Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
картотека (старшая группа)

Представляю Вашему вниманию картотеку опытов для детей старшего дошкольного возраста оформленную в соотвествии с требованиями нормативно - правовых документов. Данная картотека имеет цель, задачи и предполагаемый результат. Проведение опытов, описанных в данном материале возможно как и в хорошо оборудованной интерактивной опытно-экспериментальной лаборатории (такая лаборатория оборудована в нашем ДОУ) так и в групповом помещении с минимальным набором оборудования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_v_starshey_gruppe.pptx869.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 Познавательно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО Картотека опытов для детей Подготовила – Славская А.А., воспитатель 2018-2019 учебный год г. Новочеркасск

Слайд 2

Цель – создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Задачи: Систематизировать работу по организации детской экспериментальной деятельности в процессе проведения опытов, в рамках интеграции образовательных областей; 2 . Насыщать развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО; 3. Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада в процессе проведения опытно-экспериментальной деятельности Предполагаемый результат У детей будет развит познавательный интерес к изучению окружающего мира путем проведения экспериментов; У детей появятся знания о свойствах предметов и материалов окружающего мира; Пополнится атрибутами для экспериментов РППС группового помещения и лаборатории; Появятся предпосылки заинтересованности родителей в воспитательно - образовательном процессе Способы оценки полученного результата Наблюдение за детьми Беседы с детьми Совместные мероприятия с участием родителей и детей Анкетирование родителей

Слайд 3

Правила поведения в научно - исследовательской интерактивной лаборатории МБДОУ д /с № 9 ЗАПРЕЩЕНО! Вставать с рабочего места без разрешения взрослого и перемещаться по лаборатории НЕОБХОДИМО !

Слайд 4

СОДЕРЖАНИЕ Опыт № 1 «Знакомство со свойствами воздуха» Опыт № 2 «Сколько весит воздух» Опыт № 3 «Сухой из воды» Опыт № 4 «Воздух всегда в движении» ВЕЩЕСТВО ВОЗДУХ ВОДА Опыт № 5 «Таяние льда» Опыт № 6 «Испарение воды» Опыт № 7 «Превращение пара в воду» Опыт № 8 «Исчезновение воды» Опыт № 9 «Разная вода» Опыт № 10 «Круговорот воды в природе» СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ Опыт № 11 «Мир бумаги» Опыт № 12 «Мир ткани» Опыт № 13 «Мир дерева» Опыт № 14 «Стекло» Опыт № 15 «Магнит» РАСТЕНИЯ ПОЧВА ПЕСОК И ГЛИНА

Слайд 5

ВОЗДУХ Опыт № 1 «Знакомство со свойствами воздуха» Воздух, ребята, это газ. Детям предлагается посмотреть на помещение лаборатории. Что вы видите? (столы , объекты исследований, материалы и т.д.) А ещё в помещении много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза) Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха. Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? ( Cвист ). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? Делаем вывод : воздух , находящийся в игрушке мешает её сжать. Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан. Делаем вывод : воздух занимает место. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки), да это доказывает, что вы выдыхаете воздух. Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух). Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни .

Слайд 6

ВОЗДУХ Опыт № 2 «Сколько весит воздух» Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку длиной около 60 см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые . В лаборатории палку можно заменить весами и также провести опыт с шариками наполненными воздухом и без воздуха. Опыт № 3 «Сухой воздух из воды» Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод : воздух прозрачный, невидимый.

Слайд 7

ВОЗДУХ Опыт № 4 «Воздух всегда в движении» Оборудование: 1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей. 2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д. 3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами). Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате. Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

Слайд 8

ВОДА Опыт № 5 «Воздух всегда в движении» Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое . Опыт № 6 «Испарение воды» Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется. Опыт № 7 «Превращение пара в воду » Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям. Опыт № 8 «Исчезновение воды» Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). Материал: Две мерные одинаковые ёмкости. Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда ).

Слайд 9

ВОДА Опыт № 9 «Разная вода» Воспитатель: Ребята, возьмем стакан и поместим в него песок . Что произошло? Можно ли пить такую воду? Дети: Нет. Она грязная и неприятная на вид. Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? Дети: Её нужно очистить от грязи. Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами при помощи марли. Посмотрите, как я это сделаю (показываю, как сделать фильтр, затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей. Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить грязную воду в стакан с фильтром. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? Дети: Вода стала чистой. Воспитатель: Куда же делось масло? Дети: Все масло осталось на фильтре. Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но даже после фильтрации воду сразу пить нельзя, её нужно прокипятить.

Слайд 10

ВОДА Опыт № 10 «Круговорот воды в природе»

Слайд 11

Свойства материалов Опыт № 11 «Мир бумаги» Цель : Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования. Игровой материал: Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы. Ход игры: Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства: горит, намокает, мнется, рвется, режется. Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности: смять четыре разных кусочка бумаги —> разорвать пополам —> разрезать на две части —> опустить в емкость с водой. Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой — медленнее. Опыт № 12 «Мир ткани» Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Игровой материал: Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность: Ход игры: Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять -> разрезать на две части каждый кусок —> попытаться разорвать пополам —«опустить в емкость с водой и определить скорость намокания » - сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.

