Конспект НОД по экологии
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Ишина Зинаида Сергеевна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по экологии:

«Зеленая аптека»

 (занятие в средней группе детского сада)

                

Конспект составила воспитатель высшей квалификационной категории

Ишина Зинаида Сергеевна

Санкт-Петербург, 2013

Конспект НОД по экологии: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Ход НОД

Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.

- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг — «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться — травами, цветами, ягодами и т.д.

- Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.

- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

- Кто видел в аптеке лекарственные растения?

- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

- А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).

- Про какое лекарственное растение эта загадка.

Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

(крапива)

- Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой».

Подружись с крапивой

- Сегодня па обед будут крапивные щи, — объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

- Крапивные?

-Да, да, — подтвердила бабушка. — А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы…

Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.

- Да, людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:

«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

- А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его — сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он — как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

- Найдите это растение в нашей коллекции.

- Кто догадался, почему это растение так называется?

- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

- Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).

- Это растение всем знакомо. Отгадайте:

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Пели их не оберешь,

На себе их все найдешь.

(лопух)

- Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.

- А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное.

(одуванчик)

- Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

- Много лекарственных растений можно найти у нас на лугу. Это ромашка,  мать-и-мачеха, лютики. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!

- Ребята, давайте поиграем в игру.

Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.

Плохой аппетит — корень одуванчика.

Заболел желудок — тысячелистник.

Простуда — душица.

Рана на руке — подорожник.

Ангина — мать-и-мачеха.

Ожог ноги — зверобой.

Пятна на коже — чистотел.

- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека — это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Опыт № 1. У детей по 2 стаканчика из – под йогурта, в которые до половины рассыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.

Вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.

Эколог: Как вы думаете, а зачем нужен стебель?

Дети отвечают на вопрос, используя схему:

Опыт№2. У детей по 2 баночки и марлевая верёвочка, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.

Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

3-я часть.

Про растения вы много рассказали. А знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и не болели? (свет, тепло, вода, почва, удобрения).

Д/игра « Помоги растению »

Как вы думаете, можем мы сказать: « Растения - наши друзья. » Друзья всегда помогают друг другу. Мы показали, что мы сумеем помочь растениям, если они попадут в беду.

А как растения помогают людям?

(рассказы детей о лекарственных растениях)

Стук в дверь.

Входит доктор Ромашкин. «Здравствуйте, дети! Я доктор Ромашкин.»

Погода расплакалась - просто беда
На небе вода, под ногами вода,
И хлюпает нос, и в горле першит
Но доктор Ромашкин на помощь спешит.
Я умные книги всю жизнь изучал
И разные травы для вас собирал
Приду и скажу вам: « Дружок не скучай »,
А выпей целебный, душистый мой чай.

(Детям предлагается настой трав - мята, липа, душица, шиповник)

Конспект НОД по экологии  «Сказка об Одуванчике».           

Объект № 7

Программное содержание:

1. Дать детям представление о сезонном развитии растений, об их связях с окружающим миром.

2. Развивать наблюдательность, умение обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать умение понимать смысл пословиц.

4. Вызвать эстетическое переживание во все времена года за окружающую природу.

Ход НОД:

1. – Сегодня нам дети приготовили загадки: (дети загадывают загадки о временах года) - Почему же происходит смена времен года, почему за весной приходит лето, за летом осень, за осенью зима? (Ответы детей: Становиться жарко, листья опадают, снег идет, холодно.) - Это происходит потому, что Земля движется вокруг Солнца. Земля по-разному подставляет солнечным лучам свои круглые бока. У Земного шара есть два полушария – Северное и Южное. Если Земля наклонена к Солнцу Северным полушарием, где мы живем – то у нас лето. Когда наше полушарие отворачивается от Солнца и ему достается мало солнечных лучей и тепла – у нас наступает зима. ( Показать детям на глобусе, как по-разному падают лучи Солнца на Землю.)

