Проект "Праздничный календарь"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Вершинина Елена Николаевна


Проект позволяет детям старшего дошкольного возраста познакомиться с народными праздниками ( русскими).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СП ГБОУ СОШ №4 г.о. Чапаевск – ДС №20 Творческий проект детей подготовительной к школе группы "Праздничный календарь"

Слайд 2

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный; Долгосрочный; Интегрированный (фольклор + творчество + ТРИЗ и РТВ); Коллективный; Одновозрастной. Участники: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители Сроки реализации проекта: в течение года Шаги проекта 1. Формулируем проблему или исследовательский вопрос Проблема: (исследовательский вопрос). Многие праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определённые дни словно исполняют хорошо заученные роли? Почему, например, под Рождество ходят от дома к дому и поют колядки — песни с пожеланиями благополучия и богатого урожая? Почему на Масленицу пекут блины, делают соломенное чучело, бросают его в костёр? Почему на Троицу воздают почести берёзке, украшают её цветными лентами, водят вокруг неё хороводы? Откуда появились традиции и что они означают? Цель: Формировать представление детей о народных праздниках и их традициях. Задачи: Развивать потребность в освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох. Приобщать детей к изучению истории родного края, традиций, культуры людей, его населяющих. Расширять представления о народных праздниках и их традициях. Развивать умение составлять описательные рассказы, используя методы ТРИЗ и РТВ (Моделирование, алгоритмы, системный оператор, кольца Луллия). Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, приучать осмысленно использовать приобретённые знания в свободной деятельности. Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю.

Слайд 3

2. Первый этап Содержание деятельности на первом этапе: На данном этапе собирали первичную информацию по данной теме. Для этого было проведено: Занятия по ознакомлению с окружающим на основе системного оператора, морфологической таблицы, сенсорного ящика, пособия «Имя признака-значение имени признака». Тематика занятий: «Зимние святки», «Масленица», «Троица», «Покров – натопи избу без дров», «Пасха», «Яблочный спас», «День народного единства», «Новый год», «Иван Купала». Продуктивная деятельность: Нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, набрызгом, штампами т.п. Нетрадиционные техники лепки: барельеф из пластилина, лепка из солёного теста. Аппликация способом обрывания, из комочков бумаги и салфеток, коллаж из ткани. Ручной труд «Кукла-Закрутка» Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Ночь на Ивана Купалу», «Бабка-Яга», «Поп на празднике», «Снегурочка» (по народным сюжетам); календарные обрядовые песни «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «Как пошла коляда…», «Как на масляной неделе», «Тин-тин-ка», «Масленица! Масленица!»; былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко», «Семь Симеонов - семь работников» и т.п. Совместная работа взрослых и детей со справочниками, энциклопедиями по созданию докладов, сообщений, подбору иллюстраций по заданной теме. Дети и родители были сориентированы на поиск информации об объекте в справочной литературе. Дети и взрослые работали не только с книгами, но и с Интернет-ресурсами. Беседы с сотрудниками библиотеки, художественной школы, выставочного зала «Радуга», посещение перечисленных организаций. Дети и воспитатель совместно готовили вопросы для специалистов, касающихся области исследования. Проведение русских народных игр: «Два Мороза», «Ручеек», «Петушиный бой», «Водяной», «Салки-догонялки», «Лошадки», «Горелки» и т.п. Участие детей и родителей в праздниках: «Троица», «Рождество», «Масленица», «Новый год», «Иван Купала», «Покров».

Слайд 4

3. Второй этап Содержание деятельности на втором этапе: Создание копилки — сбор материала о праздниках (см. ниже) Создание картотеки — распределение материала о каждом празднике по семи направлениям: Время года , в которое отмечают праздник Цель праздника Символ праздника Место , где происходят торжества Одежда , которую одевают люди Действия , совершаемые людьми во время празднования Примета праздника Коллекция собранных объектов была рассмотрена с помощью морфологической таблицы. Каждый ребёнок рассмотрел объект по заданным составляющим.

