В сказочном мире народных промыслов
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГТ по образовательной области «Социализация» Разработала воспитатель первой квалификационной категории Жарко Елена Борисовна. Тема: «В сказочном мире народных промыслов» (форма проведения: познавательная игра–путешествие) Интеграция образовательных областей: социализация, художественное творчество, познание, коммуникация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lena.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГТ по образовательной области «Социализация»

Разработала воспитатель первой квалификационной категории Жарко Елена Борисовна.

Тема: «В сказочном мире народных промыслов» (форма проведения: познавательная игра–путешествие)   

Интеграция образовательных областей:  социализация, художественное творчество, познание, коммуникация.

Программное содержание:  

Образовательная область «Социализация»: 

* учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства;

*формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров;  

*формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров;

*продолжать воспитывать детей на русских народных традициях,

*формировать представления о добре и зле;  

 *воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа;  

Образовательная область « Коммуникация»: 

*развивать связную речь: умение отвечать на вопросы  полным предложением;  

* развивать связную монологическую речь: рассказывать о богороцких игрушках, об истории создания матрешек.

Образовательная область «Познание»: 

* развивать зрительное  и слуховое внимание, память;

*развивать умение строить логически последовательные цепочки (этапы изготовления игрушек);  

* углублять  знания детей о народном творчестве;

Образовательная область «Художественное творчество »: 

*формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;  

*учить выделять и замечать основные средства выразительности изделий различных народных промыслов;  

 Словарь: активизация: названия росписей глиняных и деревянных игрушек.

расширение: полушалок, передник, оберег, ворот.

Методы и приемы: словесные: рассказ, загадки; наглядные: изделия народных промыслов, предметные картинки; практические:  физкультминутка, этапы изготовления изделий, роспись силуэтов игрушек.

Материалы к  НОД: выставка игрушек – дымковских, филимоновских, утварь с хохломской росписью, с гжельской росписью, деревянных животных и матрешек: семеновских, полхов - майдановских; русская народная подвижная игра «У дедушки Трифона», схемы с этапами изготовления игрушек, карточки с изображением игрушек.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций с игрушками народных промыслов, сопровождаемая рассказом воспитателя о них; чтение и прослушивание рус. народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, беседа по ним, рисование, лепка игрушек, с использованием разных росписей, видеоматериалы  по народно-прикладному искусству.

                           

                                                Ход:

Игра - путешествие проводится в избе. Воспитатель принимает роль Сказительницы русских сказок и приглашает ребят  в русскую избу полюбоваться народными игрушками.

(На подиуме под красивыми платками разложены народные игрушки)

Сказительница: Здравствуйте, ребята. Очень рада нашей встречи. Я, хранительница русских сказок, но сегодня  вам сказки не рассказывать буду , а показывать.

-Вот здесь они у меня и стоят на подиуме, вас дожидаются.

Но чтобы узнать из каких мест  прибыли наши гости, отгадайте загадки:

     Белоснежны, как  берёзки, кружочки, клеточки, полоски –

     Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

                                       (Дымково)

     Кофточки цветные,

     Юбки расписные,

     Шляпы трехэтажные-

     Статные и важные.  (Дымковские барышни)

-Конечно, это сказочные игрушки из Дымково. Это и барышня-водоноска, и олень, золотые рога и петушок-золотой петушок. И про каждого своя сказочка есть.

А здесь живут:

        Тут поют свои частушки

        Знаменитые игрушки –

        Филимон с гармошкой,

        С внуком Филимошкой!

        - Вы откуда, Филимоны?

                                                    (- Мы из Филимонова)

-Правильно , это филимоновские игрушки, тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж, а как они свистеть - свиристеть умеют!

Вы знаете, зачем эти игрушки? Да, видно такая уж душа у нашего народа, что не только работать умеет, но и веселиться. А какое веселье без игрушек.

-А еще русский народ богат любовью своей к родной земле, к своим детям. Для детей своих и придумывали народные мастера игрушки и забавы. Делали их из разных материалов: из глины и дерева, из соломы и  из лоскутков и ткани.

И сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется: «Назови игрушку»:

-Я буду показывать народную игрушку, а вы, ребята, должны назвать её и указать из каких она мест, где живут эти промыслы.

- Дымковская барышня, петушок

- Городецкий барашек

-Филимоновская свистулька

- Барышня из Гжели.

-Молодцы, очень хорошо справились.

-А знаете ли вы, какой путь проделывает кусок глины и деревянная чурка в руках мастера, чтобы превратиться в чудесную игрушку?

Давайте, вспомним все этапы изготовления.

- Ой, ребята, видно здесь домовёнок Кузя побывал и перепутал все карточки.

