Проект "Зима". Младшая группа.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Липина Ольга Анатольевна

Аннотация к проекту.

Данный проект рассчитан для детей 3-4 лет. В ходе проекта дети расширят знания о времени года «зима», о животных нашего леса, познакомятся с разными состояниями воды, с зимними видами спорта, укрепят здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2.docx48.89 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Колчеданский детский сад №1» 

Воспитатель: Липина Ольга Анатольевна

Проект «Зима»

Младшая группа

Аннотация к проекту.

Данный проект рассчитан для детей 3-4 лет. В ходе проекта дети расширят знания о времени года «зима», о животных нашего леса, познакомятся с разными состояниями воды, с зимними видами спорта, укрепят здоровье.

Актуальность  (Слайд №2)данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Познакомить с разными состояниями воды, с опытами с водой и снегом с целью развития интереса к познавательно – исследовательской деятельности. Ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой  в ходе наблюдений,  игр и экспериментирований.  Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Паспорт проекта. (Слайд №3)

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (с 10. 01. по 24. 01).

Участники: дети второй младшей «Б» группы  «Непоседы», воспитатель, родители воспитанников.

Цель проекта. (Слайд №4)

Создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта. Формировать представление о зиме.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: (Слайд №5)

  • Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период).
  • Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д. и предлагать детям передавать это в рисунках.
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей)
  • Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни. Знакомить с зимними видами спорта. Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки)
  • Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом.
  • Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей.
  • Добиться активного участия большего количества детей, а также заинтересовать родителей в совместных зимних играх, опытах и забавах (лепке поделок из снега, украшении снежных построек)

Интеграция образовательных областей:

Познание (формирование целостной картины мира, продуктивная (конструктивная) и исследовательская деятельность, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, социализация, физическая культура, безопасность.

Интеграция видов деятельности:

Познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Формы работы:

  • ООД
  • НОД
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры
  • Речевые игры
  • Наблюдения в природе
  • Труд в природе
  • Экспериментальная деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Музыкально – ритмические движения
  • Развлечение

Ожидаемые результаты

Дети

  • Сформированы элементарные представления о зиме
  • Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Усиление ресурсного обеспечения группы.
  • Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Родители

  • Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы
  • Привлекают детей к совместному труду в природе

Этапы проекта. (Слайд №6)

I этап – информационно – технологический.

  1. Изучение методической литературы.
  2. Постановка цели, задач.
  3. Выбор форм работы с родителями.
  4. Выбор основных мероприятий.
  5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. 
  6. Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.
  7. Определение и формулировка ожидаемых результатов.
  8. Диагностика  у детей знаний о зиме(Слайд №7) 

Знания зимних видах спорта

Знания о безопасном поведении зимой

исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом.

бережное отношение к природе

умение замечать красоту зимней природы

представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц).

9%  

21%  

32%  

23%  

29%  

12%

II этап – подготовительный. (Слайд №8,9,10,11,12)

  1. Подбор пособий для работы с детьми.
  2. Подбор художественной литературы,  наглядного материала, материалов для экспериментирования.
  3. Создание развивающей среды.
  4. Изготовление дидактических  игр.
  5. Выпуск экологической листовки «Помоги пернатым».
  6. Задания для родителей - изготовление кормушек, зимних поделок из природного и бросового материала,  лепка  поделок из снега, украшение  снежных построек.

III этап – практический.

  1. (Слайд №13)Экскурсии по территории детского сада, с целью проведения наблюдений за зимними природными явлениями (снег, сугробы,  иней на деревьях, птицы).
  2. (Слайд №14)Работа с иллюстрациями по теме «Зима»
  3. (Слайд №15)Чтение художественной литературы, беседы по теме «Зима»,  заучивание стихотворений.
  4. (Слайд №16)Выставка поделок  родителей “Волшебница Зимушка – Зима”.
  5. (Слайд №17)Лепка  поделок из снега, украшение  снежных построек.
  6. (Слайд №18) Совместные мероприятия с родителями и детьми.
  7. (Слайд №19,20) «Лаборатория Незнайки» - экспериментирование со снегом и льдом.
  8. (Слайд №21,22) Прогулки на свежем воздухе: катание на санках, с горки, обыгрывание снежных построек.
  9. (Слайд №23) Вывешивание кормушек.
  10. (Слайд №24) Помогаем перезимовать птицам и деревьям: прикрываем снегом кусты и деревья, кормим птичек.
  11. (Слайд №25.26) Художественно – творческая деятельность на зимнюю тематику (рисование, лепка)
  12. Консультации: "Чем помочь птицам зимой", «Кормушки из бросового материала»
  13. (Слайд №27) Развлечение  в зале:  «В гости к зиме». Инсценировка сказки «Следы зверей»

IV этап - заключительный (Слайд №28)

Определение результата практической деятельности с детьми

  1. Развлечение на улице  «Зимушка – Зима»
  2. (Слайд №29) Диагностика  у детей знаний о зиме.