2. Сказка об Одуванчике. - Сейчас Мы поговорим с вами о том, как влияют на развитие растений сезонные изменения в природе. Я расскажу вам сказку об одном Одуванчике. Однажды, ранней весной девочка Оля с папой копали грядку на даче и шали в земле корень одуванчика. Оля попросила папу оставить корень одуванчика и стала наблюдать за его ростом. (Воспитатель демонстрирует иллюстрацию, как растет толстый корень одуванчика в земле.) Теперь Оля знала, что в земле у всех растений есть корень. Через одну неделю Оля снова приехала с родителями на дачу. Как Вы думаете, что она увидела? (Ответы детей: у одуванчика появились листья, стебель, бутоны, а около цветов летают пчелы) Воспитатель показывает иллюстрацию с листьями, цветами.
- Почему около цветов мы часто видим пчёл и бабочек? (Ответы детей: цветы яркие, красивые, душистые, насекомые пьют сок, нектар, опыляют растения.) Наступило лето. Оля заметила, что ее одуванчик снова изменился. Каким он стал? (Ответы детей: побелел, постарел, поседел, появились парашютики.) Воспитатель иллюстрирует одуванчик с семенами - парашютиками. Но вот однажды подул сильный ветер, и что случилось с побелевшим Одуванчиком? (Ответы детей: парашютики разлетелись.) Воспитатель иллюстрирует разлетевшиеся семена - парашютики. Из этих семян - парашютиков потом тоже вырастут новые одуванчики. В конце лета Оля заметила, что ее Одуванчик снова стал похожим на весенний – одни темно-зеленные листья. Почему же не стало больше цветов?
(Ответы детей: стало холодно, наступила осень, солнце стало меньше греть, стало пасмурно) - Одуванчик начал готовиться к зиме, запасает пищу на зиму. Чем больше запасов у одуванчика, тем толще у него корень. А ранней весной из этого корешка вырастут новые листочки, стебель с цветком. И так каждый год. Воспитатель иллюстрирует одуванчик укрытый снегом.

3. Ребята, в народе говорят «Много снега – много хлеба». Почему так говорят? Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей: хотя снег холодный, а от зимних морозов он растения укрывает. Под снегом земля отдыхает. Растения зимой спят.)

4. Что нужно, что бы росли растения? (Ответы детей: тепло, свет, вода, земля, насекомые)

5. Итог занятия: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам показалось более интересным?

Конспект НОД по экологии Огород «Овощная грядка»

объект № 9

Программное содержание: познакомить детей с экосистемой огород; закрепить у детей знания об огороде, какие овощи они знают; развивать память, мышление, воображение и речь который оказывает огород; воспитывать любовь к огороду; уметь ухаживать за огородом, создавать условия для посадки.

Предварительная работа: иллюстрации с овощами, пополнить знания об овощах, приготовить необходимо оборудование для посадки (фартук, земля, ведро с водой, семена).

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический и их приемы беседы, ответы детей, опыты.

Ход НОД:

1. Вводная часть

Сегодня мы с вами поговорим об огороде и что на нем растет. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

- Между гор, между ям

Сидит птица холуян, несет яйца божий дар (картофель).

- Красный пан в яму впал (свекла).

- Семьдесят одежек, и все без застежек (лук).

- Красна, да не девица, с хвостом да не мышь (морковь).

Молодцы!

2. Основная часть

А теперь поговорим по подробнее об огороде. Ребята, а вы знаете, когда сажают огород? (ответы детей)

С какого месяца? Почему именно в это время года надо сажать? Ребята чтобы посадить огород, что сначала мы делаем? (ответы детей).

Молодцы! А сейчас мы поиграем с вами игру она называется «Отгадай-ка», я буду показывать картинки, а вы отгадывать названия овощей.

Молодцы!

3. Практическая часть.

А сейчас подойдите ко мне, сейчас я расскажу, как правильно надо сажать семечко, в каком порядке. Для начала насыпаем землю в горшок, делаем углубление, гладим семечко и засыпаем землей, после этого поливаем водой немножко. А теперь подойдем к своим столам и попробуйте посадить семечко в правильном порядке. Молодцы, ребятки! Теперь можете помогать своим родителям высаживать овощи.

4. Заключительная часть.

Вот мы с вами посадили семечко, и теперь будем наблюдать как оно будет у нас расти. Каждый год мы садим лук,

Помидор и огурец.

Чтобы в жизни было бы что-нибудь поесть.

Вот наше занятие закончилось, всем спасибо за внимание. 

Конспект интегрированного занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры «Страна Витаминия»

Цели:

Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.
Развитие познавательных и творческих способностей детей.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о приметах осени.
Уточнить представления детей об овощах и фруктах.
Дать детям знания о содержании витаминов в овощах и фруктах, об их пользе для организма человека.
Учить устанавливать связи о природных явлениях.

Развивающая:

Развивать умение внимательно слушать.
Развивать воображение, творческий подход к исполняемой роли.
Развивать образное представление детей посредством духовно-нравственных ценностей.

Воспитательная:

Воспитывать уважение к труду людей.
Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения. 
Обеспечить эмоционально-психологический настрой детей.

Предварительная работа:

Экскурсия в плодовый сад и на огород, наблюдение за сбором урожая.
Пластилинография «Витамины в корзинке», «Дары осени», «Ваза с плодами».
Аппликация «Во саду ли, огороде…», «Домик в деревне», «Осенние дары».
Выставка из природного материала «Осенние фантазии».
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Компот».
Чтение сказок, рассказов познавательного характера. 
Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, отгадывание загадок. 
Беседы об овощах, фруктах, ягодах. 
Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Овощехранилище», «Что растет в саду и в огороде».

