Проект "Этот загадочный космос"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Методическая разработка ОО «Познание»  Формирование целостной картины мира» (старшая группа) 

Проект «Этот загадочный космос»

В данном материале представлен опыт работы по формированию представлений о космическом пространстве и освоении космоса людьми у детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_oo.docx187.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка ОО «Познание»  Формирование целостной картины мира» (старшая группа) по теме:

Проект «Этот загадочный космос»

В данном материале представлен опыт работы по формированию представлений о космическом пространстве и освоении космоса людьми у детей старшего дошкольного возраста. 

Ведущая педагогическая идея:

«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение»

                                                                                                          Л.С.Выгодский.

Тип проекта:

-обучающий

-исследовательский

- игровой

Продолжительность: 2 недели

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Цель проекта: формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса; рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, Солнце – это самая близкая к Земле звезда; уточнить представления о планетах.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле; познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

 Предполагаемые результаты:

Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Дети должны знать и называть: 

Наша планета – Земля

Другие планеты нашей Солнечной системы

Первые живые существа в космосе – собаки

Имя первого космонавта – Юрий Гагарин

Название спутника Земли – Луна

На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль.

Обоснование актуальности.

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной возбуждают воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе?

Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в НОД.

В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

2. Проблема.

9 марта 2014 года Юрию Алексеевичу Гагарину исполняется 80 лет. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как эта тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.)

Подготовительный этап

* Мониторинг родителей  (приложение №1)

*Мониторинг детей (приложение №2)

* Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов игрушек

* Рассматривание иллюстраций о космосе (приложение №3)

* Разучивание стихов о космосе

Основной этап

* Беседа о космосе.

* Оформление книжного уголка (приложение №4)

* Рисование на тему «Космический пейзаж» (приложение №5)

* Аппликация на тему «Ракета летит в космос» (приложение 6)

* Проведение настольно-печатных, дидактических игр (приложение №7)

* Прослушивание аудиозаписей о космосе.

* Вечер загадок и стихов «Всё о космосе»

* Оформление альбома.

* Проведение цикла занятий о космосе и о космонавтах (приложение №8) 

* Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий, кроссвордов про космос.

* Просмотр презентации «Космос»

Заключительный этап.

* Мониторинг детей и родителей по результатам работы

*Создание в группе развивающей среды «центр космонавтики» (приложение №9)

Результаты:

В проекте принимало участие 19 детей и 90% родителей.

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Мониторинг знаний детей по теме «Этот загадочный космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы.

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 7 детей (37%), на среднем уровне были знания у 8 детей (42%), совсем низкий уровень – у 4 детей (21%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительный мониторинг показал, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д.  Дети увидели,  насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали  15 детей (80%) , средний уровень -  4 ребенка (20%), низкий уровень:  0 детей (0%)

Мониторинг родителей, так же проводился до начала и в конце проекта. В мониторинге участвовали 15 родителей. В начале проекта высокий уровень знаний показали всего 4 человека(27%), средний уровень знаний был у 11 человек(73%). Родители не знали имя первой женщины-космонавта, название последней космической станции, затруднялись в ответах на другие вопросы. Во многих семьях нет литературы о космосе. Такие показатели повысили необходимость проведения проекта. По окончании проекта мониторинг показал стопроцентный результат знаний у родителей.

Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Литература:

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.

Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.

Калашников В. О звездах и планетах.

Космос. Детская энциклопедия. - Москва, 2000.

Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.

Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.

Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.

Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007.

               

   

                                 

                         

    Приложение №1

Анкетирование для родителей

«Что вы знаете о космосе?»

 Уважаемые родители! Детский сад проводит опрос родителей с целью выявления знаний о космосе. Внимательно прочтите вопросы и ответьте на них.

Заранее благодарим Вас за участие  в анкетировании. 

1. Ф.И.О. родителя__________________________________________________________

      2. Как называется самая большая звезда?_______________________________________

      3. Сколько планет в солнечной системе?________________________________________

      4. Как называют нашу планету Земля?__________________________________________

     5.Какие вы знаете спутники планет?___________________________________________

     6. Как зовут первого космонавта?______________________________________________

     7. Как зовут первую женщину космонавта?_____________________________________

     8. Как называется последняя  космическая станция?____________________________

     9. Какие книги о космосе у вас есть дома?_____________________________________

                     

   Приложение №2

 Анкета для детей

Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?

Кто летает в Космос?

Кто первый полетел в космос?

Как звали первого космонавта?

На чем летают в космос?

Зачем люди летают в Космос?

                   

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №7

Приложение №8

«Этот загадочный космос»

Цель: закрепить и углубить знания детей о Космосе.

Задачи:

1. Дать элементарное понятие слова «Космос»;

2. Закрепить представление о Солнце;

3. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин;

4. Подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;

5. Воспитывать в детях гордость за свою страну, убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели;

6. Совершенствовать умение соотносить предметы по форме, складывая целое из частей;

7. Развивать логическое мышление и воображение детей.

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Луна, Солнечная система, космонавт, ракета.

Материалы и оборудование:

- два видеофильма «Космическая симфония» и «Звездный полет»;

- костюм Незнайки;

- две картинки с изображением ракеты, разрезанные по принципу мозаики;

- изображение Солнца, велосипеда, автомобиля, самолета, ракеты

Ход занятия

1 часть

- Ребята, что мы можем увидеть днем на небе? А ночью? (Солнце, Луну, звезды)

Правильно, всё это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «всё на свете», Вселенная – это всё, что существует. Земля – часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и другие планеты. Звёзды, облака газа, пыли – это тоже Вселенная.

