Занятие по экологии."Как кто зимует".
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Полушкина Елена Викторовна

Программное содержание:
Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

Предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы.

Ход занятия:

Читаю стихотворение:

Словно крыша над землею,

Голубые небеса

А под крышей голубою –

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

- Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа? Посмотрите в окно.Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т. д.)  Посмотрите на уголок природы. Что вы там видите? ( Комнатные растения) Летом вы купаетесь в реке, озере, некоторые в море. Вы наблюдали дождь, радугу, смотрели на птиц.  Так вот и лес, и река, и небо, и воздух, которым мы дышим, и вода- всё это природа.

- Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы.  Давайте вспомним  признаки живой природы.( Всё что рождается, дышит, растёт, питается ) А объекты неживой природы ( Камень, солнце, небо, радуга, дождь и т. д.) На столах у вас лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую – с неживой природой. (дети выполняют задание).

   – Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны? (Да). Мы отправимся в   путешествие по дороге, которая ведет к Фауне. А вы знаете кто такая Фауна?) Фауна – это богиня, покровительница животных. А отправимся в путешествие мы с вами на поезде, Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь. (Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».)

– Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим,  где мы находимся. (Звучит фонограмма «пение птиц».)

- Первая остановка – лес

 Появляется Каркуша.

К.:- Кар, кар! Здравствуйте дети.

Д.:-Здравствуй, Каркуша!

К.:- Я прилетела к вам по просьбе Старичка Лесовичка. Он меня попросил, чтобы я доставила вам письмо, оно лежит вот в этом конверте.

В.:-Прочитаем письмо? (ответ детей)

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите природу, много знаете о ней .А ещё вы умеете отвечать на вопросы. Посылаю к вам Каркушу с вопросам и.Попробуйте на них ответить. До скорой встречи. Старичок Лесовичок»

 

1.     Какие животные живут в лесу? ( волк, лиса, медведь, белка….)

2.     Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

3.     Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними? ( домашние)

4.     Чем питаются животные? (Растениями и другими животными )

5.     Как называются животные, которые едят только растениями? (Травоядные)

6.     Как называются животные, которые едят только мясо? ( Хищники)

7.     Почему в нашем лесу не могут жить  животные тёплых стран слон, жираф, лев? (Холодно, нет привычной пищи)

8.     Что случится, если волк и лица не будут есть зайцев? ( Зайцы погубят деревья и кустарники)

К.:- Молодцы! А мне ребята пора. Я обязательно передам Старичку Лесовичку, что вы ответили на все вопросы. До свидания. До новых встреч.

- Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору и деревья погибнут.  

-А сейчас я приглашаю вас поиграть. В очень интересную и увлекательную игру « Нарисуй животное». Вы задумываете животное которое  будите рисовать. Я дам листок и фломастеры.

И вы, нарисовав определённую часть тела задуманного  животного передаёте листок следующему. (Проводится игра)

 

- Давайте сядем в вагончики и поедем дальше. Следующая остановка  озеро.

- В гости к нам сегодня придёт наш добрый знакомый Водяной. А вот и он.

В.:-Здравствуйте! Я очень рад снова всех вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться !И я  хочу послушать ,что вы знаете о воде .Я приготовил для вас вопросы.

- Попробуем ответить на вопросы нашего друга?

1.     Кто живет в воде? ( рыбы)

2.     Какие рыбы живут в реке? (Щука, карась ,окунь ,лещ  ,сом, судак)

3.     Какие рыбы и животные живут в море? (Дельфин ,акула ,кит)

4.     Какое животное самое большое в море? ( Кит )

5.     Какое озеро в нашем селе вы знаете? (о. Гусиное )

6.     А какие реки? (Сура, Кша )

В.:- Молодцы!

- Да, ребята. В природе, в мире Фауны есть жизнь и в воде. Вы правильно назвали многих жителей водного пространства. В любом водоеме кипит жизнь.

В.:-А сейчас я хотел бы поиграть с вами в мою любимую игру « Рыбалка». Поймав рыбу вы  называете  какую рыбку  вы знаете.

В.:- Молодцы ,весело с вами но мне нужно идти в своё озеро. Меня там ждут мои друзья. До скорой встречи!