Слайд 5

4. Третий этап Содержание деятельности на третьем этапе: Обобщение полученных результатов - на основании полученных знаний и собранных материалов, совместно с детьми была создана дидактическая игра «Праздничный календарь». Данное пособие представляет собой дидактические игры с методами ТРИЗ и РТВ (моделирование, алгоритмы, Кольца Луллия), которые знакомят детей с народными праздниками, принятыми на Руси с древних времён и почитаемыми до настоящего времени. Презентация результатов проекта «Праздничный календарь», которая покажет решение поставленной проблемы. Ожидаемые результаты данной работы: - найденный детьми способ решения поставленной задачи; - полученная в процессе работы сумма знаний об изучаемых объектах; -приобретённые и присвоенные способы работы с информацией; -навыки работы в группе; -опыт публичных выступлений и защиты своей точки зрения.

Слайд 6

Авторское дидактическое пособие «Праздничный календарь» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Вершинина Е.Н. старший воспитатель Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск – детский сад №20, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования

Слайд 7

Пособие «Праздничный календарь» представляет собой дидактические игры, которые знакомят детей с народными праздниками, принятыми на Руси с древних времён и почитаемыми до настоящего времени. Цель: Развивать потребность в освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох. Приобщать детей к изучению истории родного края, традиций, культуры людей, его населяющих. Расширять представления о народных праздниках и их традициях. Развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, приучать осмысленно использовать приобретённые знания в свободной деятельности. Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю. Предварительная работа: Чтение книги для детей «Народные праздники и традиции». Рассматривание иллюстраций. Участие детей и родителей в народных праздниках. Сотрудничество с внешними организациями: Выставочный зал «Радуга», Детская художественная школа, Библиотека им. Бондаренко (выставки, экскурсии, открытые мероприятия).

Слайд 8

Дидактическая игра «Праздничные кольца» Игровое действие: вращение «волшебных» кругов. Игровое правило: подобрать к заданному времени года только те праздники, которые встречают только в это время года. Материал: два кольца «Луллия». Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку к заданному времени года подобрать праздники. С помощью иллюстраций на кольцах ребёнок определяет их. Вращение колец «Луллия», подбор иллюстраций праздников к заданному времени года Игра продолжается с другим пособием:

Слайд 9

Время года , в которое отмечают праздник Цель праздника Символ праздника Место , где происходят торжества Одежда , которую одевают люди Действия , совершаемые людьми во время празднования Примета праздника Дидактическая игра «Праздничные сундучки» Игровое действие: выстроить логическую цепочку из 7 пазлов. Игровое правило: Каждый пазл выбирается в соответствии с заданным символом, изображённым на панели пособия. Материал: 9 коробочек, в каждой содержится по 7 пазлов с картинками; цепочка с именами признаков (время года, цель, символ, одежда, действия, примета), изображённая на панели пособия. Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку найти праздничный сундучок с заданным праздником и выполнить задание. Задание заключается в том, чтобы выложить из пазлов с картинками, хранящихся в сундучке, логическую цепочку в соответствии с цепочкой символов, которые расположены на панели пособия :

Слайд 10

Рассматривание пазлов к игре «Волшебные сундучки» Подбор пазлов по алгоритму

Слайд 11

Сбор цепочки по алгоритму Завершение игры В помощь воспитателю прилагается таблица с краткой информацией о каждом празднике. В сундучках хранится небольшой запас информации (символы) о традициях празднования на Руси. Расширить запас знаний детей поможет книга для чтения детям «Народные праздники и их традиции»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Адвент календарь - календарь ожидания"

Хотелось бы поделиться опытом работы с адвент календарём. Ожидать сказочный, волшебный, новый год гораздо веселее тогда, когда тебя каждый день ожидает какой-нибудь сюрприз....

шагаа-биле Шагаа - новый год по лунному календарю, один из самых крупных праздников в календаре тувинцев.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16386850","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]«Шагаалаалам» Чап Чульдум.Шагнын чаазы келди,Шагаа...

Проект "Календарь природы" по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием народного календаря кукол- закруток.

Проект был реализован с целью повышения временных представлений старших дошкольников, для расширения развивающей предметно- пространственной среды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17...

Консультация для педагогов: адвент-календарь или календарь-ожидания.

Дидактическое пособие  для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста....

Математика в календарях. Виды календарей.

Образовательная область ФГОС ДО «Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений. Конспект познавательной беседы «Математика в календарях. Виды календарей» для д...

Адвент-календарь-календарь ожидания Нового года(музыкальный руководитель)

Календарь ожидания Нового года представленный музыкальным руководителем....

Адвент-календарь-календарь ожидания Нового года(музыкальный руководитель)

Календарь ожидания Нового года.Работа музыкального руководителя на декабрь месяц отражена в ежедневных  заданиях....