игрушки из серии «киндер сюрприз», баночки с гуашью, (индивидуальные для каждого ребенка), разной формы сосуды, тазик и бутылка с водой. Бумажные формы синего цвета – «лужи».

Слайды. Медали для детей.

Техническое оборудование:
- проектор и экран, для показа слайдов.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация деятельности.

 Задача: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.

-Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много интересного. Я хочу, чтобы у нас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу!

А теперь попробуйте отгадать загадки:

Лужа, море, океан,

Пруд, ручей, родник, туман,

Озеро, река -  всегда

В них отыщется (вода)

Меня льют, меня пьют

Всем нужна я

Кто я такая? 

 (Вода)

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить. (Вода).

Воспитатель: Правильно это вода.


Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

Задаёт вопросы.

Выслушивает ответы детей.

Стимулирует детей к речевой активности.

Дети выражают различные эмоции.

Вступают в диалог.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, любознательность.

Эмоционально откликается на объекты природы.


Основной этап

Задача: познакомить со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность.

- Что у меня в руках? (Глобус)

- Глобус – это уменьшенный макет нашей планеты. Как называется наша планета?  (Земля).

- Детки, рассмотрите глобус. Какого цвета на нём больше всего? (Синий,    голубой). А почему? (Синий цвет – это вода). На нашей планете земля много воды: реки, озёра, моря, океаны. Ведь без воды невозможно было бы жить.

Слайд№1 (вода в природе)

 Сегодня мы с вами поговорим о воде и попробуем     доказать, что вода может быть волшебницей.

- Сейчас как маленьких ученных я приглашаю вас  в лаборатории.

В каждой из которых, решается своя задача.

 

Давайте найдем цифру 1 и подойдем к столику.

Лаборатория №1

Опыт 1. «Вода текучая»

Воспитатель: Наливаю в стакан немного воды. Что происходит с водой? Что делает вода, когда ее наливаю в стаканчик?

 Есть ли среди вас тот, кто сможет удержать воду? (Ответы детей.) Давайте попробуем. Сложите ладошки лодочкой, наберите воды и попробуйте её удержать. А можно ли взять воду в кулачек? Почему? Что мы можем сказать о воде? (Льётся, течёт, бежит.)


Воду трудно удержать,
Она стремится убежать.
Значит какая вода? (Жидкая, текучая.)
Вывод: вода текучая, жидкая.

А теперь найдем стол с цифрой 2.

Лаборатория №2
Опыт 2. "Вода – не имеет формы"

 (На столе стоят разной формы сосуды, тазик и бутылка с водой). Давайте подойдем к столу, и посмотрим   какой формы сосуды? (Ответы детей). Правильно! Разной.  Капаю воду на столЧто произошло с водой? (Ответы детей). Правильно, она растекается в разные стороны. Принимает она какую-нибудь форму сейчас? (Ответы детей). Правильно, не принимает.

(Далее воспитатель заполняет другие сосуды водой.)

- Ребята, посмотрите теперь на емкости и сосуды, которые мы с вами заполнили что произошло с водой? (Ответы детей)Можно сказать, что вода имеет какую – то определенную, точную форму? (Ответы детей). Нет, вода принимает форму сосуда, в который ее налили.

Вывод: вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который ее налили.

-Как вы считаете, какого цвета вода?

Воспитатель: Давайте проверим и пройдём в лабораторию №3. Найдем номер 3.

Опыт 3. "Вода бесцветная"

На столе стакан с молоком и стакан с водой. Какого цвета молоко?

- А можно сказать про воду, что она белого цвета? Значит, какая она? Вода без цвета?

- Возьмите стакан с молоком, и положите туда камешек. Видно камешек? Почему?

- Возьмите стакан с водой и тоже опустите туда камешек. А через воду видно? Какая вода? Почему в стакане с водой камешек видно?

-Есть цвет  у воды?

- Мы можем сказать БЕЗ цвета?

- Значит вода какая?

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.

- Ребята, какое время года на улице?

Что происходит вокруг?

А по лужам можно ходить? Почему нельзя ходить по лужам (ноги промокнут и можно заболеть). Сейчас мы с вами пойдем гулять и мы не будем ноги мочить, а будем прыгать через лужи.

Физминутка: "Перепрыгнем через лужи"(посередине группы лежат разные формы синего цвета - "лужи")

Молодцы ребята, никто не замочил ножки, погуляли славно.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом? Перейдём к третьему столику.

Опыт 4. "Вода может изменить свой цвет"Лаборатория №4

Рассмотрим, что мы видим на столике? (На столе стоят стаканы с водой и гуашь разных цветов)

Я сейчас в воду добавлю гуашь и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

- Давайте мы побудем волшебниками и перекрасим воду в красивые яркие цвета. А что нужно сделать, чтобы у вас в стаканчиках вода тоже изменила свой цвет? Возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

 Сюрпризный момент.

