Сюжетные игры для малышей
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Гладкова Мария Евгеньевна

Сюжетно-ролевые игры в первой и второй младших группах

Игры детей в 1 младшей группе характеризует не сложный сюжет с последовательностью  действий. Интересы малышей еще неустойчивы, они часто переключаются с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняют сюжет игры. В этом возрасте большую роль играет подражание в игре взрослым, им свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, новому. Поэтому обогащение детей новыми знаниями и представлениями необходимых для сюжетной игры, должно проходить живо и занимательно. Для этого применяют:

  1. различные дидактические игры типа «Оденем куклу Машу на прогулку», «Катя заболела», которые отображают трудовые действия взрослых;
  2. драматизируют знакомые детям потешки и песенки
  3. необходимо систематически пополнять запасы игрушек и игрового материала с учетом развития знаний детей.

При этом, организуя наблюдения за трудом взрослых необходимо раскрывать перед детьми последовательность операций и по возможности вовлекать детей в этот процесс (на примере мл. воспитателя).

Так же в этом возрасте у детей возникает интерес к игре сверстников, который может вначале проявляться в отношении к игрушке. Так у одной куклы появляются две мамы, у одной машины – два шофера. И согласовать свои действия они не могут. Поэтому, хорошо зная интересы малышей, педагог должен увлечь их совместными действиями с игрушкой, т. е распределить роли, обговорить игровые действия персонажей, чтобы появились две куклы и две мамы, две машины и два шофера. Сюжет игры у малышей возникает спонтанно и состоит из одной роли, а вот уже две роли они не могут сами удержать.

Таким образом, в работе с детьми 2-3 лет одной  из важных задач является формирование простейших навыков совместной игры. Поэтому нужно помогать малышам развивать содержание игр, которые могут объединить 2-3 детей, так как они еще не умеют распределять роли и держать сюжет игры. Дети 1 младшей группы находятся на 1 этапе развития сюжетно-ролевой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetnaya_igra.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

«Парикмахерская»

Сюжетная игра: «Делаем прическу»

Возрастная категория: первая младшая группа

Задачи: дать и расширить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Роли: парикмахеры, клиенты.

Игровые действия: Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, закручивает кудри щипцами, сушит феном.

Предварительная работа: Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, и др.)

Игровой материал: зеркало, набор расчесок, машинка для стрижки волос, фен для сушки, щипцы, пустые емкости из под шампуни, крема, альбом с образцами причесок, халаты, пелеринки, полотенца.

Ход игры:

Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую красивую прическу. Кукла «отвечает», что ходила в парикмахерскую. Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят посетить ее.

Воспитатель: « Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с волосами? Стрижку, прическу? Прическу. Тогда садись удобнее (делает прическу.) Прическа готова. Посмотри в зеркало. Нравится? до свидания. Кто ко мне следующий? Здравствуй, Илья. Тебя постричь? Садись. Вот ножницы, вот расческа (стрижет волосы). Стрижка готова. Тебе нравится? Приходи еще. Очередь большая, мне одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной? Ксюша, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься.

Ксюша работает, подражая педагогу, дети приходят с игрушками или сами выступают в роли клиентов.

Изюминка игры: 

Сформировать у детей понятие о том, что надо беречь свою жизнь и свое здоровье, развивать и обогащать знания детей о правилах обращения с электрическими приборами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите как много нужных электроприборов на столе? (Машинка для стрижки, щипцы, фен). Эти электрические приборы очень нужны нам. Взрослые не могут без них обойтись. Но с ними нужно обращаться по - особенному, очень осторожно. Нельзя без разрешения взрослых трогать провода, розетку и все эти электроприборы.


Берегитесь проводов
Очень уж они опасны.
О них взрослые расскажут
И все станет ясно.
Ты не трогай их руками,
Если жизнью дорожишь.
Будешь в безопасности,
Милый мой малыш!

Все маленькие ребята должны слушать маму и папу, а в детском садике - воспитателей. Так как взрослые заботятся о вашей безопасности. И хотят, чтобы маленькие детки были здоровыми.