Но я надеюсь, мы сейчас все исправим и разложим карточки в правильной последовательности:

  - Сейчас, вы по цепочке, подойдете к столу, возьмете каждый по одной карточке. У кого карточка с первым этапом работы выкладывает ее на стол, остальные смотрят на свои карточки и ищут дальше последовательность и так до конца. (По ходу выполнения задания воспитатель при необходимости корректирует карточки.)

                *накопать глины

                *слепить форму

                *обжечь в печи

                *разукрасить

                *покрыть лаком.

-Замечательно справились с  работой. А теперь пора и отдохнуть.

 Давайте поиграем в русскую народную игру : «У дядюшки Трифона»

         У дядюшки Трифона

         Было семеро детей,

        Семеро сыновей.

        Они не ели, не пили,

         Друг на друга смотрели,

        Разом делали, как Я!

( повторять заданное движение, имитировать различные трудовые действия и угадывать их по имитации)

-Отдохнули, поиграли, можно продолжить  наше путешествие.

На этом  месте собрались замечательные фигурки коней и птиц, которые в русской культуре имеют особое значение. Им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в славянском фольклоре – символ труда, чистоты помыслов, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил.

-А здесь собрались игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Как вы думаете, почему именно из этого дерева? (Хорошо обрабатывается, имеет красивую окраску)

-Берет мастер липовую чурку (кусок  дерева, без сучков), приглядывается к ней, а потом вырезает острым ножом в ней круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу - толстые медвежьи лапы. И вот готов уже Михаил Потапович – людям на забаву.

Такую хитрость придумали Богородские мастера, что игрушки их умеют двигаться. Здесь медведь дрова рубит, а вот там медведь с мужиком в кузнице работают, молотами бьют.

-А вот и еще один стол. Что на нем? А вы угадайте, только до конца загадку послушайте, она о многом вам скажет

   Словно, репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черной смородиной глаз.

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

 Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская…. (матрешка)

-Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей, были матрёшки.

Ребята, а давайте с вами вспомним, где и как появилась матрешка.

-В Подмосковье есть город Сергиев Посад. Там и смастерили матрешку. Мастера звали Звездочкин. На Руси девочек часто называли Матренами, а ласково – Матрешками. Вот так и родилась эта известная на весь мир игрушка матрешка.

Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая , неразъемная фигурка, затем фигурки обрабатываются шкуркой, расписываются, иногда покрываются лаком.

Наиболее известны семеновские, загорские и полхов –майданские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

(все это детали женского русского костюма)

- Ребята, а как вы думаете, у каждого мастера получались игрушки добрые, радостные? (Рассуждения детей. Вывод: только добрый, заботливый, приветливый человек может сделать игрушку доброй)

- Вот и закончилось наше путешествие.

 Давайте вспомним, в каких сказочных краях мы побывали и что удивительного повидали:

- Я буду показывать вам карточку с изображением игрушки, а вы должны назвать игрушку и место ее изготовления. Отвечаем по цепочке, первый отвечает, второй при необходимости помогает.

(Дети называют игрушки и места их изготовления)

-Замечательно, а хотите сами превратиться в мастеров? Тогда давайте спустимся в группу, где вас ждут силуэты игрушек, которые мы будем расписывать.

(Воспитатель с детьми в группе расписывает игрушки, используя разные виды росписей. После окончания работы создается выставка для родителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В сказочном мире народных промыслов"

Краткосрочный, групповой, исследовательско-творческий проект, участниками которого являются дети 8-9 лет, родители воспитанников и педагог....

Народные промыслы для подготовительной к школе группы детского сада по теме " Сказочная гжель"

В пособие содержатся интересные сведения о народном промысле "Сказочная гжель". Данны йматериал подобран таким образом, что может легко использоваться на занятиях с детьми  подготовительной к шко...

Конспект мероприятия для дошкольников средней группы «В сказочном мире народных промыслов».

Автором представлен конспект по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством....

Экскурсия в музей русских народных промыслов. Тема "Сказочная гжель"

Экскурсия в музей русских народных промыслов Тема «Сказочная гжель» Цель:закрепить представление о русском народном промысле «Гжель».Задачи:1.Формирование эстетического мировоззрения детей ч...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: «В сказочном мире народных промыслов»

Автором представлен конспект непосредственно оборазовательной деятельности для детей старшей группы "В сказочном мире народных промыслов"....

Конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению творческой мастерской «Красота мира» «Народные промыслы» (для детей 6–7 лет)

Музеи это такие здания, куда можно прийти и полюбоваться на прекрасные творения мастеров нашей Родины. Мы с вами любим свою Родину и должны знать историю своего края.  Вещи, которые находятся в м...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Народные промыслы. Хохлома» во второй младшей группе.

Воспитание любви к русскому народному творчеству, знакомство детей с хохломской росписью,сохранение традиций русского творчества....