План-конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Крылатые семена" по методике Н.А.Коротковой
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Киселева Елена Николаевна

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г.о.Чапаевск Самарской области Структурное подразделение «Детский сад «Березка»

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками»

на тему:

«Крылатые семена»

по методике Н.А.Коротковой

Выполнила

Киселева Елена Николаевна, методист СП «Детский сад «Березка» ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск

Тема «Крылатые семена»

Возраст детей: 5-6 лет

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

1) Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян с разнообразными «крылышками» (крылатками), которые он разносит.

Развивать  познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений и делать выводы.        («Познавательное развитие»)

2) Добиваться от детей соблюдения правил в игре, умения контролировать свое поведение. («Социально-коммуникативное развитие»)

3)  Развивать связную речь, обогащать словарь детей и образность речи. («Речевое развитие»)

4) Способствовать проявлению двигательного творчества в соответствии с музыкой, развивать эмоциональный отклик на музыкальные и художественные произведения. В изобразительной  деятельности развивать воображение при передаче образа семян.        («Художественно-эстетическое развитие»)

Методы и приемы:- практические: наблюдения, дидактические игры; задания на подбор, сравнение; экспериментирование с семенами; рисование семян.

- наглядные: рассматривание семян, карточек с изображением листьев;

- словесные: чтение стихов, отрывка из художественного произведения; называние семян растений, подбор образных сравнений.

Материалы и оборудование: «ящик ощущений», коллекция летающих семян (с «крылышками, парашютиками, пухом и т.п.»), семена гороха, фасоли, карточки с изображением листьев деревьев, травянистых растений и семян, прозрачные баночки с крышками, на которых изображены листья растений, лупы по количеству детей, музыкальные произведения П.Чайковского из цикла «Времена года», аудиозапись шума дождя, ветра, бумага для рисования, художественные материалы (карандаши, краски, фломастеры, восковые мелки и т.д. на выбор детей).

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

двигательная пауза «Летающие семена»

Игровая

игра с правилами (дидактическая): «Ящик ощущений», «Угадай, от какого дерева семена», «Найди крышку»

Познавательно-исследовательская

Наблюдения за семенами, экспериментирование с семенами, коллекционирование семян

Коммуникативная

Беседы, составление рассказов, игры с правилами,  вопросы

Музыкальная

Слушание музыки, исполнение,  музыкальные импровизации,  

Изобразительная

 Рисование.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

 Чтение отрывка из произведения А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Воспитатель вносит «Ящик ощущений», в который помещены семена с крылышками, шишки ели, сосны, внутри которых есть маленькие летающие семена.

Воспитатель предлагает детям игру с ящиком ощущений.

Воспитатель предлагает детям рассказать, что, по их мнению, лежит внутри.

Воспитатель спрашивает детей, по каким признакам они определили семена

Воспитатель показывает, что было спрятано внутри ящика.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай, от какого дерева семена»

Воспитатель перемешивает карточки и предлагает найти пары самостоятельно.

Задает вопросы детям:

Кто видел растения, изображенные на карточках? Кто наблюдал, как летают их семена? Растут ли такие растения на территории детского сада?

Предлагает отобрать семена тех растений, которые, по мнению детей, встречаются на участке детского сада

Предлагает коллекцию семян в прозрачных баночках без крышек. Крышки перемешивает. Дает задание детям: подобрать ко всем баночкам крышки так, чтобы семена в банке и лист на крышке принадлежали одному растению.

Раскладывает все летающие семена в ряд и задает детям вопрос: «Можно ли эти семена разделить на группы?»

Задает вопрос детям: Для чего нужны такие крылышки?

Задает вопрос: А для чего семенам нужно летать?

Читает отрывок из сказки-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

Предлагает поиграть в игру «Летающие семена»

Воспитатель изображает дерево. При этом читает стихотворение:

«Я – дерево-мама, а вы – мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать»

В ответ дерево-мама, приветствуя их, тоже машет руками.

Воспитатель заканчивает четверостишие: «И дерево-мама, качаясь шумит,

Советы давая, листвой шелестит»

Предлагает провести эксперимент. Показывает семена гороха, фасоли, подсолнечника, тыквы и кладет рядом с летающими семенами.

Задает вопрос: чем они отличаются друг от друга?

 Дает детям возможность сравнить все семена по весу. Что легче? Почему?