- Ну а сейчас, мы все закроем глаза и мысленно «поднимемся высоко в небо». Перед нами  плывут белые пушистые облака. Светит ясное солнышко. Все перенеслись в небо? А теперь откройте глаза

Подумайте и скажите:

1.     Есть ли жизнь в воздухе? ( Да )

2.     Кто живет в воздухе? (птицы )

3.     Чем отличаются птицы от животных? ( в отличие от животных у птиц перья)

4.     Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)

5.     Как называют птиц, которые улетают на зиму? (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие). (Перелётные )

6.      Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица). (зимующие )

7.     Почему птицы улетают? ( Им холодно и нет зимой корма )

8.     Чем питаются птицы? ( Насекомыми )

- Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. А как мы можем это сделать? (Сделать кормушки для птиц. И подкармливать их зимой )

Дидактическая игра «Рисуем птиц»: Поиск карточек-моделей с изображением частей тела конкретной птицы.К туловищу птицы прикладываются  кар-

тинки с изображением части тела конкретной птицы.Дети должны по характерным признакам частей тела угадать,что за птица перед ними .Например 

приложить хвост ,крыло и клюв ласточки и т . д. Можно схитрить и запутать детей.Приложить клюв попугая и хвост ласточки.Внимательные дети сразу догадаются,а остальные пусь включат воображение и смекалку.

- Утёнок Кроха задумал изобразить своих друзей птиц .Начал с попугая. Изобразил туловище, голову и забеспокоился: Вдруг неправильно? Обижу друга. Ребята помогите Крохе доделать портрет. Дети работают совместно. Следующая птица( ворона, утка, ласточка)

 

- Молодцы вы помогли Крохе! Вы, все справились с заданием.

Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Проходите и садитесь на свои места.  Вы сегодня очень постарались и узнали много полезного  о природе.  Что же вы узнали о природе? Какая бывает природа? И так природа наш общий дом. Мы не единственные жители нашей планеты. Рядом с нами обитают животные, рыбы, птицы -и всё это живая природа!

- Наше занятие окончено

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по экологии.18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:
Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

Предметные картинки: звери, птицы, рыбы. Макеты: леса, водоема, иллюстрации неживой природы.

Ход занятия:

Читаю стихотворение:

Словно крыша над землею,

Голубые небеса

А под крышей голубою –

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

- Я прочитала вам стихотворение о природе. А что такое природа? Посмотрите в окно.Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т. д.)  Посмотрите на уголок природы. Что вы там видите? ( Комнатные растения) Летом вы купаетесь в реке, озере, некоторые в море. Вы наблюдали дождь, радугу, смотрели на птиц.  Так вот и лес, и река, и небо, и воздух, которым мы дышим, и вода- всё это природа.

- Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы.  Давайте вспомним  признаки живой природы.( Всё что рождается, дышит, растёт, питается ) А объекты неживой природы ( Камень, солнце, небо, радуга, дождь и т. д.) На столах у вас лежат картинки, помогите мне их разделить. В одну сторону отложите картинки с изображением живой природы, в другую – с неживой природой. (дети выполняют задание).

   – Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны? (Да). Мы отправимся в   путешествие по дороге, которая ведет к Фауне. А вы знаете кто такая Фауна?) Фауна – это богиня, покровительница животных. А отправимся в путешествие мы с вами на поезде, Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь. (Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».)

– Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим,  где мы находимся. (Звучит фонограмма «пение птиц».)

- Первая остановка – лес

 Появляется Каркуша.

К.:- Кар, кар! Здравствуйте дети.

Д.:-Здравствуй, Каркуша!

К.:- Я прилетела к вам по просьбе Старичка Лесовичка. Он меня попросил, чтобы я доставила вам письмо, оно лежит вот в этом конверте.

В.:-Прочитаем письмо? (ответ детей)

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите природу, много знаете о ней .А ещё вы умеете отвечать на вопросы. Посылаю к вам Каркушу с вопросам и.Попробуйте на них ответить. До скорой встречи. Старичок Лесовичок»

  1. Какие животные живут в лесу? ( волк, лиса, медведь, белка….)
  2. Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
  3. Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек ухаживает за ними? ( домашние)
  4. Чем питаются животные? (Растениями и другими животными )
  5. Как называются животные, которые едят только растениями? (Травоядные)
  6. Как называются животные, которые едят только мясо? ( Хищники)
  7. Почему в нашем лесу не могут жить  животные тёплых стран слон, жираф, лев? (Холодно, нет привычной пищи)
  8. Что случится, если волк и лица не будут есть зайцев? ( Зайцы погубят деревья и кустарники)

К.:- Молодцы! А мне ребята пора. Я обязательно передам Старичку Лесовичку, что вы ответили на все вопросы. До свидания. До новых встреч.