Материал:

«Овощной огород», кафе «Сладкоежка» - помидор, огурец, яблоко, груша; чеснок для чеснокотерапии, аудиозаписи, костюмы овощей, Осени. 

Ход занятия:

Дети входят в зал. Навстречу им выходит Осень. 

Осень:

Здравствуйте мои друзья! 
Сколько вижу я детей, 
Сколько вижу я гостей! 
Давайте, ребята, пожелаем всем доброго дня.
Дети здороваются песенкой. 
День добрый, день добрый 
Слова эти мы повторим. 
День добрый, день добрый, 
Всем друзьям говорим. 

Осень:

Посмотрите, Осень - это я! 
Все кругом я нарядила: 
Темный лес позолотила. 
И вас всех, мои друзья, 
Приглашаю в гости я! 

Дети встают вокруг Осени, в руках листочки. 
Песня Осени (дети вокруг нее танцуют)
Листья в корзину собрать. 

Осень:

Вот и наступила Осень. А какие осенние месяцы вы знаете. Назовите их (ответы детей). Что происходит осенью? Все верно. А еще, ребята, русский народ был очень наблюдателен. И до нас с вами дошло много примет. Вот послушайте некоторые из них.

Если пузыри от дождя по воде – к продолжительному ненастью.
От осени к лету – поворота нету.
Лето со снопами, а осень с пирогами.
Паутина летает к теплу.
Весной дождь растит, а осенью гноит.
Облака идут низко скоро похолодает.

Осень:

Все, что мы весной сажали, за летние месяцы выросло под теплым солнышком и ласковым дождем, налилось спелостью. Теперь только урожай собирай. 
Несмотря на то, что идут часто дожди 
Осенью много в деревне забот: 
Нужно к зиме вскопать огород, 
Нужно собрать весь урожай! 
Что в огороде растет? Называй! 

Дети перечисляют.

Осень:

Вот и у меня в саду и огороде созрели разные овощи и фрукты, поспела клубника, зарумянились яблоки, налились медом груши, засахарился арбуз. Кабачки-добрячки согрели свои бочки, покраснели помидоры, и даже шалуны-огурцы созрели на своей солнечной грядке.

Осень я и сыплю злато через край,
Собрала в полях богатый урожай,
Принесла в корзине лучшие плоды,
Их мой друг сейчас увидишь ты.
Их мой друг сейчас увидишь ты.

«Раз, два, три - сказка дверь нам отвори!» (Открывается занавес, дети садятся на стульчики).

Осень:

Прогуляюсь в огород
Посмотрю, что там растет. 
Все ли фрукты там дозрели, 
Все ли овощи поспели?

Обращаюсь к овощам.

Осень:        

Тесно в доме у гороха, 
Но совсем ему не плохо.

Горошек:

Как в тереме, горошинки, сидят в стручке – томятся. 
Созреют – разбегутся, со мною не простятся.
Ох, ох, ох! Зеленый я горох! Да, да, да! Такая вот судьба!

Осень:

Что с тобой случилось свекла, 
Ты совсем в борще промокла? (пою)

Свекла:

Не волнуйтесь, же, о нет, 
Любит борщ мой красный цвет. 
Свеклу надо для борща и для винегрета 
Кушай сам и угощай, лучше свеклы нету!

Осень:

Не суди капусту строго,
Что на ней одежек много! 

Капуста:

Всем известно – без капусты 
У тебя в кастрюле пусто 
Коль капусту позабудешь – 
Есть борщи и щи не будешь!

Осень:

А ведь чтобы капусту в щи положить, нужно ее порубить.
Давайте и мы с вами порубим капусту. 

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…»

Проводится пальчиковая игра. 

Осень:

Огурец – молодец, появился наконец. 
Огурцы, Огуречки, желтые цветочки: 
Этот – папа, этот – мама, эти – кошки дочки. 
Вырастет на грядке целая семейка, 
Если поливать нас по утрам из лейки.

Осень:

Вот морковка – зеленый хвостик. 
И она пришла к нам в гости. 

Морковь:

Про меня рассказ не длинный, 
Кто ж не знает витамина?

Осень:

Пей всегда морковный сок и грызи морковку, 
Будешь ты тогда дружок, крепким, сильным, ловким.

Осень:

С луком лучше не шути, если встретишь на пути. 

Лук:

Хоть я овощ небольшой -
Ты наплачешься со мной.
Но не может жить без лука 
Кулинарная наука.

Осень:

Без картошки, каждый знает, 
Огорода не бывает.

Картошка:

Без меня не выйдут щи, 
Не суп, и не окрошка, 
И в селе я тоже есть, 
Кто же я?

Все:

Картошка!