Знания зимних видах спорта

Знания о безопасном поведении зимой

исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом.

бережное отношение к природе

умение замечать красоту зимней природы

представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц).

9%  -  45%

21%  -  53%

32%  -  76%

23%  -  44%

29%  -  56%

12%-  59%

Содержание работы

Зима

Игровая деятельность

Игры-манипуляции с фигурками диких животных

Театральная игра «Зимовье зверей», «Теремок»

С/Р игры: «Кукла заболела», «Кукла идет гулять», «Путешествие в зимний лес»

Коммуникативная деятельность

Беседы

«Приметы зимы»

«У кого какая шубка»

 «Во что любят играть зимой»

«Что мы знаем о зимующих птицах»

 «Как вести себя на улице зимой»

«Какая  людям одежда нужна зимой»

Словесно-речевые игры:  «На чем катаются дети?»

Д/И: «Что зимой бывает? », «Кто за сугробом?», «Одень куклу на прогулку», «Собери снеговика», «Оденем Машу на прогулку»,  «Сложи картинку о зиме»,  «Когда это бывает»

Пальчиковые игры: «Зима»,  «Ручки греем»

Игра – массаж «Одеваемся теплее»

Дыхательные упражнения: «Пузырь», «Подуй на снежинку»

Художественное творчество: Рассматривание репродукций картин с изображением зимних явлений, развлечений.

Познавательно – исследовательская деятельность

Игры со снегом: «Следы», «Украсим участок фигурами», «Раскрасим снег»

Игры с водой: «Заморозим», «Разогреем»,

«Цветные льдинки»

Двигательная деятельность

П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Снег кружится», «На лесной лужайке», «Мишка косолапый по лесу гулял», «Заморожу»

Занятие по физической культуре "Зимние развлечения" 

Игры и упражнения со снегом во время проведения прогулок

Катание на санках.

Наблюдения на прогулке за: снегом, красотой зимних деревьев, снегопадом, птицами, следами на снегу, работой дворника, зимними постройками

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки от снега, подгребание снега к стволам деревьев, перенос снега в определенное место для сооружения снежных построек, подкормка птиц

Чтение художественной литературы

М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол

«Зайчик», Н. Саксонская «Где мой пальчик? », потешки: «Как по снегу по метели…», Суриков «Зима»

Музыкально – художественная деятельность

Слушание Чайковский «Зима»

Пение «Пришла зима» муз. М. Раухверга, сл. Т. Мираджи

Слушание «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.

Музыкально- ритмические движения «Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки», «Зимняя пляска», «Танец снежинок», импровизация движений животных.  

Продуктивная деятельность

Рисование «Снег идет», «Одежда для Незнайки»

Лепка «Снеговик», «Семечки и зёрнышки для птичек»

Тематические занятия: «В зимнем лесу», «Мы со спортом зимним дружим»

Развлечения:  «Зимушка – Зима», «В гости к зиме». Инсценировка сказки «Следы зверей»

Вывод: (Слайд №30)

Данный проект позволил в условиях образовательного процесса расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе, жизни птиц,  лесных животных  в зимнее время, исследовать разные состояния воды и снега.

У детей сформировались положительные отношения к изучаемому материалу, желание активно познавать.

Наличие конкретных знаний и представлений.

Наличие определённых умений и навыков преимущественно в художественно – эстетической  деятельности.

Наличие исследовательских  умений в ходе экспериментирования.

Развитие коммуникативных навыков:  памяти,  слухового внимания.

Представлений о безопасном поведении во время прогулок.

Таким образом, проект выявил положительные результаты в работе с детьми. Полностью справился со своей задачей и может быть рекомендован  для использования в других группах детского сада

Результаты реализации проекта: (Слайд №30)

  • Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года о здоровом образе жизни.
  • Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом
  • Расширение картотеки игр зимней направленности (дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности).
  • Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Продукт проектной деятельности:

  • Поделки, сделанные совместно с родителями «Зимушка - зима»
  •  Оформлены с помощью родителей  альбомы:  «Гигиена детей», «Зимние забавы», «Азбука здоровья», «Стихи и загадки о зиме», «Животные зимой», «Зимующие птицы»
  •  Изготовлены  дидактические  игры  для группы с помощью родителей «Времена года», «Подуй на снежинку», «Когда это бывает? », «Собери снеговика»
  • Макет зимнего леса с лесными жителями
  • Кормушки, сделанные родителями, для кормления птиц
  • Консультация для родителей:  «Во что поиграть с детьми на улице зимой»,        «Игры и забавы зимой», «Помогите птицам зимой»

Работа на будущее

  • Вести активную работу по экологическому воспитанию
  • Использовать различные формы работы, интеграцию образовательных областей
  • Использовать современные педагогические технологии
  • Распространять и обобщать опыт