Главные вкладки

    Литературная гостиная. Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и родной природе в подготовительной группе Тема: «Знакомство с творчеством М.М.Пришвина»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Кузьмина Екатерина Александровна

    Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказами «Золотой луг», «Ребята и утята», Беличья память. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Литературная гостиная.

    Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и родной природе

    в подготовительной группе

    Тема: «Знакомство с творчеством М.М.Пришвина»

    Программное содержание:

    Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказами «Золотой луг», «Ребята и утята», Беличья память.

    Расширить и уточнить знания детей об одуванчике. Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения. Уметь анализировать поступки героев, формировать умения у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях. Развивать память, диалогическую речь. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

    Оборудование:

    Портрет М. Пришвина, выставка книг М. Пришвина, фото или картинки с изображением одуванчиков, уток, белки и кусочки ваты для дыхательного упражнения, аудиозапись «Шум леса».

    Ход занятия:

    Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина.

    Человек - часть природы. Вырубит человек леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц - и сам не сможет прожить на мёртвой планете. Поэтому и обращался Пришвин к детям: "Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
    Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. 
    Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину".

    На нашем занятии я прочту вам несколько интересных рассказов Михаила Пришвина. Первый рассказ, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

    Загадка про одуванчик

    Горел в траве росистой
    Цветочек золотистый.
    Потом померк, потух
    И превратился в пух.
    (Одуванчик)

    Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?
    В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно.
    Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?
    Идти в пяту – идти друг за другом.
    Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».

    Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

    Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»

    Вопросы по содержанию рассказа:

    1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?
    2. Где жили братья?
    3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
    4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
    5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
    6. Как по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

    Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

    В яркий солнечный денек
    Золотой расцвел цветок.
    Дует легкий ветерок –
    Закачался наш цветок.
    Сильный ветер дует –
    Лепестки волнует.

    (Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)

    Белым шариком пушистым
    Красовался в поле чистом.
    На него подуй слегка,
    Был цветок – и нет цветка.

    (Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)

    Физминутка «Одуванчик»

    Одуванчик, одуванчик!
    (Приседают, потом медленно поднимаются)

    Стебель тоненький, как пальчик.
    Если ветер быстрый-быстрый
    (Разбегаются в разные стороны)

    На поляну налетит,
    Все вокруг зашелестит.
    (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

    Одуванчика тычинки
    Разлетятся хороводом
    (Берутся за руки и идут по кругу)

    И сольются с небосводом.

    Беседа об одуванчике

    Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
    Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.
    Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

    Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
    Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

    А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

    Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.

    Подошло время к следующему рассказу. Он называется «Ребята и утята».

    Чтение рассказа Михаила Пришвина «Ребята и утята»

    Вопросы по содержанию рассказа:

    -1 О ком говорится в рассказе?

    - 2 Что случилось с утятами во время путешествия?

    - Какое состояние было у мамы утки? (взволнованное, бегала с открытым ртом)

    - Кто помог утке в данной ситуации?

    - Что им сказал автор?

    - Какое поведение было у мальчиков?

    - Какими были мальчики по отношении к утке с утятами? (злые, в начале рассказа бессердечные, не воспитанные)

    - А какое поведение было у мальчиков в конце рассказа?

    - Как бы вы поступили на месте мальчиков?

    Физминутка «Как у наших у зверят »

    Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши)

    Лапки весело стучат:

    Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами)

    А потом вприсядочку (Приседания)

    Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте)

    А как пустятся бежать- (Бег на месте)

    Никому их не догнать.

    Молодцы! Слушайте следующий рассказ, а называется он «Беличья память».

    Чтение рассказа Михаила Пришвина «Беличья память»

    Вопросы по содержанию рассказа:

    1. О ком этот рассказ?

    2. что прочитал на снегу по следам автор? (автор прочитал на снегу, как белочка пробилась сквозь снег и находила припрятанные с осени свои припасы)

    3. что доставала из под снега белочка? (орехи)

    4.  расскажите как белка искала и находила орехи

    (она пробивалась и ныряла сквозь снег находила там орехи не по запаху а по памяти (т.е там где был орех)

    5. Чему позавидовал автор?(он позавидовал беличьей памяти и смекалке)

    6. Как назывался рассказ, который мы сейчас прочитали?

    Молодцы! Ребята, с рассказами какого автора мы сегодня с вами познакомились?

    Давайте вспомним, какие  рассказы мы сегодня читали?

     О чём писал М. М. Пришвин?

    Вам еще предстоит познакомиться со многими произведениями М.Пришвина, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать.

    Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их. Давайте будем беречь и охранять нашу природу!

    А сейчас я предлагаю вам нарисовать понравившегося героя из рассказов, которые мы прочитали. Какие это герои? (белочка, утята, одуванчики). Чтобы лучше представить картину, которую вы будите рисовать, я включу вам звуки леса.

    На этом наше занятие закончено. В книжный уголок нашей группы я поставлю книги с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.

    Материал взят из методической литературы и Интернет-ресурсов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе " Цветик - Семицветик"

    Конспект направлен на обогащение знаний детей об устном народном творчестве, о произведениях русских и зарубежных писателей.Актуальность - Развитие творческих способностей, умение асоциировать художус...

    Презентация конспекта интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе "Цветик - Семицветик"

    Презентация  направлена на обогащение знаний детей об устном народном творчестве, об произведениях русских и зарубежных писателей....

    Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и коллективной аппликации в средней группе

    Программное содержание:Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора. Словарь: познакомить детей с...

    Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и коллективной аппликации.

    тема «Сказки дедушки Корнея»Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора....

    Конспект комплексного занятия по художественной литературе и родной природе в старшей группе.

    Программное содержание:Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фу...

    Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и коллективной аппликации для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у дедушки Корнея"

    Программное содержание: Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора. Познакомить детей со значение...

    Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и изобразительной деятельности в средней группе детского сада "Кораблик"

    Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и изобразительной деятельности в средней группе детского сада «Кораблик» Программное содержание:Познакомить детей со стихотворением ...