Правильно, правильно – вкусная картошка!

Ребенок:

В огороде много гряд! 
Мы сажали здесь рассаду, И морковку, и салат.
Каждый вечер прибегали Наши грядки поливали. 
Овощей теперь, ребята, Урожай возьмем богатый.

Хоровод «Есть у нас огород»

Есть у нас огород, там горошек свой растет.
Вот такой ширины, вот такой вышины -2 р. 
Ты горошек к нам спеши и немного попляши, 
А потом не зевай и в корзину полезай – 2р. 
Есть у нас огород, и свеколка там растет... 
Есть у нас огород, и капуста там растет…
Есть у нас огород, и огурчик там растет.. 
Есть у нас огород, и морковка там растет…
Есть у нас огород, там зеленый лук растет… 
Есть у нас огород, и картошка там растет.
Есть у нас грузовик, он не мал и не велик…
(увозит)

Песня «Мы с тобою выросли…»

Мы с тобою выросли на родном просторе, 
Здесь такие добрые, лес, река и поле, 
Здесь такое доброе греет землю солнце 
Нам под этим солнышком хорошо живется. 
Мы с тобою выросли, пусть растут и дети 
Пусть намочит дождик их и обсушит ветер. 
Вместе в поле выйдут пусть в летний день погожий, 
Вот тогда и вырастет урожай хороший.

Осень:
Мы собрали урожай, теперь частушки запевай. 

1. Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас.
Громче хлопайте в ладоши, 
Веселей встречайте нас.

2. Осень – времечко сырое, 
Дождик льется с высоты
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты.

3. Листья с веток облетели,
Холоднее с каждым днем.
Урожай убрать успели
И об этом вам споем.

4. Как зайдем мы в огород –
Витаминов полон рот.
И петрушка, и лучок,
Сельдерей, и чесночок.

5. Любим свеклу и морковку,
Яблоки и груши есть.
 Потому что витамины
В овощах и фруктах есть.
6. Если есть не будешь лук,
Сто болезней схватишь вдруг.
А не будешь есть чеснок,
То простуда свалит с ног!

7. Очень овощи полезны
Это каждому известно!
И здоровое питание
Повышает наши знания!

8. Зелень огородная,
Приправа превосходная,
Хороша она для щей,
Винегретов и борщей.

Все вместе:

Ешьте овощи и фрукты! 
Это вкусные продукты. 
Витамины принимайте, 
И здоровье укрепляйте! 

Осень:

Кто-то к нам стучится… 

Выход Доктора Витаминкина. 

Витаминкин:

Здравствуйте, мои друзья! 
В гости ждали вы меня? 

Дети:

Да!!!

Я – Витаминкин, доктор необычный. 
Чтоб здоровым, сильным быть, 
Надо овощи любить. 
Все без исключения, 
В этом нет сомнения! 
В каждом польза есть и вкус.

А как вы думаете, в овощах и фруктах есть витамины? (Ответы детей).

Витаминкин:

Молодцы. 

Осень:

А у меня на огороде вырос подсолнух. Но он не простой, а загадочный.

Загадки.

Молодцы. А чем полезен лук? (ответ)
А редька? (полезна от кашля)
Свекла полна витамина А.

Витаминкин:

Урожай у вас богатый,
Угощу я вас, ребята. 

Приглашаю всех в кафе «Сладкоежка».

Я порезал на кусочки вкусные продукты 
Отгадайте-ка на вкус, что это за фрукты? 

Дети пробуют, отвечают.

Витаминкин:

Вижу, все вы молодцы! Хорошо поработали и правильно выполнили мои задания. 

Осень:

А ведь об овощах мы знаем поговорки и пословицы. Давайте вспомним.
Каждому овощу свое время. 
Лук да баня все поправит. 
Горе луковое.
Лук и чеснок – родные братья. 

В каких сказках встречаются овощи и фрукты? («Репка», «Чиполлино», «Принцесса на горошине», «Мешок яблок»).

Витаминкин:

Фрукты и овощи можно заготовить на зиму. Кто мне скажет, как?

Отвечают дети:

- сушеные фрукты. 
- соленые огурцы, помидоры, кабачки. 
- варенье.

Витаминкин:

Вы много знаете. А скажите мне, что нужно делать, чтобы не болеть и расти здоровыми? (Ответы детей - заниматься спортом, закаляться, есть овощи и фрукты, бегать, прыгать).

Физминутка:

1,2,3 – выросли цветы.
К солнцу потянулись высоко,
Стало им приятно и тепло.
Ветерок пролетал - стебельки покачал.
Влево качнулись – низко пригнулись,
Вправо качнулись – низко пригнулись.
Ветерок убегай – ты цветы не сломай,
Пусть они цветут, растут
Людям радость несут.