- Да, ребята, вы все правильно сказали. В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни из них питаются растительной пищей, другие – едят животных и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не смогут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной здесь они не найдут. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву, они объедят всю кору и деревья погибнут.  

-А сейчас я приглашаю вас поиграть. В очень интересную и увлекательную игру « Нарисуй животное». Вы задумываете животное которое  будите рисовать. Я дам листок и фломастеры.

И вы, нарисовав определённую часть тела задуманного  животного передаёте листок следующему. (Проводится игра)

- Давайте сядем в вагончики и поедем дальше. Следующая остановка  озеро.

- В гости к нам сегодня придёт наш добрый знакомый Водяной. А вот и он.

В.:-Здравствуйте! Я очень рад снова всех вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться !И я  хочу послушать ,что вы знаете о воде .Я приготовил для вас вопросы.

- Попробуем ответить на вопросы нашего друга?

  1. Кто живет в воде? ( рыбы)
  2. Какие рыбы живут в реке? (Щука, карась ,окунь ,лещ  ,сом, судак)
  3. Какие рыбы и животные живут в море? (Дельфин ,акула ,кит)
  4. Какое животное самое большое в море? ( Кит )
  5. Какое озеро в нашем селе вы знаете? (о. Гусиное )
  6. А какие реки? (Сура, Кша )

В.:- Молодцы!

- Да, ребята. В природе, в мире Фауны есть жизнь и в воде. Вы правильно назвали многих жителей водного пространства. В любом водоеме кипит жизнь.

В.:-А сейчас я хотел бы поиграть с вами в мою любимую игру « Рыбалка». Поймав рыбу вы  называете  какую рыбку  вы знаете.

В.:- Молодцы ,весело с вами но мне нужно идти в своё озеро. Меня там ждут мои друзья. До скорой встречи!

- Ну а сейчас, мы все закроем глаза и мысленно «поднимемся высоко в небо». Перед нами  плывут белые пушистые облака. Светит ясное солнышко. Все перенеслись в небо? А теперь откройте глаза

Подумайте и скажите:

  1. Есть ли жизнь в воздухе? ( Да )
  2. Кто живет в воздухе? (птицы )
  3. Чем отличаются птицы от животных? ( в отличие от животных у птиц перья)
  4. Как птиц можно назвать по-другому? (пернатые)
  5. Как называют птиц, которые улетают на зиму? (грач, скворец, ласточка, аист, цапля, журавль и другие). (Перелётные )
  6.  Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? (ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица). (зимующие )
  7. Почему птицы улетают? ( Им холодно и нет зимой корма )
  8. Чем питаются птицы? ( Насекомыми )

- Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать. А как мы можем это сделать? (Сделать кормушки для птиц. И подкармливать их зимой )

Дидактическая игра «Рисуем птиц»: Поиск карточек-моделей с изображением частей тела конкретной птицы.

- Утёнок Кроха задумал изобразить своих друзей птиц .Начал с попугая. Изобразил туловище, голову и забеспокоился: Вдруг неправильно? Обижу друга. Ребята помогите Крохе доделать портрет. Дети работают совместно. Следующая птица( ворона, утка, ласточка)

- Молодцы вы помогли Крохе! Вы все справились с заданием.

Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Проходите и садитесь на свои места.  Вы сегодня очень постарались и узнали много полезного  о природе.  Что же вы узнали о природе? Какая бывает природа? И так природа наш общий дом. Мы не единственные жители нашей планеты. Рядом с нами обитают животные, рыбы, птицы -и всё это живая природа!

- Наше занятие окончено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии "Покормите птиц зимой"

Итоговое занятие по теме "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по экологии: «Дятел – президент зимующих птиц»

Формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к природному  сообществу через развитие познавательного интереса к жизни зимующих птиц Уральского региона....

Конспект занятия по экологии " Покормите птиц зимой "

Конспект занятия по экологии с детьми старшего дошкольного возраста " Покормите птиц зимой "...

Открытое занятие по экологии Тема: «Зимушка зима»

Открытое   занятие   по   экологииТема: «Зимушка зима»...

Конспект занятия по экологии "Покормите птиц зимой"

Воспитывать заботливое отношение к птицам,  желание помогать им в трудных зимних условиях....

Занятие по экологии на тему "Зима"

Интегрированная образовательная область:1. Познание: закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познаватель...