Конспект занятия в средней группе «Крылатая радуга»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чуракова Елена Николаевна

Конспект занятия в средней группе по экспериментальной площадке  по методике «Детский календарь» раз­ра­бо­танной  кол­лек­ти­вом пе­да­го­гов и пси­хо­ло­гов под ру­ко­вод­ством Т. Н. Дороновой   по теме: «Крылатая радуга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komitet_po_obrazovaniyu_administratsii_g.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

цель: Познакомить детей с разными видами бабочек (капустница, крапивница), их внешним видом, повадками, приспособленностью к среде обитания (маскировкой). Активизировать словарь: усики, маскировка, хоботок.

 Материал: Картинки с изображением бабочек, схема развития капустной белянки, живая гусеница.

         Ход занятия

Воспитатель: каких бабочек вы знаете? Где их  чаще всего можно встретить?  Для чего они летают от одного цветка к другому? (Ответы детей) Чтобы правильно ответить на последний вопрос, можно воспользоваться рассказом Дедушки Зная.

«Бабочки не просто порхают, они заняты важной работой. Длинные хоботки нужны им для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветков. Но и покрасоваться они, конечно, же не забывают: то раскроют крылышки, то закроют… Полюбуйтесь, какая я красотка! Так порхает она от цветка к ветку, нарядная, как радуга. А сядет на дерево, на травинку, сложит крылышки… и нет ее.  Слилась с корой или зеленью, замаскировалась. И знаете еще что? Есть не только дневные бабочки, некоторые их виды даже по ночам не спят, все работают».

      А теперь подумаем вместе, чем питаются бабочки? Как они собирают  сладкий нектар? Как маскируются? От кого скрываются?

  Потом воспитатель, спросив, как доказать, что бабочка – насекомое. ( Представители имеют 2 пары крыльев, покрытых мелкими щетинками. У дневных бабочек в спокойном состоянии крылья сложены друг с другом. У ночных бабочек крылья сложены как крыша. Ротовые органы – сосущие. Хоботком бабочки сосут нектар цветков. Личинки  -гусеницы. Ротовые органы у личинок – грызущие.) и выслушав ответы детей, предлагает им рассмотреть схему развития капустной белянки.

         

Бабочки откладывают яйца плотными кучками (по 15-200 яиц) преимущественно на нижнюю сторону листа. Средняя плодовитость составляет 250-300 яиц. В наибольшей степени заселяются белокочанная и цветная капуста

               

Взрослые гусеницы длиной до 40 мм, желтовато-зеленые, с темно-бурыми щитками, сгруппированными в поперечные ряды; имеют короткие волоски и щетинки; по бокам тела проходят желтые полосы, на спине более светлая полоса. Гусеницы в процессе развития проходят пять возрастов; отродившиеся питаются на нижней стороне листа, соскабливая его мякоть, взрослые гусеницы зачастую съедают лист целиком, оставляя лишь толстые жилки. Через 15-30 дней происходит окукливание, а через 10-17 дней вылетают бабочки второго поколения

     Выросшая гусеница начинает готовиться к превращению в куколку. Куколка всегда неподвижна, хотя иногда и может шевелить брюшком. Она ничего не ест, однако дышит, испаряет воду и, расходуя накопленные гусеницей запасы, получает необходимую для внутренних изменений энергию.

Затем воспитатель читает рассказ К. Ушинского «Капустная белянка»

Капустная белянка

Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принес к отцу. - Это превредная бабочка, - сказал отец, - если их разведется много, то пропадет наша капуста!

- Неужели эта бабочка такая жадная? - спрашивает мальчик.

- Не сама бабочка, а ее гусеница, - отвечает отец, - бабочка эта нанесет крохотных яичек, а из яичек выползут гусеницы.

Гусеница очень прожорлива. Она только и делает, что ест да растет. Когда она вырастет, то сделается куколкой. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения, а потом вылетит из нее бабочка, такая же, как вот эта.

Так превращается всякая бабочка из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку, а бабочка нанесет яичек и замрет где-нибудь на листике.

Воспитатель: А вот живая, настоящая гусеница. Она превратится сначала в куколку, потом в бабочку. А теперь, используя те знания, которые вы получили из рассказа Ушинского, и опираясь на схему, расскажите о том, как появляются наши крылатые радуги – бабочки.(Ответы детей)

 А теперь попробуйте догадаться, о какой бабочке идет речь в этом рассказе – загадке. «По крапивным зарослям порхает красавица. У нее темно- красные крылья. А на них золотые и черные  узоры». Правильно, это крапивница или шоколадница. Как вы думаете, почему ее так называют?

А почему осенью бабочки исчезают?

Для чего бабочке усики- антенны?

В конце занятия подвести итог, что интересного узнали о бабочках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе «Семицветная радуга»

Интегрированное занятие в средней группе  «Семицветная радуга»...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект НОД в средней группе "Цветная радуга"

Конспект НОД построен по принципу "проблемная ситуация-решение"....

Конспект занятия в старшей группе «Крылатый, мохнатый, масляный»

Цель. – Создать условия для формирования навыка детального анализа русской народной сказки «Крылатый, мохнатый и масленый».Задачи.- Познакомить детей с новыми фразеологизма...

Конспект ООД в средней группе «Спасём радугу»

Программное содержание:Закреплять представления и знания детей о 7 цветах радуги.Развитие умения соотносить цвет с различным  эмоциональным состояниемЗакреплять умение получать новый цвет путем с...

КОНСПЕКТ занятия в средней группе «Радуга» «Путешествие по стране Безопасности»

Цель занятия: закрепление знаний о безопасности: правил поведения в быту и на улице, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации; учить сопереживать героям сказки; вызывать желание помоч...