Вода, её свойства и значение в жизни человека.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Петренко Надежда Васильевна

Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе на тему: "Вода, её свойства и значение в жизни человека."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_eyo_svoystva.docx100.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Тема:  «Вода, её свойства и значение в жизни человека»

Основной вид деятельности: познавательно-исследовательский.

Продукт деятельности:   эксперимент.

Форма:    подгрупповая

Цель:   Создание социальной ситуации развития в процессе совместной познавательной исследовательской  деятельности  детей.                                                                                          Задачи: Создать условия для обеспечения условий для развития интеллектуальных и личностных качеств  детей по средствам формирования представлений о свойствах  воды и её необходимости в жизни всего живого.                                                                               Обучающие.

-Продолжать знакомство с водой, её свойствами, её существование в окружающей среде.

-Формировать представления детей о свойствах воды (прозрачная, у воды нет вкуса, запаха, вода - жидкая, может течь) и о её значимости для всего живого.                                                                                                                                               - Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Развивающие.

-Развивать умение рассуждать и давать адекватные причинные объяснения необходимости бережного отношения к воде.                                                                                                              

-Способствовать развитию любознательности, интереса исследовательской деятельности.

Воспитательные.

-Воспитывать потребности, интересы к исследовательской деятельности.

Интеграция:

Оо.« познавательное  развитие»,                                                                                                            О.о «Речевое  развитие»

О.о. «Социально – коммуникативное развитие»

О.о «Физическое  развитие»

Предварительная работа: беседа о воде, о её значении для всего живого, подбор загадок и стихов о воде.

Словарь:   жидкая,  жидкость, прозрачная, бесцветная.                                           Индивидуальная  работа: оказание помощи затрудняющимся детям в выполнении задания, с помощью подбадривания, показа, поощрения.

Оборудование и материалы:                                                                                                                     - стаканчики (один с водой, другой с молоком)                                                                                                              - подбор необходимых предметов: палочки, ложечки, стаканчики с теплой   и холодной водой.                                 

Методы и приёмы:                                                                                                                                - практические, поисково-исследовательские (показ и выполнение опыта)                                                  - наглядные: ( стаканчик с молоком, стаканчики с горячей и холодной водой.                                                                      - словесные (беседа в форме диалога, загадка,  объяснение заданий)                 - здоровьесберегающие технологии (пальчиковая, дыхательная гимнастика, физминутка).

ХОД  ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотивация:

Мы сначала будем хлопать, а потом мы будем топать.

А сейчас мы повернёмся и друг другу улыбнёмся

Предлагаю детям встать в кружок около меня: ребята, к нам сегодня придет гостья, но чтобы она пришла, Вы должны отгадать загадку:

Одним чтоб плыть

Другим, чтоб жажду утолить,

Третьим, чтоб растения полить. Ну а хозяйкам всякую еду сварить.

 (Вода)

О каком веществе я вас спросила? Да, конечно, о воде, а вот и она в гости к нам пожаловала (капелька воды)

http://staropole.ucoz.ru/LETO/0652b629654ab7fec66095984b079465_s-18.jpg

Вода: Ребята, я самое удивительное вещество на Вашей планете, Я нужна и на небе и на земле, никто и ничто не может обходиться без меня, я нужна всем, всем, всем! А как Вы думаете, кому я нужна? Ответы детей (Растениям, людям, животным)

Дети садятся на стульчики и ведут диалог с воспитателем.

Воспитатель: Скажите, зачем вода нужна растениям? (Чтобы они не засохли, радовали своим видом людей)

Зачем вода нужна животным? (Они пьют воду, купаются, добывают корм из воды)

Как люди используют воду? (Стирают, готовят еду, моются, закаляются, плавают)

Воспитатель добавляет, что не сказали дети.

Вода: А знаете ли вы ребята, где я встречаюсь на земле? Ответы детей (В море, океане, реке, озере)

Вода: Ребята, а под землей есть вода? (Да, под землей она особенно чистая, иногда родники пробиваются сквозь землю, люди очень любят родниковую водичку) .

Воспитатель: Ребята, чтобы Вы познакомились с некоторыми свойствами воды, я предлагаю Вам сегодня поработать в нашей лаборатории, и проделать с ней ряд опытов, а наша гостья-водичка будет помогать нам.

Ребята, скажите можно ли пробовать на вкус и запах, неизвестные Вам вещества?

У Вас сегодня в стаканчиках вода кипяченая, поэтому я разрешаю Вам использовать ее для опытов.

Опыт 1. Вода прозрачная

Ребята, как Вы думаете, имеет ли вода цвет? Перед Вами стоят: стаканчик с водой и с молоком, пододвиньте их к себе, возьмите чайные ложечки и опустите одну в воду, другую в молоко. В каком стаканчике мы видим ложечку, а в каком нет? Почему?

Вывод:  вода прозрачная, а молоко -  нет.  

