Познавательная экспериментальная деятельность с детьми
картотека по окружающему миру (средняя группа) по теме

Осипенко Нелли Николаевна

Картотека опытов для педагогов и родителей.

В Картотеке собраны опыты с водой и снегом для детей дошкольного возраста. Дети с помощью взрослых получат ответы на свои вопросы: "Можно ли есть снег?", "Тонет или не тонет...?" , "Почему вода прозрачная" и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Ёлочка»

 Опыт1: «Нюхаем и узнаем»

Возьмите 2-3 контейнера от «киндер сюрприза», сделайте в них отверстия. Положите в эти контейнеры: чеснок, лимон, лук и др. Предложите детям понюхать и попросите назвать, что лежит в контейнере?

Опыт2: «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком – теплая, в каком – горячая (естественно, при этом необходимо соблюдать правила безопасности).Пусть ребенок назовет состояние воды.

Опыт1: «Можно ли есть снег, выпавший на землю?»

Можно ли есть снег, выпавший на землю?

Возьмите чистую баночку, наберите снег возле дома. Поставьте его в теплое место. Когда он растает, покажите ребенку, что вода в баночке достаточно грязная.

Вывод: снег нельзя есть.

Опыт2: «Снег растает от тепла?»

Прочитайте Вашему ребенку стихотворения и проведите на их основе опыты.

Родина М. «Снежинки»:

У сестренки, у Маринки,

На ладошке две снежинки.

Всем хотела показать,

Глядь – снежинок не видать!

Кто же взял снежинки

У моей Маринки?

Токмакова И.

- Опустись, снежинка,

На мою ладошку.

Кружишься давно ты -

Отдохни немного.

- Ишь какая хитрая,

Думаешь не знаю?

На ладошке теплой

Сразу я растаю!

Клокова М. «Снежинки»

Снежинки, снежинки, на щечках у Нинки,

Застряли в косичках, висят на ресничках,

Мешают смотреть.

Зажала в ладошку, хотела немножко

Снежинки погреть.

Покрепче прижала, но что с ними стало?

Какая беда!

Пропали снежинки,

В ладошке у Нинки

Только одна вода!

Опыт1: «Плавает или тонет?»

Прочитайте Вашему ребенку стихотворение А.Л. Барто «Мячик»:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Проверьте с ребенком, тонет или плавает мяч?

Предложите ребенку проверить и другие предметы.

Опыт2: «Разноцветная вода»

Предложите детям стать «волшебниками» и сделать воду разноцветной.

Спросите их, как прозрачная вода может изменить свой цвет?

Возьмите несколько емкостей с прозрачной водой, приготовьте кисть и гуашь. Используя краску, вместе с детьми окрашивайте воду в стаканчиках, как она изменяется.

Вы уже проводили опыт «Прозрачность воды», попробуйте опустить игрушку-киндер или ложечку в стакан с краской. Сделайте вывод: в светлой краске – игрушка видна, но не полностью, а в темной игрушку – не видно.

Опыт1: «Прозрачная вода»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт 2: «Что растворяется в воде?»

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА для РОДИТЕЛЕЙ

«ЧЕГО НЕЛЬЗЯ                                  и                           ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ»

(для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию)

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений скрывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки  и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок ребенка сопровождается положительными эмоциями, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется  цель навредить кому–либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает  потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать  с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к ребенку, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он научится формулировать выводы, рассуждая аргументируя).



 

Комментарии

Кононова Людмила Евгеньевна

Интересная познавательно-исследовательская деятельность. Она всегда увлекает детей.