Литературная гостиная. Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и родной природе в подготовительной группе Тема: «Знакомство с творчеством М.М.Пришвина»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кузьмина Екатерина Александровна

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказами «Золотой луг», «Ребята и утята», Беличья память. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная гостиная.

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и родной природе

в подготовительной группе

Тема: «Знакомство с творчеством М.М.Пришвина»

Программное содержание:

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказами «Золотой луг», «Ребята и утята», Беличья память.

Расширить и уточнить знания детей об одуванчике. Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения. Уметь анализировать поступки героев, формировать умения у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях. Развивать память, диалогическую речь. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

Портрет М. Пришвина, выставка книг М. Пришвина, фото или картинки с изображением одуванчиков, уток, белки и кусочки ваты для дыхательного упражнения, аудиозапись «Шум леса».

Ход занятия:

Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина.

Человек - часть природы. Вырубит человек леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц - и сам не сможет прожить на мёртвой планете. Поэтому и обращался Пришвин к детям: "Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. 
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину".

На нашем занятии я прочту вам несколько интересных рассказов Михаила Пришвина. Первый рассказ, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

Загадка про одуванчик

Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
(Одуванчик)

Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?
В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно.
Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?
Идти в пяту – идти друг за другом.
Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».

Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»

Вопросы по содержанию рассказа:

1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?
2. Где жили братья?
3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
6. Как по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует –
Лепестки волнует.

(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)

Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.

(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Беседа об одуванчике

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.

Подошло время к следующему рассказу. Он называется «Ребята и утята».

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Ребята и утята»

Вопросы по содержанию рассказа:

-1 О ком говорится в рассказе?

- 2 Что случилось с утятами во время путешествия?

- Какое состояние было у мамы утки? (взволнованное, бегала с открытым ртом)

- Кто помог утке в данной ситуации?

- Что им сказал автор?

- Какое поведение было у мальчиков?

- Какими были мальчики по отношении к утке с утятами? (злые, в начале рассказа бессердечные, не воспитанные)

- А какое поведение было у мальчиков в конце рассказа?

- Как бы вы поступили на месте мальчиков?

Физминутка «Как у наших у зверят »

Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши)

Лапки весело стучат:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами)

А потом вприсядочку (Приседания)

Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте)

А как пустятся бежать- (Бег на месте)

Никому их не догнать.

Молодцы! Слушайте следующий рассказ, а называется он «Беличья память».

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Беличья память»

Вопросы по содержанию рассказа:

1. О ком этот рассказ?

2. что прочитал на снегу по следам автор? (автор прочитал на снегу, как белочка пробилась сквозь снег и находила припрятанные с осени свои припасы)

3. что доставала из под снега белочка? (орехи)

4.  расскажите как белка искала и находила орехи

(она пробивалась и ныряла сквозь снег находила там орехи не по запаху а по памяти (т.е там где был орех)

5. Чему позавидовал автор?(он позавидовал беличьей памяти и смекалке)

6. Как назывался рассказ, который мы сейчас прочитали?

Молодцы! Ребята, с рассказами какого автора мы сегодня с вами познакомились?

Давайте вспомним, какие  рассказы мы сегодня читали?

 О чём писал М. М. Пришвин?

Вам еще предстоит познакомиться со многими произведениями М.Пришвина, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать.

Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их. Давайте будем беречь и охранять нашу природу!

А сейчас я предлагаю вам нарисовать понравившегося героя из рассказов, которые мы прочитали. Какие это герои? (белочка, утята, одуванчики). Чтобы лучше представить картину, которую вы будите рисовать, я включу вам звуки леса.

На этом наше занятие закончено. В книжный уголок нашей группы я поставлю книги с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.

Материал взят из методической литературы и Интернет-ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе " Цветик - Семицветик"

Конспект направлен на обогащение знаний детей об устном народном творчестве, о произведениях русских и зарубежных писателей.Актуальность - Развитие творческих способностей, умение асоциировать художус...

Презентация конспекта интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе "Цветик - Семицветик"

Презентация  направлена на обогащение знаний детей об устном народном творчестве, об произведениях русских и зарубежных писателей....

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и коллективной аппликации в средней группе

Программное содержание:Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора. Словарь: познакомить детей с...

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и коллективной аппликации.

тема «Сказки дедушки Корнея»Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора....

Конспект комплексного занятия по художественной литературе и родной природе в старшей группе.

Программное содержание:Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фу...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе. Родная природа и рисование. "Кто живет в лесу".

На занятии дети получают представление о лесных животных, их внешнем виде и повадках....

Конспект занятия по художественной литературе и родной природе. (Старшая группа.) Тема: М. Пришвин «Золотой луг».

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....