Главные вкладки

    Конспект занятия "Вода, ее свойства, значение в жизни человека, животных, растений".
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Бикмухаметова Наталья Сергеевна

    Уточнить знания детей о свойствах воды, распространении в природе, значении для живых существ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в старшей группе

    МБДОУ ДСКВ № 17 «Ладушки»

    по теме "Вода, ее свойства, значение в жизни человека, животных, растений".

    Цель: 

    • уточнить знания детей о свойствах воды, распространении в природе, значении для живых существ;
    • упражнять в обследовании объектов с помощью пяти анализаторов;
    • развивать чувствительность к противоречиям, желание решать их;
    • воспитывать осторожность в обращении с незнакомыми веществами;
    • развивать умение моделировать.

      Материал: баночки с водой, жидкостями, имеющими запах, цвет; различные емкости для воды разнообразной формы.

      Ход занятия:

      В.: Ребята, посмотрите вокруг, как многообразен мир - нас окружают как живые, так и неживые существа и предметы. Какие неживые предметы вы можете назвать?
      Д.: Стол, книга, камень, игрушки, карандаш, стекло.
      В.: А живые?
      Д.: Человек, животные, птицы, рыбы, насекомые, растения.
      В.: Без чего не могут жить все живые существа?
      Д.: Без пищи, без воздуха, без воды.
      В.: Правильно, всем живым существам нужна вода, без нее не обойтись. Поиграем в игру "Хорошо - плохо". Вода - это хорошо. Почему?
      Д.: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки, можно водой закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
      В.: Но вода - это плохо. Почему?
      Д.: Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда вода разрушает дома.
      В.: Итак, вода необходима, и в то же время, бывает опасной и даже приносит вред.
      В.: Посмотрите, я капнула из пипетки капельку воды. Она маленькая? А как еще меньше сделать?
      Д.: Брызнуть из пульверизатора.
      В.: А как еще меньше можно сделать?
      Д.: Можно подышать на стекло.
      В.: Посмотрите, какие маленькие получились, их даже нельзя в отдельности рассмотреть. Их можно еще меньше сделать, и тогда это будут не, а маленькие человечки. Скажите, где живут эти человечки воды?
      Д.: В реке, океане, озере, в дождевой капле, в капле росы.
      В.: У меня на столе разные баночки. Как узнать, в какой из них вода?
      Д.: Нужно полить из банки: вода выльется, растечется.
      В.: А почему растечется?
      Д.: Вода жидкая.
      В.: Скажите, ребята, а есть ли форма у воды? Посмотрите, какой формы вода в стакане.
      Д.: В форме стакана - цилиндрическая.
      В.: А попробуйте перелить воду в емкости разной формы. Теперь какую форму приняла вода?
      Д.: Вода приняла форму блюдца, чашки, пузырька.
      В.: Вода жидкая, она может принимать форму другого предмета, а происходит это потому, что человечки, живущие в воде, не держатся между собой, но стоят рядом, их легко можно переставить, перелить в разные сосуды, между ними могут расположиться человечки из других веществ. Как вы думаете, какие они по характеру: не дружат между собой, но и не убегают?
      Д.: Недружные, слабые, равнодушные.
      В.: Хорошо, давайте попробуем изобразить таких человечков. Что получилось?
      Д.: Человечки воды слабые, разливаются в разные стороны, получается лужица.
      В.: Ребята, вы сказали, вода льется, растекается, переливается, но всегда ли то, что льется - это вода?
      Д.: Это может быть молоко, чай, кофе, бульон, кисель, бензин, нефть, сок. Это тоже жидкости.
      В.: Все правильно, и в этих веществах тоже живут равнодушные человечки. Скажите, как еще можно узнать воду?
      Д.: По цвету определить.
      В.: А какого цвета вода?
      Д.: Она бесцветная, все предметы имеют цвет. Многие жидкие вещества имеют цвет. А еще вода прозрачная.
      В.: Как это проверить?
      Д.: Можно опустить в воду мелкие предметы: через воду их видно.
      В.: А еще как можно определить, что в стакане находится вода?
      Д.: Можно понюхать.
      В.: Понюхайте! Что это?
      Д.: Это одеколон!
      В.: Поиграем в игру "Узнай по запаху". Попробуйте отгадать с закрытыми глазами.
      Д.: Это одеколон, компот. А это вода, она не пахнет.
      В.: Молодцы, отгадали! Скажите, можно ли нюхать незнакомую жидкость?
      Д.: Нет, она может быть с вредным резким запахом.
      В.: А можно воду определить на вкус? Давайте поиграем, отгадайте, где вода?
      Д.: Простая вода без вкуса.
      Д.: А когда вода приобретает вкус?
      Д.: Когда в нее что - нибудь добавили. Если соль - она соленая, если сахар - то сладкая, родниковая вода вкусная, потому что в ней минеральные соли.
      В.: А можно ли пробовать на вкус незнакомую жидкость?
      Д.: Нет, можно отравиться, она может быть ядовитой.
      В.: Итак, по каким признакам мы обнаруживаем воду?
      Д.: Вода бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы, легко переливается, принимает любую форму, потому что жидкая и в ней живут равнодушные человечки.
      В.: А теперь попробуем составить загадки о воде.
      Д.: Льется, но не молоко; прозрачная, но не стекло. Жидкая, но не молоко; прозрачная, но не воздух; льется, но не песня.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого мероприятия НООД с детьми подготовительной группы образовательная область «Здоровье», "Познание" Тема: «Витамины и их значение в жизни человека»

    -познакомить детей с витаминами А, В, С;-сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся витамины;-развивать обонятельные и вкусовые анализаторы;-развивать мелкую моторик...

    Конспект занятия «Витамины и их значение в жизни человека"

    • познакомить детей с понятием «витамины» и с витаминами А, В, С;• сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержатся вита-мины;• развивать обонятельные и вкусовые анализато...

    Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по теме "Мёд и его значение в жизни человека"

    Конспект разработан с учётом принципа интеграции всех образовательных областей. Включает разные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, экспериментальную....

    Конспект НОД «Витамины и их значение в жизни человека»

    Цель: - формировать представление детей о понятии "витамины";-  формировать  представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содер...

    Конспект НОД по валеологии в старшей группе на тему: " Витамины и их значение в жизни человека"

    Конспект НОД по валеологии в старшей группе на тему: " Витамины и их значение в жизни человека"...

    Вода, её свойства и значение в жизни человека.

    Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе на тему: "Вода, её свойства и значение в жизни человека."...