Проект "Мы живем в Прибайкалье"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Черневская Елена Анатольевна
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Среди направлений образовательной программы ДОУ (коррекционно-образовательная деятельность, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
 
Основные функции дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pribaykale.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

                               

«Мы живем в Прибайкалье»

  1. Актуальность проекта

История распорядилась так, что на протяжении уже нескольких

веков Россия является многонациональной страной. Более 100 национальностей и народностей проживают на огромной территории. При таком этническом многообразии актуален вопрос воспитания у граждан взаимной любви, уважения, взаимопомощи, возрастает необходимость формирования этнокультурной терпимости в общегосударственном масштабе. В условиях монокультурного и поликонфессионального российского общества этнокультурное образование и воспитание способствует пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также становится основой для межнационального и межэтнического общества граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за её пределами. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей деформирует национальное сознание личности и неизбежно приводит в дальнейшем к возникновению в подростковой среде межэтнической и межнациональной напряженности.

Поликультурное воспитание – первостепенная потребность любого многонационального сообщества, члены которого стремятся к достойному будущему. Дошкольный возраст – это возраст формирования у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительности и любознательности,  это возраст, когда идет интенсивное вхождение  в социальный мир. Потому педагоги должны дать удовлетворение детскому любопытству и познания о жизни, традициях народов живущих рядом.

  1. Цель проекта: формирование толерантности и уважения к культурному наследию народов Прибайкалья.
  2. Задачи проекта:
  1. Дать элементарные знания детям об особенностях национальной культуры народов Прибайкалья посредством организации совместной досуговой  деятельности взрослых и детей.
  2. Формировать чувства сопричастности к происходящим событиям и профилактики межэтнической и межнациональной напряженности в среде дошкольников.
  3. Воспитывать у детей чувство гордости за свой народ и его культурное наследие.
  4. Сроки реализации проекта: с 10 октября по 10 ноября 2012 года
  5. Инициативная группа:

музыкальный руководитель – Сорокина Ирина Ивановна;

инструктор по ФИЗО – Федотова Наталья Владимировна;

логопед – Черневская Елена Анатольевна;

заместитель заведующей по УВР – Мерко Анна Юрьевна

 

  1. Участники реализации проекта:

дети старшего дошкольного возраста;

воспитатели;

родители;

узкие специалисты.

Этапы работы

                               Участники проекта

Деятельность

      детей      

Деятельность

воспитателей

Деятельность

  логопеда

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность инструктора по физической культуре

Деятельность родителей

Деятельность старшего воспитателя

1 этап

Моделирование проблемы. Выявление проблемы

1 Вхождение в проблему:

- Узнают о культуре, быте, традициях народов Прибайкалья.

2. Принятие задачи:

- Познакомиться со сказками, играми, музыкальными инструментами, праздниками народов Прибайкалья;

- Написать письмо Сибирячку и его друзьям (отразить в нем желание узнать о народах проживающих в Прибайкалье).

1. Предварительная работа:

- Беседа о ценностях традиционного уклада жизни народов Прибайкалья;

- Рассматривание фотоальбома «Этнографический музей народов Прибайкалья» (Бурятский комплекс, Эвенкийский комплекс, Тофаларский комплекс) и других народов, проживающих в Прибайкалье.

2. Вводят детей в игровую ситуацию:

- Рисуют орнаменты народов Прибайкалья

- Оформляют письмо для Сибирячка;

- Изготавливают дидактическую игру «Собери узор»

3. Формулируют проблему:

- Проводят беседу («Народов много – страна одна», «Мы разные, мы вместе»);

- Оформляют посылку и письмо для Сибирячка.

1. Знакомит детей со сказками, загадками, пословицами и поэзией народов Прибайкалья;.

2. Проводит беседу «К то поможет Сибирячку в его путешествии» и участвует в создании сказки «Путешествие Сибирячка и его друзей»

   1. Предварительная работа в рамках проекта: (знакомит  детей с песнями, танцами, музыкой народов Прибайкалья»)                                                                       

1. Знакомит детей с играми народов Прибайкалья.2. Координирует свою  работу с другими членами проекта.

1. Предварительная работа по изготовлению элементов костюмов для праздника.

2. Оказывают помощь в подборе иллюстративного материала.

1. Вхождение в проблему: организует работу по сбору видеоматериала, слайдов для проведения праздника.

2 этап

Организация работы над проектом

1Ищут решение задачи:

Как помочь Сибирячку и его друзьям  собрать интересный материал по поставленной перед ними задаче.

2. Систематизируют информацию.

3. Планируют совместную деятельность (что нужно узнать, к каким книгам обратиться, какие продукты деятельности создать)

1.Уточняют решение задач.

2. Дают необходимые рекомендации.

3. Помогают спланировать деятельность.

4. Решают задачу организации деятельности.

1. Оказывает помощь в разработке плана движения к цели.

2. Планирует речевую работу.

Подбирает речевой материал, картинный материал  для проведения тематических занятий и совместной деятельности с детьми.

1. Принимает участие в планировании работы над проектом

2. Подбирает музыкальный материал для сопровождения тематических занятий и совместной деятельности в рамках проекта.

