Методические рекомендации к работе в познавательно-экспериментальной деятельности с детьми 5-6 лет.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гыпылова Елена Анатольевна

Данный материал позволяет разнообразить и расширить компетенцию воспитателя в работе с детьми в области познавательно-экспериментальной и продуктивной деятельности в старшей группе. Автор предлагает использовать в непосредственно-образовательной деятельности современные образовательные технологии. Главная цель образовательного мероприятия - научить детей определять свойства ткани опытно-экспериментальным путем и устанавливать закономерность между свойствами ткани и ее предназначением. "Изюминкой" данной публикации является презентация "История фартука", предназначенная для представителей старшего дошкольного возраста с целью расширить представление детей о спецодежде и ее использовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к проведению НОД в старшей группе (возраст: 5-6 лет) в области познавательного развития.

Тема: «Фартук для куклы»

Цель: научить детей определять свойства ткани опытно-экспериментальным путем и устанавливать закономерность между свойствами ткани и её предназначением.

Задачи:

  • способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей: болоньи, капрона, ситца, мешковины;
  • поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать, делать выводы;
  • расширять словарный запас детей, обогащая словами (болонья, капрон, ситец, мешковина);
  • развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой;
  • закреплять представления детей об эмоциях (весёлый, грустный, сердитый, плачущий, задумчивый и т.д.);
  • ознакомить с историей возникновения фартука.

Материал: фигурки «колобков» с изображением эмоций, набор тканей (10Х10 см): болонья, ситец, мешковина, капрон; вода, дидактическая игрушка – кукла, бумажные салфетки, колокольчик, тряпочка для вытирания воды, электронный носитель с презентацией на тему «История фартука».

Предварительная работа: труд в уголке природы, мытье игрушек, чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой.

Непосредственно-образовательная деятельность.

(Дети стоят в зоне игровой деятельности). К детям в гости пришла кукла Ира. Кукла здоровается со всеми и предлагает детям поиграть с ней. Дети проводят игру (сидя за столами) «Угадай настроение». На картинках представлены эмоции (веселый колобок – улыбается; грустный колобок – ротик опущен, брови домиком; сердитый колобок – брови нахмурены, рот изображен горизонтально; плачущий колобок – рот опущен, брови домиком, изображена слеза). Дети отгадывают и отвечают. Воспитатель предлагает отгадать настроение колобков на других картинках: 1. У колобка нарисованы брови и одни глаза (без рта); 2. У колобка нарисованы хмурые брови (без рта); 3. У колобка нарисованы одни глаза с бровями домиком и слезой (без рта).  Дети отгадывают и отвечают.

Воспитатель предлагает отгадать настроение куклы Иры, изображенное на картинке: колобок с задумчивыми глазами и грустным ртом. Дети предполагают, что кукла Ира хочет о чем-то у них спросить, о чем-то думает, что-то ее волнует, беспокоит.

(Дети стоят в зоне игровой деятельности). Рассказ Иры: «Мы вчера читали рассказ про Машу, и мне захотелось стать большой, поэтому я надела фартук и решила помыть баночки в своем уголке и вся промокла. Апчхи! Апчхи! А фартук такой красивый, и почему-то он промок? А ведь моя мама может меня наругать за мокрый фартук и за мокрое платье…Апчхи! Вы не знаете?».

Дети высказывают предположения: он из ткани, он тонкий; надо надеть другой.

Кукла Ира говорит детям, что она ходила в магазин «Ткани», где ей дали различные образцы тканей, но она затрудняется выбрать ткань, из которой лучше всего сшить фартук. Затем она предлагает им рассмотреть ткани: болонью, мешковину, ситец и капрон. Из какой же ткани нужно сшить фартук, чтобы он не промок? Как это узнать? Дети ставят цель: проверить свойства ткани и выбрать непромокаемую.

Вместе с воспитателем дети обсуждают способ проверки: необходимо взять ткань, подложить под нее бумажную салфетку и капать на нее воду.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что образцов тканей на всех не хватит. Что же делать? Какое принять решение?

Дети предлагают взять каждому по одному виду ткани, а чтобы выбрать самую непромокаемую, нужно объединиться в подгруппы, чтобы в каждой были все виды ткани. Воспитатель уточняет, сколько человек будет в подгруппе, почему, с какими тканями они будут проводить опыты.

Кукла Ира убеждается, что все готовы, и дает звонок к началу эксперимента. (Дети стоят у столов) Дети выявляют самую непромокаемую ткань и делают выводы: под всеми тканями, кроме одной, салфетка промокла. Нужно шить фартук из болоньи – она не пропускает воду, с нее вода стекает.

Воспитатель обещает, что обратится к портному за помощью, и тот обязательно сошьет для куклы Иры фартук из болоньи. Дети прощаются с куклой Ирой.

Физкультминутка:

Дети идут по кругу в хороводе:

Старушка шила сапожки,

Сапожки для сороконожки.

Имитируют движения старушки:

Рассеянная старушка

Взяла иголку, катушку.

Старушка шила, спешила,

И вот о чём позабыла.

Выставляют вперёд то правую, то левую ногу:

Что на правые и левые ножки

Разные шьются сапожки!

Далее воспитатель предлагает детям посмотреть небольшое представление (презентация «История фартука»), в котором они узнают, когда появились первые фартуки и как они выглядели. (Дети усаживаются за столы)

Рефлексия.

Ребята, вам понравилось делать опыты с тканями и с водой? А история фартука вам понравилась? Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История фартука

Слайд 2

Чтоб не пачкалась одежда И пореже чтоб стирать, Вам советую на кухне Фартук сверху надеват ь

Слайд 3

Фартук – предмет одежды, который защищает от попадания грязи на основную одежду. То есть, главная задача фартука – защитить от грязи

Слайд 4

Давным-давно, когда еще не было современных машин, высоких домов, не было метро, самолетов, поездов, телефонов и телевизоров, когда люди ездили на лошадях и ходили пешком на далекие расстояния,

Слайд 5

ф артуки шили из простой ткани – из льна. Эти фартуки были тонкими, но защищали одежду от попадания грязи на кухне.

Слайд 6

Затем фартуки стали носить в виде украшений, и их шили из муслина.

Слайд 7

Потом на фартуках стали вышивать сложные узоры, и их также носили в качестве украшения.

Слайд 8

Теперь фартук называется кухонным. Его носят дома на кухне, когда готовят еду.

Слайд 9

Однако фартуки носят не только дома. Есть специальные рабочие фартуки, которые помогают людям защитить одежду от попадания грязи на работе. Например, фартук повара

Слайд 10

Фартук официанта

Слайд 11

Фартук парикмахера

Слайд 12

Фартук кузнеца

Слайд 13

А это знакомый вам фартук, ребята. Фартук дежурного по столовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Режиссерская игра как развитие познавательной деятельности".

Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способност...

Методические рекомендации "Особенности организации и проведения совместной деятельности с детьми в группах раннего возраста"

Данный материал будет интересен педагогам, работающим с детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Презентация раскрывает основные задачи, особенности развития и воспитания детей данного возраста,...

Методические рекомендации по использованию театрализованных игр в деятельности с детьми "Пальчиковый театр"

Методические рекомендации по использованию театрализованных игр в деятельности с детьми "Пальчиковый театр"...

Методические рекомендации по использованию театрализованных игр в деятельности с детьми Пальчиковый театр

Методические рекомендации по использованию игр в деятельности с детьми Пальчиковый театр...