Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Вострухова Татьяна Магамедовна

Данное занятие проводиться в  виде путешествия из России в Африку далекую но очень интерескую страну! В детский сад приходит письмо от моряка. Он приглашает их отправиться в путешествие по тем загадочный и интересным местам где они еще не разу не были. Воспитатель перевоплощаеться в моряка и предлагает детям на глобусе и на карте посмотреть куда им плыть и знают ли они вообще где находиться Африка!! После чего дети одевают матроски проходят на корабль и под заводную музыку плывут и  оказываются у берегов  Африки. Там они по бывают в пустыне, саванне, тропиках, познакомяться с животным  и ростительным миром этого интересного материка. Узнают историю его открытия.......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в Африку.25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Цель:   Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки.

Задачи:

  1. Дать детям  представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания: пустыня, саванна, тропики.
  2. Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.
  3. Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие. Настраивать детей друг на друга , создавать положительный фон в группе.

Организационный момент.

- Ребята, посмотрите, сегодня утром почтальон принес мне загадочное письмо. Оно адресовано вашей группе. Давайте его прочтём:

Письмо

Молодой моряк в матроске
Вышел к берегу реки.
Снял матроску по-матросски,
Снял морские башмаки,

По-матросски раздевался,
По-матросски он чихнул,
По-матросски разбежался
И … солдатиком нырнул.

        Здравствуйте ребята, вы наверное поняли кто вам пишет. Это я  капитан дальнего плавания  и я очень люблю путешествовать, и я  решил сегодня отправиться в Африку.   Хотите я и вас с собой возьму?  

- Скажите какое время года сейчас? (Весна)

Да, за окном весна, но,  мороз, холод, снег, а мы сегодня отправимся с вами в очень жаркую страну и нам станет тепло и весело.

Ребята, а попробуйте сами  найти Африку на карте.

(Показ детей)

А, что это (глобус), а давайте посмотрим есть ли Африка на глобусе? (есть)

Посмотрите, а что это вокруг  нее синего цвета? (Вода)

-А как нам до нее добраться? На чем нам туда можно по ехать? (на корабле)

- Правильно вот наш корабль. (2 слайд)  ДАВАЙТЕ МЫ ПРЕВРАТИМСЯ В МОРЯКОВ. Ну, что готовы? Все на корабль.

-Занимайте места вставайте по три человека в ряд.

-Послушайте какой есть хороший стих про Африку

“Африка! Африка!
Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку,
Давно нас ждет она.

Увидим в жаркой Африке,
Как звери там живут…
Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”.

- Вот мы и приготовились к нашему путешествию.

  -Послушайте наш маршрут:

“Доплывем до Занзибара,
Поплутаем по Сахаре,
Поглядим  Килиманджаро,
Погуляем с Гиппопо.

И назад по Лимпопо»

-И так в путь.

Плывем под песню «Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова/

Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.

Вот мы и добрались до Африки.

С ходим с нашего корабля. Садимся на стулья.

Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета.

Как вы думаете, что обозначает желтый цвет?

Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.

Африка делиться ( 4 слайд)  пустыня, тропики, саванна,

Что такое пустыня, как вы думаете?(5 слайд) (пустыня от слова пусто, пустынно)

Совершим небольшую прогулку по пустыне.

- Посмотрите, что вам напоминает пустыня? Похожа она на море?

- вот эти небольшие возвышенности похожие на холмы называются барханы. Здесь дуют горячие ветра, и песок как - бы перетекает с одного места на другое.

-Давайте мы с вами сейчас попробуем сделать пустынное море и посмотрим как движется песок когда дует ветер.

- А еще ребята в пустыне  годами не бывает дождей.

Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)

Воспитатель: Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками.

Как же они обходятся без воды? (ответы)

У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли.

Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая глубоко под землей).

Кажется, в пустыне не может быть животных.

Но есть одно очень выносливое животное которое живет в пустыне, послушайте мою загадку и отгадайте оком она? (7 слайд)

“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.

Кто это? (верблюд, показ иллюстраций)

Верблюда называют кораблем пустыни.

Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля)

Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.

Почему им не жарко в пустыне?

(Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей).

Когда ветер  поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.

Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно.

Давайте отправимся дальше.

Садитесь на верблюдов, поедем дальше. (имитация поездки, аудиозапись)

Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ иллюстрации).

- Давайте слезем с наших верблюдов.

Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады

Ребята, давайте отдохнем на берегу озера! (да)

Давайте искупаемся,  (под релаксационную музыку – купание)

- ну, что отдохнули? Садимся на верблюдов и едем дальше.

Ребята, пустыня осталась позади.

Впереди -  Африканская саванна ( 9 слайд)

Чем покрыта земля в саванне? (травой).

Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Называются они Баобабы.

Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями. (10 слайд)

- Давайте слезем с наших верблюдов и отпустим их пастись.

Ну вот мы с вами и в саванне,  послышался грозный рык. (Аудиозапись)

Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации).

Это царь зверей – лев.

 Ребята лев может быть незаметным, так - как он прячется  среди желтой сухой травы.

Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)

В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.

Как же животные спасаются от хищников?  Например зебры. (быстро бегают)

Загадка: “Что за коняшки, на всех тельняшки” (зебра).(11 слайд)

Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру.