Слайд 12

Свойства материалов Опыт № 13 «Мир дерева» 1 . «Легкий – Тяжелый» Ребята , опустите деревянные и металлические бруски в воду. Дети опускают материалы в таз с водой. Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? (размышления детей) Что произошло с деревянным бруском? Почему он не утонул, плавает? Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево - легкое, поэтому оно не утонуло; металл - тяжелый, он утонул. Ребята, давайте эти свойства материалов отметим в таблице. Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться через речку? (размышления и ответы детей) Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический -металл не утонет). Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился, ведь он выручил своего друга. Идут друзья дальше, а на пути у них следующее препятствие. Какое препятствие встретилось у друзей на пути? (огонь) Как вы думаете, смогут ли друзья-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? (размышления и ответы 2. «Тёплый – холодный» Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый. Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей) Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал. Значит, дома лучше строить из .... (дерева) Давайте отметим это в нашей таблице. Ребята , наша таблица заполнена, посмотрите на нее. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо .

Слайд 13

Свойства материалов Опыт № 13 «Мир дерева» 3.« Горит - не горит » Воспитатель зажигает спиртовку, поочередно нагревает кусочек дерева и металла. Дети наблюдают. Что произошло? (дерево горит, металл - нагревается). Давайте, эти свойства материалов отразим в таблице. Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. Загордился он и решил рассказать о себе своим друзьям и вам, ребята. Ребята, скажите, если предметы изготовлены из металла, то они какие... (металлические), из дерева - (деревянные). Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самый звонкий. Ребята, как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей) Давайте проверим. 4. «Звучит — не звучит» Ребята , у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла) Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий? Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками. Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой. Данные свойства отмечаются в таблице. Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть. Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей) Можно ли построить дом из металла, пластмассы? (ответы детей) Почему? (размышления детей)

Слайд 14

Свойства материалов Опыт № 14 «Мир стекла» Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. Игровой материал: Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности. Ход игры: Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта: налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности), поставить их на солнечное место (теплопроводность), деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»). Обобщить выявленные сходства и различия.

Слайд 15

Свойства материалов Опыт № 15 «Магнит» Притягивает – не притягивает У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: на поднос черного цвета, положите все предметы, которые магнит притягивает. На поднос зеленого цвета, положите, которые не реагируют на магнит. В: Как мы это проверим? Д: С помощью магнита. В: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. -Приступаем! Расскажите, что вы делали ? И что получилось? Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы. В: А какие предметы магнит не притянул? Д: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик . Игра-опыт «Не замочив рук» Действует ли магнит через другие материалы? -А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников. -Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук? -Дети пробуют. (Показываю, как это сделать). - Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана. - Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх). -Что же двигало скрепку? (Магнитная сила) -Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло? Вывод - Магнитные силы проходят через стекло

Слайд 16

Свойства материалов Опыт № 15 «Магнит» «Действует ли магнит через другие материалы ?» Игра «Рыбалка» -А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте. Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту. -Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось. -Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась . Вывод - Магнитные силы проходят через воду. Игра-опыт «Бабочка летит» -Ребята, а как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать? -Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыта. - Расскажите, что вы сделали и что получили. -Бабочка летит. -А почему? -Внизу у бабочки тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит. -Что двигает бабочку? (магнитная сила). -Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие. -Какой мы можем сделать вывод? -Магнитная сила проходит через картон. -Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника. -Какой же вывод можно сделать? Через какие материалы и вещества проходит магнитная сила? Вывод - Магнитная сила проходит через картон. -Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества.

Слайд 17

Свойства материалов Опыт № 16 «Песок и глина» «Песчаный конус » Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы ; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу Вывод: Песок – сыпучий материал. «Из чего состоят песок и глина ?» Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла. - Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок. - Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/. - Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок. Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются. Опыт 3. Проходит ли вода через песок и глину? В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет? Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

Слайд 18

Свойства материалов Опыт № 17 «Камни» «Какими бывают камни» Определить цвет камня(серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д .). Вывод : камни по цвету и форме бывают разные «Определение размера» Одинакового размера ли ваши камни? Вывод: камни бывают разных размеров. «Определение характера поверхности» Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Вывод : камень может быть гладким и шероховатым. Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему? Вывод: камни-твёрдые . «Рассматривание камней через лупу» Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). «Определение веса» Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. «Определение температуры» Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.) Вывод: камни могут быть теплые и холодные .

Слайд 19

Свойства материалов Опыт № 17 «Камни» «Тонут ли камни в воде ?» Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Опыт. Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? ( Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? ( Камень тонет.) Почему? ( Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? ( Оно легче воды.) Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее. Опыт . Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? ( Влажным, мокрым ). А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду). А теперь нальём воду в стаканчик, где лежат камни. Камешки впитывают воду? (Нет) Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду, он воду не пропускает.) Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый, водонепроницаемый. «Могут ли камни менять цвет ?» Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.) Вывод : Мокрый камень темнее . Опыт . Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют . Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького.

Слайд 20

Свойства материалов Опыт № 18 «Почва» 1. Показать , из чего состоит почва. На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп. В. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни). 2. Показать , что в почве есть воздух. Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя. Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Слайд 21

Свойства материалов Опыт № 18 «Почва» Цель . Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена). Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы. Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить? Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву? Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

Педагогические условия развития сюжетно-ролевых игры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Система работы  по развитию сюжетно-ролевой игры детей  старшего дошкольного возраста, которая  включает  в себя работу с родителями по данному направлению и серию игр для детей...

«Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

laquo;Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения здоровья и укрепления здоровья детей.

Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья дошкольниковЗдоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недос...

Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей

  Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным яв...

Тема «Организация взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Тема «Организация взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»Автор: воспитатель Крюкова Светлана НиколаевнаМАДОО МО "Детский сад №216...

«Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОО изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Опираясь на принципы ФГОС по дошкольному образованию, можно сде...