Безопасность нам важна
И конечно всем нужна.
Чтоб здоровье вам сберечь,
Надо вас предостеречь.
Нужно взрослых слушаться!

Теперь вы знаете, что в неумелых руках электроприборы будут опасны.

«Поликлиника»

Игра – ситуация: «На приеме у врача»

Возрастная категория: первая младшая группа

Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: врач, больные, медсестра.

Игровые действия: Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру тела, смотрит горло, уши, делает назначение. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью.

Игровые ситуации: «На приеме у лор-врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Просмотр мультфильма сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В.Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Дидактическая игра «Ясочка простудилась».  Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Подготовка атрибутов к игре с привлечением      родителей.

Игровой материал: халаты, шапки, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание на сидящих на диване игрушки — зайку, мишку, куклу, лисицу—и говорит: «Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Ксюша, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет. Я буду тебе помогать. (Вместе лечат больных).

Воспитатель: «доктор, примите скорее Буратино. Он помогал папе Карло и засадил занозу в  палец. Как ему помочь? Ведь заноза такая маленькая, как нам ее увидеть, чтобы удалить? Ребята, а у нас в больнице есть кабинет, где перевязывают раны, делают массаж, уколы. Я в этом кабинете видела интересное стеклышко.

Изюминка игры: 

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Воспитатель предлагает рассмотреть маленькую занозу. Как лучше видно — глазами или с помощью этого стеклышка? В чем секрет стеклышка? Посмотрите, ребята, оно увеличивает предметы, их лучше видно. Этот прибор-помощник называется «лупа». С ее помощью человек может рассмотреть самые мелкие предметы.

«Магазин»

Игра – ситуация: «Делаем покупки»

Возрастная категория: первая младшая группа

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли:  продавцы, покупатели.

Игровые действия: Продавец предлагает товар, показывают. Покупатель примеряет товар, благодарит за покупку.

Игровые ситуации:  в магазине «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Книги», «Спорттовары».

Предварительная работа: Посещение магазина с родителями. Беседа с детьми о том, что  наблюдали в магазине. Этическая беседа о поведении в общественных местах. Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к игре (одежда для кукол).

Игровой материал: сумки, вещи для куклы.

Ход игры:

Воспитатель обращается к кукле, одетой в сарафан: «Катя, почему ты так легко одета? У нас сегодня прохладно! Ты можешь заболеть! Некому тебя пожалеть. Где твоя мама? Оля, это не твоя дочка бегает в тоненьком сарафане? Потом с ней хлопот не оберешься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя будет. Где же ее теплая одежда? Нет? Тогда надо идти в магазин. Пойдем, Оля, подберем твоей дочке кофточку и штанишки. Я работаю в магазине. Там много товара. Бери сумку».

Воспитатель и девочка  «идут» в магазин.

Продавец (воспитатель): «В нашем магазине вы можете подобрать все, что хотите. Какую одежду вы хотите купить? Теплую? Вам больше нравится цвет синий или красный?» (покупатель отвечает)

Продавец: «Примерьте этот костюм вашей дочке. Подошел?» (ребенок надевает на куклу одежду)

Продавец: «Спасибо за покупку»

Изюминка игры: 

Привлечение родителей для создания атрибутов к игре (изготовление одежды для кукол своими руками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей "Первые сюжетные игры малышей"

Игра является основным видом деятельности ребенка - дошкольника. В игре он развиваетсфя, обучается и воспитывается....

Конспект сюжетно ролевой игры "Путешествие малыша" ПДД

Увлекательная игра по ПДД, которая поможет без труда познакомить детей с правилами....

Сюжетно-ролевые игры для малышей

Сюжетно-ролевые игры для малышей...

Первые сюжетные игры для малышей

Игра является основным видом деятельности ребенка – дошкольника. В игре он развивается, обучается и воспитывается. В игре формируется личность маленького человека. Наиболее весомый вклад в социа...

Как играть с малышом в сюжетные игры.

Как играть с малышом в сюжетные игры.При игре с малышом важно понимать, что это занятие формальным быть не может, и по сути своей должно доставлять удовольствие. Поэтому, выбор поучающего то...