1. Составляет картотеку игр народов Прибайкалья

2. Подбирает необходимые атрибуты для проведения игровой деятельности в рамках проекта.

1. Организуют беседы

2. Оказывают помощь в сборе национальных предметов быта, одежды Организуют пошив национальной одежды..

1. Оказывает помощь в разработке проекта.

2. Дает необходимые рекомендации.

3. Привлекает специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

3 этап

Практическая деятельность по решению проблемы

1. Обращаются к иллюстративно-справочной литературе (уточняют и систематизируют знания о культуре, традициях народов, проживающих в Прибайкалья. 2. Посещают этнографический музей

3. Изготавливают детали ,макеты для дидактических игр. Отбирают необходимые материалы.

4. Коллективная работа (плакат )«Народов много – страна одна!»

5.Коллективно сочиняют сказку «Путешествие Сибирячка по Приангарью»

6. Принимают участие в оформлении группы для проведения развлечения «Я живу в Приангарье».

1. Организуют работу над проектом: направляют на поиск решений, дают необходимую информацию (занятия, игры, беседы, моделирование).

2. Помогают сочинить коллективную творческую сказку о приключениях Сибирячка.

3. Помогают воплотить найденное решение в продукты деятельности (иллюстрации, макеты, детали узоров).

4. Оказывают практическую помощь в изготовлении продуктов деятельности.

5. Помогают в оформлении групповой комнаты для проведения развлечения.

6. Приходят на помощь в случае затруднений. Дают необходимые рекомендации.

1. Организует речевую деятельность детей в рамках работы над проектом.

2. Проводит занятия по развитию связной речи в соответствии с темой проекта.

3. Участвует в разработке сценария развлечения «Я живу в Прибайкалье».

1. Разрабатывает сценарий развлечения придуманной детьми сказки «Путешествие Сибирячка по дорогам Прибайкалья»

2. Подготавливает музыкальное сопровождение праздника.

3. Оказывает помощь в изготовлении костюмов, атрибутов.

4. Разучивает вместе с детьми песни, танцы, игры для праздника.

1. Организует игровую деятельность детей в рамках работы над проектом.

2. Принимает участие в разработке сценария праздника «Приключения Сибирячка по дорогам Прибайкалья».

3. Разрабатывает игровой материал используемый на празднике.

1. Принимают участие в посещении с детьми этнографического музея.

2. Оказывают помощь детям в изготовлении продуктов деятельности к придуманной детьми сказке. Помогают записать придуманный конец сказки.

3. Оказывают практическую помощь в оформлении группы и музыкального зала к развлечению.

1Приходит на помощь в случае затруднения, дает необходимые рекомендации. 2. Помогает организовать выезд в музеи.

4 этап.

Презентация продукта деятельности.

1 Выставка детских работ  к придуманной сказке о приключениях Сибирячка.

  2. Участвуют в празднике «Мы живем в Прибайкалье»

4. Делают вывод о решении проблемы.

1Помогают в оформлении выставок.

2. Помогают в подготовке праздника (разучивание стихов, песен, помощь в изготовлении костюмов).

3. Участвуют в проведении праздника.

4. Подводят детей к формулировке вывода о решении проблемы.

1. Помогает готовить детский праздник.

2. Разучивает с детьми стихи, загадки из сценария. Проводит работу над четкостью, дикции, выразительностью речи. Следит за правильностью звукопроизношения.

3. Участвует в проведении детского праздника.

1. Проводит детский праздник.

1. Помогает готовить детский праздник. Разучивает игры, эстафеты из сценария праздника. Оказывает помощь в изготовлении атрибутов.

1Оказывают помощь в изготовлении костюмов, оформлении группы, музыкального зала и атрибутов к празднику.

2. Готовят сюрприз для детей и гостей праздника.

1. Координирует деятельность всех участников проекта.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект "Я живу в Прибайкалье"

Данный учебно-методический комплект создан в рамках регионального образования: программа для детей старшего дошкольного возраста (к реализации регионального компонента общеобразовательной п...

Авторская комбинаторная программа "Я живу в Прибайкалье" для детей 3-7 лет.

Что такое Родина, любим ли мы её, насколько мы её знаем? Отвечая детям на эти вопросы,  заставило нас задуматься над тем, что невозможно привить эту любовь, если сам не проникся этим чувством, те...

Проект "Мы живем в Прибайкалье"

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.Среди направлений образовательн...

Проект "Мы живем в Прибайкалье"

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.Среди направлений образовательн...

«Я живу в Прибайкалье»

Методическая разработка "развитие коммуникативных навыков средних  дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"...

Программа "Я живу в Прибайкалье"

I частьОсень. Блок "Мир Прибайкалья".Цель: познакомить детей с названиями и особенностями городов, областным центром, поселками,которые есть в нашем регионе....

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Я живу в Прибайкалье. Животный и растительный мир Байкала".

В домашней ЛОГОтеке представлен материал для родителей и детей  старшего дошкольного, подготовительного к школе возраста по лексической теме "Я живу в Прибайкалье. Животный и растительный ми...