НОД с приоритетом познавательного и художественно-эстетического направления «В подводном царстве»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Черёмухина Светлана Юрьевна

 Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому направлению. с использованием в рисовании нетрадиционных техник. Во-первых, дети рисуют на морских камешках, во-вторых используют спонжики, палочки, печатки. Здесь дети экспериментируют, провдят опыт, релаксация. Использование ИТР и музыкальных фонограмм. Обратите внимани конспект интересный. Детям очень понравился. плотность нод высокая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_prioritetom_poznavatelnogo_i_khudozhestvenno.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

НОД с приоритетом познавательного и художественно-эстетического направления «В подводном царстве»

1

Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

 Задачи:

Воспитательные: 

          воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство;

Развивающие:

  • развитие навыков коллективной творческой деятельности;
  • развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщения к искусству в изобразительной деятельности.

 Образовательные:

               Побуждать детей к самостоятельной передачи образов, используя доступные им средства выразительности /цвет, форму, декор, пятно и др./,

               Продолжать формировать навыки рисования нетрадиционными техниками.

 Работа над словарем:

Объяснение значение слов: тельняшка; употребление двусложных слов: подлодка; прилагательных.

 Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы; создание игровой ситуации.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: сюрпризный момент; загадывание загадок; чтение стихотворений; использование пословиц; посещение мини-музея; создание эмоционального фона.

3. Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание иллюстраций, обследование, организация продуктивной деятельности детей, экспериментирование.

4. Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения направленные на развитие внимания, имитирующие упражнения.

5. Приемы оценки и самооценки: совместная оценка выполненных работ персонажем и детьми

Создание среды для организации и проведения НОД:

Материалы: Гуашевые краски, кисточки беличьи №2, ватные тампоны; морские камешки; иллюстрации с изображением моря, рыбок: геометрические фигуры с изображением цифр от 1 до 10; камешки или ракушки; таз с водой; воздушный шар; атрибуты к персонажу, телеграмма, красивая коробочка.

Зал оформлен как морское подводное царство. Стены украшены изображением рыбок и морских обитателей.

 Виды детской деятельности в НОД:

Игровая

Коммуникативная

Трудовая

Познавательно – исследовательская

Продуктивная

Музыкально – художественная

Чтение художественной литературы

 Планируемые результаты:

Личностные.

Интеллектуальные.

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

  1.  Активность.
    2. Самостоятельность.
    3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
    4. Эмоциональность.

5. Отзывчивость.

 Интеграция образовательных областей:

Направление

Интеграция  

Решаемые задачи

Познавательное

Рассматривание иллюстраций, предметов

Экспериментирование

Обследование

Решение задач

Исследование

Формировать представление о числе; о геометрических фигурах; представление о преобразованиях. Развивать логическое мышление. Формировать представления о связи между функцией предмета и его назначением. Развивать творческое отношение к окружающему миру. Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование.

Социально-личностное

Практические действия

Построение

Развивать умения самостоятельно действовать. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Речевое

Беседа

Дидактическое упражнение: «Наоборот», «Один-много»

Блиц-турнир

Посещение мини-музея.

Загадывание загадок

Чтение художественной литературы

Пословицы

Развивать свободное общение воспитанников со взрослыми и детьми. Обогащать словарь детей:

- отражения в речи представлений о разнообразных свойствах и качествах предметов;

 - употребления названий обследовательских действий;

 - рассказов об участии в экспериментировании;

 - комментирования своих действий в процессе деятельности и их оценки;

 - обобщающих слов, антонимов, существительных во множественном числе.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками.

Художественно-эстетическое

Шум моря

к/ф «Капитан Немо»

Погружение в воду

Рисование нетрадиционной техникой

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения. Продолжать формировать навыки рисования нетрадиционными техниками.

Физическое

Подвижная игра «Живые цифры»

Действия с водой

Релаксация

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

 План НОД

1.Вводная часть:3- 5 минут
Создание проблемной ситуации с целью вызова интереса детей.