Подводит детей к выводу, что летающие семена могут улететь далеко-далеко от своих деревьев-мам –березы, клена, ясеня. Они падают на землю, и через некоторое время в этих местах появляются молодые растения: маленькие клены, липы, березки.

Предлагает детям нарисовать крылатые семена, которые больше всего понравились. На что они похожи?

Дети заинтересованно подходят к воспитателю и спрашивают: «Что интересного воспитатель принес на этот раз?»

Дети по очереди определяют на ощупь, что лежит внутри ящика. При этом соблюдают правило: никто не сообщает о своих открытиях до тех пор, пока последний участник игры не познакомится с содержимым ящика.

Дети рассказывают о своих предположениях.

Дети отвечают на вопрос воспитателя

Дети рассматривают семена.

Дети рассматривают карточки с изображением листьев деревьев, травянистых растений и семян и стараются запомнить.

Находят парные карточки

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Выполняют задание.

Внимательно слушают инструкцию к выполнению задания. Подбирают крышки к соответствующим банкам

Дети делят семена на 2 группы: с крылышками и с парашютиками.

Рассматривают при помощи лупы летающие семена: сначала все семена с крылышками: клена, ясеня, липы, березы, ели, сосны. Отвечают на вопросы воспитателя: «Какие у них крылышки?»

Дети сравнивают семена с крылышками бабочек, стрекоз, которые умеют летать.

Дети высказывают свои предположения.

Дети слушают сказку-быль.

Дети изображают летающие семена. Сначала дети-семена растут на дереве – стоят рядом с воспитателем. Затем налетает ветер (звучит музыка ветра), семена падают, летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. После этого летающие семена падают на землю – ребята приседают, закрыв голову руками. Звучит весенняя музыка (П.Чайковский «Времена года»), приходит весна, светит солнышко, идет дождик (шум дождя в записи). Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают.

Поочередно читают четверостишие:

1.«На дереве-маме мы долго висели,

Но ветер примчался, и мы полетели.

Умчаться от мамы подальше хотим,

Нас ветер подхватит, и мы улетим!»

2.«Нам крылышки наши летать помогают,

Где мы приземлимся, лишь ветер узнает,

На землю родную мы все упадем,

Земля нас накормит,

Земля – это дом».

3. «Весною нас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастем мы зеленым ростком

И маме помашем зеленым листком.»

4. «Нам дерево-мама помашет в ответ.

Как стать нам большими, не дашь ли совет?»

Внимательно рассматривают семена.

Дети отвечают, что одни семена умеют летать, а другие – нет.

Дети сравнивают семена по весу. Берут в руки семечко клена и фасолинку и одновременно выпускают их из рук. Обсуждают совместно с воспитателем, какие семена первыми упали на пол и почему?

Повторяют эксперимент с другими семенами.

Дети приходят к выводу, что семена, летая по белому свету, «ищут свой дом».

Дети выбирают художественные материалы, бумагу и рисуют семена, дорисовывают детали, придавая им какой-либо образ.

Организуют выставку рисунков.

Дети проявили интерес к предстоящей деятельности

Дети смогли на ощупь определить, что находится в ящике. Выполнили правило игры (развитие саморегуляции поведения)

Дети правильно высказали свои предположения. При этом использовали в своей речи слова: «я думаю», «по моему мнению», «я определил(а), что…»

Дети верно назвали признаки.

Дети проверили правильность своих предположений.

Развивается память, наблюдательность.

Дети правильно подобрали карточки-пары.

Дети активно вступают в диалог с воспитателем.

На прогулке проверяют правильность своих предположений (тренировка внимания и памяти)

Развивается внимание, умение соотносить объекты по заданному признаку.

Делают вывод, что крылышки у семян разные: у одних они большие, у других – маленькие. Все крылышки тонкие, почти прозрачные.

Делают вывод, что крылышки семян помогают им летать по воздуху, «путешествовать»

Приходят к выводу, что из семян появляются маленькие растения.

Формируется понимание, что природные явления описаны в произведениях художественной литературы.

При помощи выразительных средств: движений, музыки, стихов, дети закрепляют алгоритм произрастания растений.

Формируется наблюдательность

В практической деятельности подтверждают свои предположения.

Дети способны обосновать свои ответы.

Развивается фантазия, воображение.

Итоговое мероприятие: Изготовление поделок из природного материала: крылатых семян (бабочки, цветы, стрекозы, украшения и т.п.) Создание коллажа из природного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой

Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...