 Проблемный вопрос:                                                                                                                                                                                  А вот представьте, дети, если в нашей реке  Абакан  вода станет белой как молоко  смогут рыбки жить в такой реке? Почему? Как ты думаешь, водичка, дети правы? (Ответы детей)

Вывод: Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озёрах не могут жить растения. А не будет растений – не будет рыб и других животных. Рыбам и  животным  нужна чистая, прозрачная вода. Значит нельзя загрязнять водоёмы.

Физминутка:

Рыбки плавают, резвятся

В чистой, тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

То помашут плавниками,

То покружатся кругами.

И тихонько уплывут.

Опыт 2. Вода не имеет вкуса.

Ребята, а как Вы думаете, имеет вода вкус? Как это можно узнать? Сделайте глоток из стакана с водой, какая она на вкус? Правильно, она безвкусная. А что налито у Вас в другом стаканчике? Как Вы считаете? Какого цвета? Давайте попробуем, какая на вкус эта жидкость, она чем-то пахнет? (апельсинами) значит, что здесь налито? (апельсиновый сок).                                                                                                                                                            Вывод: Вот видите, вода вкуса не имеет, но когда человек очень хочет пить, он пьет воду с удовольствием и говорит, какая вкусная вода, хотя на самом деле он вкуса не чувствует. А какую воду нельзя пить?                                                                            

чтение стихотворения                                                                                                                                      Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.

Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает? (в море)

Опыт 3. Вода не имеет запаха.                                                                                                                                            Как Вы считаете ребята, у воды есть запах? Возьмите стаканчики с водой и поднесите их к носу, понюхайте. Что скажите?    (Она не пахнет)

А теперь возьмите стаканчики с другой водой и понюхайте. Что теперь скажете? (Дети определяют: у кого пахнет вода лимоном, у кого апельсином)

Вывод:  В воду добавили сок лимона, апельсина

.                                                                                                                                                                   Иногда у водопроводной воды бывает запах, почему?                                                                             Кто-нибудь из Вас знает? Правильно, потому что ее очищают специальным веществом, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

 Пальчиковая гимнастика: «Чистая водица»

Надо, надо нам помыться
Где тут чистая водица?
Кран откроем – ш – ш – ш …
Руки моем – с – с – с …
Щечки, шейку мы потрем.
И водичкой обольем.  

                                                                                                                                                                                           Опыт 4. Вода -  она жидкая, может течь.                                                                                                                          Ребята, давайте из стаканчика перельем воду в другую емкость. Вода льется, значит, она какая? (жидкая). Если б она не была жидкой, могла бы она течь в реках и ручейках?

Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

А, что происходит с водой, когда мы наливаем ее в какие-нибудь предметы? Правильно она принимает форму этих предметов.

Опыт 5 Вода бывает тёплой, холодной.

Предложить детям стаканчики с водой разной температуры.

Подчеркнуть, что в реках, в озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в тёплой воде. Другие – только в холодной.

Проблемный вопрос:

Дети, если бы вы были рыбами, то какую бы воду вы выбрали – тёплую или холодную? Где больше разных растений и животных – в тёплых или холодных морях? (ответы детей)

Ребята, мы еще очень много опытов с водой  будем  проводить, из которых вы узнаете о других свойствах воды. А сейчас послушайте стихотворение, которое я прочитаю.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде

В луже, море, океане и в водопроводном кране

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает

Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется

Средь высоких серебристых елей, рушится потоком селей

На плите у Вас кипит, паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае, мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода, наша спутница всегда!

А сейчас послушайте и запомните эти слова:

Листику не распуститься без воды

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек

И поэтому всегда всем нужна вода!

Рефлексия.                                                                                                                                                                                         Ребята, какой опыт с водой вам больше всего понравился? Надо ли беречь воду?                                                      Что может случиться, если вода пропадет? Как нужно беречь воду? Водичка, а тебе понравилось, как отвечали наши дети? Чтобы ты им хотела сказать?

Водичка:                                                                                                                                                        Человек запомни навсегда                                                                                                                              Символ жизни на земле – вода.                                                                                                                                    Экономь ее и береги                                                                                                                                         Мы ведь на планете не одни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Витамины и их значение в жизни человека

Конспект НОД по ОЗОЖ в старшей группе...

Витамины и их значение в жизни человека

Знакомство детей с понятием "ВИТАМИНЫ" и их значением....

Конспект занятия "Вода, ее свойства, значение в жизни человека, животных, растений".

Уточнить знания детей о свойствах воды, распространении в природе, значении для живых существ...

Экологический проект" Жизнь деревьев и их значение в жизни человека"

Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей....

Экологичский проект -ВОДА , ЕЕ свойства и значение

Цель проекта:- Расширить , обобщить  знания и представления детей о неживой природе – о воде, ее свойствах и значении для животных и растений....

Презентация «Вода, её свойство и значение»

Цель проекта:•Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в жидком и твердом состоянии, ее признаках и свойствах;•Развивать общее представление о значении воды на земле, вли...