Определение цели

.Анализ обследования; выводы

2.Основная часть: 23- 25 минут

3. Заключительная часть: 2 минуты

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

 Ход
непосредственно образовательной деятельности

Части НОД 

Содержание

Направление

   

 Воспитатель:   Часов наверно в пять,

                              Ещё не начало светать.

                              Короче очень рано

                             Пришла нам телеграмма.

                               Мы её сейчас прочтём

                                И тогда мы всё поймём.

             /открывает телеграмму и читает/

Телеграмма: «Дети, у нас случилась беда. Прошу вас оказать мне и моим морским жителям помощь. Морской царь Нептун»

Воспитатель: Ребята, вы слышали, нас позвали на помощь? Что же случилось? Куда нам идти? Как нам помочь морскому царю? Что нам делать?

               /Влетает воздушный Шарик/

Воспитатель: Шар воздушный, шаловливый,

                       Непослушный и строптивый.

                       Что-то хочет нам сказать

                        И дорогу указать.

Шар:        Прилетел я вам сказать,

                 Как дорогу отыскать.

                 Царь морской на дне живёт,

                  Вы, идите все вперёд.

                 Смелость вам подмогой будет,

                 Помогайте вы друг другу.

                 На подлодке поплывите

                 И к царю вы угодите.

                    / Шар улетает/          

Познавательное Социально-личностное

2.Основная часть.

Показ,

Беседа

Экспериментирование

Комментирование, дискуссии

Определение способа рисования

Обследование

Продуктивная

 Игра

 Демонстрация работ

 Посещение музея

Рассматривание иллюстрация

Дидактическое упражнение

 Воспитатель: Спасибо тебе. Шар! Ну, что же, ребята, в путь!

            Где же нам подлодку взять?

            Как же нам на дно попасть?

Дети: Можно построить.

Воспитатель:  Мне ладошки покажите –

                         Правую и левую!

                         В кулачок скорей сожмите

                         Пальчики умелые.

                          Разожмите, рассмотрите

                         И скорее мне скажите:

                         Для чего нужны нам, дети,

                         Ловкие ладошки эти?

 Воспитатель: Посмотрите на свои руки. У мальчиков они крепкие, сильные, а у девочек- нежные, ласковые. И у всех у вас умелые и трудолюбивые. Да, мы сейчас из стульчиков сделаем подводную лодку и на ней отправимся в путь.

 /Дети из стульчиков строят «подводную лодку» /

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие, во время которого нашим рукам придётся потрудиться. Куда же мы отправимся? /ответ/ В далёкий путь на самое дно моря.

/Подходят к ёмкости с водой. Звучит аудио запись с шумом моря/.

Воспитатель: Вот мы в море. Послушайте, как оно шумит. Тревожно, таинственно. Опустите руки в воду, что вы чувствуете? Что видите? В морских глубинах обитает множество удивительных животных. Как человек может наблюдать за ними? Закройте глаза. Представьте себе, что мы медленно входим в воду. Набегающие волны ласкают наши ноги. Нам дышится легко и свободно. Вода чиста и прозрачна. Мы заходим всё глубже, мимо нас проплывают юркие рыбки. Покачиваются водоросли. Мы оказались на дне моря.

Воспитатель:  Вот мы и опустились на морское дно.

                   Мы в подводное царство заходим,                      

                   Водоросли в стороны тихо разводим.

                    Здесь и страшно, и темно.

                    А вон там уже светло.

                     Царь Нептун к себе нас ждёт

                      И тихонечко поёт.

   /Детей встречает царь Нептун/

Нептун: Я, Нептун, к себе вас звал.

               Ждал, надеялся, мечтал.

                Вы, ребята, помогите,

                Службу вы мне сослужите.

                Поиграйте вы со мной,

                 Дам по гальке по одной.

                 Скучно мне здесь одному…

                 Рыбки в камни превратились,

                 И лежат на дне молчат,

                 Играть со мною не хотят.

Воспитатель: Дети, поможем Царю?

                        Поиграем с ним?

Дети: Да, поиграем, поможем.

Нептун: Для начала мне скажите, у вас есть друзья? Как зовут твоего друга? А твоего? /5-6 ответов/ а пословицы о дружбе вы знаете?