- Молодцы, вы хорошо поработали. Настало время отдохнуть. Посмотрите, какой  красивый коробочек. Что же там внутри?

В мыльной воде родился,

В шарик превратился.

К солнышку полетел,

Да не долетел – лопнул.

(мыльный пузырь)

Слайд №2

-Вы умеете дуть мыльные пузыри?

Если дунуть посильней

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

-Давайте попробуем. Очень весело получилось.

Продуктивная деятельность.

- Открою вам маленький секрет. С помощью мыльных пузырей можно ещё и рисовать. Попробуем?

- В мисочку наливаю немного краски – гуашь, добавляю мыльные пузыри. Через трубочку туда подую. Посмотрите, какая получилась «мыльная шапка».  А теперь прислоню к ней лист белой бумаги. Посмотрите, какая красота получилась. А теперь все попробуем рисовать мыльными пузырями.

(Дети под руководством воспитателя рисуют мыльными пузырями)

- Ах, какая красота! Положим рисунки сохнуть.

Выслушивает мнения детей.

Комментирует высказывания. Настраивает детей на исследовательскую деятельность

создает ситуацию для самостоятельной деятельности.

Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям.

Стимулирование детей к умозаключениям.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов.

Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.

Привлекает детей к игре

Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы.

Эмоционально вовлекает в слушание и в эксперимент.

Стимулирование детей к умозаключениям.

 Дети внимательно рассматривают глобус.

Принимают активное участие в обсуждении; слушают внимательно,высказывают свои мысли. Отвечают на заданные вопросы

Принимают активное участие в деятельности.

Проявляют изобретательность при решении проблемы.

Активно играют, выполняют движения.

Наблюдают, отмечают результаты наблюдений, высказывают собственное мнение.

Проявляет любознательность

Умеет наблюдать, экспериментировать.

Умеет делать логические выводы и сравнения.

Проявляет речевую активность.

Доводит начатое дело до конца, работает в общем ритме.

Проявляет интерес к различным видам детской деятельности (экспериментирование).

Демонстрируют физическую активность.

Способен делать умозаключения  и выводы.

Заключительный этап.

Задача: проанализировать уровень усвоения материала по теме: «Волшебница вода»

А мы пока поиграем, и с помощью игры повторим – для чего нужна вода.

Игра «Ассоциация» 

показываю детям картинки. Они смотрят и определяют, о какой роли воды идёт речь

- рыбки – живут в воде, без воды погибнут;

- комнатный цветок в горшке – без воды погибнет, поливаем;

- стакан – воду пьёт человек, необходима для жизни;

- пляж – купаемся в жару;

- кран – моем руки;

- кухня, повар – варим еду;

- стиральная машина – стираем грязные вещи.

- Детки сегодня мы поговорили о воде. Выяснили, какую важную роль играет вода в жизни каждого человека. Спасибо вам, за отличную работу. Вам в подарок от меня небольшой подарок – медаль «Юный знаток воды».

До свидания.

Нацеливает детей на аналитическую деятельность, стимулирует к познавательной деятельности

Делятся впечатлениями от результатов деятельности.

Делают обобщения, выводы, элементарные умозаключения.

Открыт внешнему миру.    

Проявляет любознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В волшебной стране Звуков и Букв" (конспект итогового занятия для детей 7-го года жизни группы компенсирующей направленности)

Данный конспект предназначен для учителей-логопедов для проведения открытого итогового занятия с детьми седьмого года жизни группы компенсирующей направленности...

Конспект интегрированного занятия для детей 3-его года жизни "Рукавичка".

Интегрированное занятие для детей 1-ой младшей группы. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие....

Конспект интегированного занятия для детей 5-ого года жизни "Зимующие птицы".

Конспект непосредственной образовательной деятельности с применением ИКТ для средней группы детского сада....

Конспект физкультурного занятия для детей 4-го года жизни

Конспект физкультурного занятия для детей 4-го года жизни "Путешествие на паровозике" с использованием современных технологий ИКТ, самомассаж, игровая...

Конспект игрового занятия для детей 3-го года жизни, тема: «Три поросенка»

Цели: Продолжать учить детей внимательно слушать сказку и смотреть кукольный театр, эмоционально воспринимать содержание, сопереживать героям.Расширить знания детей о животном свинье.Обогатить па...

План - конспект обучающей игры для детей 2-3 года жизни.

План - конспект обучающей игры для детей 2-3 года жизни.Название игры: «Не боимся мы воды!»Возраст: Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)Цель: Подде­рживать познавательную акт...

Конспект игрового занятия для детей 3-го года жизни на тему: «Три поросенка»

Цели:Продолжать учить детей внимательно слушать сказку и смотреть кукольный театр, эмоционально воспринимать содержание, сопереживать героям.Расширить знания детей о животном свинье.Обогатить пассивны...