Что делать зебре? (защищаться)

Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.

Зебра очень игрива, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются.

-Давайте и мы с вами превратимся в зебр и  нарисуем на себе много полосок?

- Посмотрите кто это идет к нам?  (13 слайд)

Воспитатель:

“Тут входит голову задрав
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав
А потому, что он …(жираф) (показ иллюстрации или фигуры животного).

В саванне живет самое высокое животное на земле.

Почему же жираф выглядит гордо и важно? (у него длинная шея, ноги).

Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом.

Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).

- А хотите мы и в жирафов превратимся? посмотрите у него тоже интересный окрас.

В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:

“И петь не поет
И летать не летает…
За что же народ
Его птицей считает?” (Б.Заходер)

Кто же это?(14 слайд) (страус)

Почему же его считают птицей? (у страуса есть крылья, но служат ему украшеньем).А еще у страусов есть одна интересная особенность он когда боится прячет голову в песок.

“Есть очень много рогачей
В зоопарке и в лесу
У всех рога на голове
А у него лишь на носу”(15 слайд) (носорог, показать)

Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой  кожей грязно-серого цвета.

А что у него на лбу? (рог)

А вот Африканские гиганты.

Узнали вы их?(16 слайд) (слоны, показать)

Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).

Самое удивительное у слона – хобот.

Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет).

Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Африканский теремок»

Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных животный Африки. По одной карточке на каждого участника.   Один из игроков назначается  хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку  и просятся к нему в домик (на примере сказки):

- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Лев. А ты кто?
- А я - Жираф. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

У меня есть тоже хвост.

Зебра

Носорог

Слон

Страус

А в каком уголке Африки мы еще не были. Были в пустыне были в саванне были,

-Правильно тропики. В тропиках живет много обезьян, почему? ( да правильно обезьяны живут в тропиках потому, что там растет много деревьев, пальм, кокосовые, банановые, финиковые. Обезьяны прыгают, лазают, по деревьям перепрыгивают с пальмы на пальму , цепляясь за лианы. У них очень интересная и веселая жизнь.

А наше путешествие продолжается.

- Давайте вспомним, что было нарисовано на карте коричневым цветом?  (показываю горы)

Это – Килиманджаро. (показываю на карте). В переводе с суахили это язык народов Африки, сверкающая гора, а как вы думаете почему? В солнечных лучах она сверкает.

Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо.

“А по реке плывет бревно
Ох, и злючее оно
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит…” (крокодил) (показать)

-В Африканских реках водится много крокодилов. Они подстригают свою добычу в воде. Когда зебры, антилопы подходят к водопою они на них набрасываются. Крокодилы очень сильные животные.

По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы.

Ну, что засиделись? Давайте немного отжохнем?

       Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф

     (руки вверх, потягивание).
У меня над головой

     (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист

     (руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист (руки в стороны).
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).

Ой, ребята, пока мы здесь с вами беседовали. все звери спрятались и оставили только свои фотографии на память.

-Что - же  видимо пара  нам возвращаться домой, в детский сад?

- Садимся в наш корабль, занимаем свои места и в путь.

- Вот мы и прибыли в детский сад, до свидания ребята,  (до свидания)

Вот, например, у льва большая грива, значит он какой? (большегривый)

А у страуса тонкие ноги, значит он какой? (тонконогий).

Если страус ест только траву, значит он какой? (травоядный)

Крокодил плавает в воде, значит он какой? (водоплавающий)

 У жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)

У слона длинный нос, значит, он какой? (длинноносый)

Крокодил нырнул в воду, а потом из воды…(вынырнул)

Страус зарыл голову в песок, а потом он ее оттуда..(вырыл)

И передвигаются все по-разному.

Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)

А носорог? (ходит)

А черепаха? (ползает)

ИТОГ:

Скажите, понравилось вам  путешествие?

Ребята, я сейчас вам раздам  сигнальные карточки: красного и зеленого цвета. Я сейчас буду говорить следующие предложения. Если вы считаете, что оно правильное поднимаем зеленую сигнальную карточку, а если неправильное, то красную. Итак поехали:

Мы сегодня путешествовали в Австралии.

Африка делится на 3 зоны: пустыня, тропики, саванна.

В Саване  есть гигантские деревья – баобабы.

Африка – это царство холода.

Ну, что ребята молодцы!

На этом наше путешествие  закончилось. До свидания! (попрощаться с гостями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "лес -наше богатство"

Цель занятия:Расширить представления детей о лесе, приблизить детей к природе, лесу и его обитателям. ...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Тема: " На помощь Колобку ".Образовательные области: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетиче...

Конспект итогового занятия непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи «Увлекательное путешествие»

Цель: Обобщить полученные  знания и умения детей, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи в течение года.Образовательные задачи:Уточнение  знаний дете...

Конспект занятия "На берегу моря" по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в первой младшей группе.

Цель:Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Создать благоприятную обстановку равноправного сотрудничества между участниками игрового сеанса.Задачи: Обучающие задачи. Побуждать детей к выр...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришёл»

Цель: Рассказать детям, какое значение имеет хлеб для людей, как много разных профессий трудится, чтобы у нас на столе появился хлеб.Задачи:- познакомить детей с процессом выращивания хлеба;- дать пре...