/Дети говорят пословицы/

  «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

  «Друг познаётся в беде»

  «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

  «Дружба и братство – дороже любого богатства»

   «Один за всех и все за одного»

    «Новых друзей называй, а старых не забывай»

Воспитатель: Молодцы! Ну, а стихотворения о дружбе прочтёте?

  /Дети читают стихотворения о дружбе /

Нептун:  Я, хороший, верный друг.

                У меня полно подруг,              

                Чтоб удобно было мне

                 Жить среди камней на дне.

                 Сильным, ловким быть стараюсь,

                 Приседа. Поднимаюсь,

                С рыбкой в танце закружусь,

                И на камни опущусь.

Молодцы, ребята, знаете пословицы и стихотворения о дружбе. А сейчас хочу вас пригласить в моё подводное царство, в мой музей. Мы с вами посмотрим, что нового там есть.

           /Экскурсия в мини-музей. Дети рассматривают и называют предметы: бинокль, компас, бескозырка, тельняшка и другие/.

Нептун: Молодцы же вы, дети. А сейчас Блиц-турнир. Слушайте вопросы и быстро отвечайте. Кто первый ответит, тот получит от меня морской камешек.

                         ВОПРОСЫ:

1.Сколько жирафов плавает в море? /ноль, ни одного/

2.Какие бывают рыбы по среде обитания? /морские, речные, аквариумные/

3.Какие части тела у рыбы вы знаете? /хвост, голова, плавники/

4. Чем рыбы отличаются от птиц, животных? /живёт в воде, есть чешуя, плавники, хвост, дышит жабрами/.

5.Сколько воды в пустом стакане? /нисколько/

6.Каких обитателей моря вы знаете? /акула, осьминог, морская звезда, дельфин и другие/

7.Сколько хвостов у двух рыб? /два/

8.Сколько ног у осьминога? /восемь/

9.Какое морское животное всегда помогает людям?

    /дельфин/

!0. Какое самое большое морское животное? /кит/

11.Каких камней в море не бывает? /сухих/

12. Что больше море или река? /море/

Нептун: Я знал, что вы умные и сообразительные. На все вопросы ответили. На морском дне лежат разноцветные камни. Их у меня много-много. Посмотрите, они не простые. Они лежат повсюду. Возьмите по одному камешку. /дети берут/, У них есть цифры /дети находят на обратной стороне изображение цифр/. Количество их мы узнаем, если вы встанете по порядку, назовёте цифру и на какую геометрическую фигуру похож ваш камешек.

                   Подвижная игра «Живые цифры»

 /Дети под удары бубна бегают по комнате. По сигналу встают по порядку и называют свою цифру и геометрическую фигуру/

Нептун:  Поиграем мы в игру,

                Позабавим детвору.

                Слова-антонимы мы подберём.

                Ну, что же, тогда игру мы начнём.

        Дидактическое упражнение «Наоборот»

 /горячий-холодный, низкий-высокий, узкий-широкий, сладкий-горький, мягкий-жёсткий, день-ночь, белый-чёрный, бежать-стоять, кричать-молчать и т.д./

Нептун:   А сейчас ещё игра.

                  Называется она «Один-много».

                   Я назову вам предмет один,

                   Вы же его назовите много.

                   Слушайте и отвечайте.

   Дидактическое упражнение «Один-много»

 /кит-киты, компас-компасы, сом-сомы, океан-океаны, ракушка-ракушки, море-моря, морж-моржи, осьминог-осьминоги, тюлень-тюлени, моряк-моряки, щука-щуки, корабль-корабли, акула-акулы, волна-волны, морской камень-морские камни/.

Нептун: Предлагаю вам задачи.

              Пожелаю вам удачи,

               Слушайте внимательно.

В семье 4 взрослых дельфина и 1 малыш. Сколько всего дельфинов в семье? /ответы/

Какой математический пример мы можем составить?

       /4+1/

Дельфины предлагают нам поплавать в воде под весёлую музыку.

   /Музыкальная пауза /1 минута. Можно на интерактивной доске показать сюжет плавающих дельфинов/.

Нептун:   Вы немножко отдохнули,

                 Помогли дельфины нам.

       /показывает красивый ящичек с камешками/

                 Здесь камешки положили,

                 Я даю сейчас их вам.

 Нептун: Какими бывают камешки? Рассмотрите их внимательно. Найдите среди них самый большой. А теперь самый маленький. Самый красивый. Самый невыразительный. /Дети находят, показывают/ Обоснуйте своё мнение. Внимательно рассмотрите самый круглый камень. Почему у него нет острых углов?/ Вода двигает камни, ударяет их друг от друга, трутся они о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым/

 Можно взять несколько камешков в ладони, потрясти их и послушать, как они стучат друг о друга. /Дети камешки берут и в ладонях трясут, отвечают/ Что будет, если мы положим камешек в воду? /ответ/ Он утонет или будет плавать? Бросим камешек в воду, понаблюдаем, что произойдёт. /Камешек тяжёлый, опустился на дно/.

Нептун: Молодцы! Рад я, что вы ко мне пришли, поиграли со мной, развеселили. Но ведь у меня и правда случилась беда. Мои весёлые подружки, рыбки-веселушки, превратились в морские камешки и лежат на самом дне. Я позвал вас, чтобы вы помогли им. Возьмите по морскому камешку. Здесь на столе стоят яркие краски, вам нужно оживить их. Изобразите из них рыбок. Они оживут и мы их отпустим плавать.

  /Самостоятельная работа детей в рисовании на морских камешках рыбок. Дети рисуют, звучит музыка. Все работы располагаются на импровизированном море. Воспитатель помогает, поощряет/

Познавательное 

Социально-личностное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физическое

3.Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка.Подведение итогов НОД.

 

Нептун:   Спасибо вам мои, друзья,

                   Ко мне пришли ведь вы не зря.

                   Рыбки резвятся -  

                    В воде кружатся!

                   Весело ныряют,

                   Пузыри пускают,

                   Друг дружку догоняют!

                   Вас обидеть не хочу,

                   Камешки я вам дарю.

                   Руки в воду опустите,

                   Камешки себе возьмите.

    /Дети получают угощение «Морские камешки»/

Нептун:            Дети, в садик нам пора,

                           Ждёт ведь вас там детвора.

                          До свидания скажите

                           И на лодке вы плывите.

        /Дети подходят к подводной лодке. Напомнить мальчикам, что девочек нужно пропустить вперёд. Садятся, машут Морскому Царю и уходят. В детском саду детей встречает воспитатель/

Воспитатель: Ребята, где вы были? Что делали? /ответы/ Молодцы, вы дети. А какие у вас получились красивые рыбки.
/угощает детей/

 Познавательное 

Социально-личностное

Про дружбу.

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Дружба – это дар.

Дружба – это дар нам свыше,

Дружба – это свет в окне;

Друг всегда тебя услышит,

Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано

 Значит, что дружба есть на свете,

Что с друзьями жить легко,

Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал

По дороге жизни этой,

Тот не жил – существовал.

Дружба – это мир планеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с приоритетом творческого и художественно-эстетического развития в средней группе. Тема: «Превращение гусеницы»

Задачи развития: Художественно-эстетическое развитие: Учить детей эстетично воспринимать природу. Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Познакомить с нетрадиционными ...

НОД с приоритетом познавательного и художественно-эстетического развития «Зимняя сказка»

Развитие у детей познавательных интересов, творческих способностей....

НОД с приоритетом познавательного и художественно-эстетического развития «Доброе Солнце»

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей....

НОД с приоритетом познавательного и художественно-эстетического направления «В подводном царстве»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому направлению. с использованием в рисовании нетрадиционных техник. Во-первых, дети рисуют на ...

НОД по художественно-эстетическому развитию «Волшебная страна – подводное царство» с детьми старшей группы

День открытых дверей     НОД по художественно-эстетическому развитию «Волшебная страна – подводное царство» с детьми старшей группы  Подготовила воспитательМАДОУ дет...

Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Подводный мир".

Расширять и углублять знания детей о рабах, обитающих в теплых морях и океанах....