2 часть

- Ребята, а хотели бы вы побывать в космосе и своими глазами увидеть как наша планета выглядит из? Сейчас вам предоставится такая возможность. Внимание на экран!

Просмотр презентации « Космическая симфония».

- Вам понравилось в космосе? Что вы там увидели?

- А сейчас поиграем в игру «Найди лишнее».  Я буду называть набор слов, а вам нужно определить лишнее слово.

1. Юпитер, Венера, Земля, Россия

2. Ракета, луноход, космическая станция, лодка

3. Гагарин, Леонов, Терешкова, Чайковский

4. Звезда, планета, галактика, телескоп

5. Смелый, храбрый, решительный, злой

6. Комета, метеорит, звезда, глобус

7. Меркурий, Плутон, Марс, Большая Медведица

Молодцы!

Много лет люди рассматривали звезды, Луну, планеты с Земли в телескопы. Но им было этого не достаточно. Хотелось полететь в космическое пространство, чтобы оказаться ближе к звездам, чтобы увидеть свою планету – всю целиком - из космоса. Для этого были построены космические корабли. Их долго испытывали, чтобы они были безопасными для космонавтов.  Кто же был главным конструктором первых ракет? (Изобретатель, инженер Сергей Павлович Королев). Одновременно со строительством космических кораблей начали подготовку космонавтов. Но первыми в космос полетели все же не люди. Вы знаете, кто были  первые  космические путешественники? (Это были собаки – Белка и Стрелка ) Когда их полет завершился успешно, в космос полетел первый человек. Кто знает фамилию этого человека? Это был Юрий Алексеевич Гагарин.  Когда это произошло? (12 апреля 1961года) И с тех пор каждый год мы празднуем День космонавтики. В этом году, ребята, исполняется 50 лет с момента первого полета человека в космос. Сегодня у вас есть уникальная возможность посмотреть на этот звездный полет! Сейчас мы увидим Юрия Гагарина перед стартом — его путь к "Востоку", возвращение на Землю и встреча Героя в Москве.

Просмотр презентации «Звездный полет»

- Понравился вам фильм? Какое слово произнес Юрий Гагарин перед стартом?

- Давайте подумаем, ребята, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать космонавтом? (Воспитатель подчеркивает, что на современных космических кораблях много сложных приборов, космонавт должен знать как они работают, уметь с ними обращаться. Значит космонавт должен быть не только смелым, физически крепким, тренированным человеком, но и образованным.)

- Как называется планета, на которой мы живем?

- Чего на ней больше – суши или воды?

- А вы бы хотели сохранить нашу планету?

- Что для этого нужно делать?

Игра  «Живая и неживая природа»

(Детям раздаются карточки, они должны определить, какая природа изображена – живая или неживая)

3 часть

(Стук в дверь и в зал входит Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята, вы рады меня видеть?

Проснулся я сегодня утром от заглянувшего в окно солнышка, запел: “Солнце, Солнце, загляни в оконце”. И вдруг подумал: “А почему бы мне не совершить путешествие на Солнце? Правда, это будет  здорово? 

Воспитатель: На чем же ты собрался лететь на Солнце, Незнайка?

Незнайка: Как на чем? У меня же есть шарики, на них и полечу.

Воспитатель: Ребята, сможет ли Незнайка совершить космическое путешествие на шариках? Почему? (Солнце очень далеко, оно очень горячее, в космосе холодно, нет воздуха). Знаешь ли ты, Незнайка, на чем люди совершают космические путешествия? А вы, ребята? Смотрите, у меня есть составные части космических кораблей. Предлагаю собрать из них целый корабль и показать его Незнайке. 

Игра «Собери космический корабль»

(Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором заранее подготовлены для каждой команды разрезные картинки с изображением космического корабля. Дети собирают «космические корабли» и показывают их Незнайке.)

Незнайка: Ну что ж, уговорили, тогда я полечу на Солнце в космическом корабле.

Воспитатель: В какой же одежде ты собираешься лететь?

Незнайка: Конечно, в этих замечательных штанишках и рубашке.

Воспитатель: Ребята, можно ему лететь в этой одежде? А в какой нужно? Почему?

Дети объясняют Незнайке, что космонавтам необходима специальная одежда.

Незнайка: Что ж, придется найти скафандр и защитный костюм.

Воспитатель: Скажи нам, Незнайка, когда ты рассчитываешь вернуться из путешествия?

Незнайка: Завтра, у меня дома очень много дел.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, сможет ли Незнайка так быстро слетать на солнце (дети отвечают).

Воспитатель:  Оказывается, ребята, Солнце настолько далеко от нас, что на велосипеде до него можно доехать за 3000 лет, на машине за 1000 лет, на самолете за 20 лет (т. е. вы успеете стать взрослыми за время полета), на ракете за несколько месяцев ( По мере сообщения о времени передвижения до Солнца воспитатель выкладывает на фланелеграф изображение велосипеда, машины, ракеты.) Так на чем же быстрее всего можно добраться до Солнца?

Незнайка: Ну что ж, тогда ждите меня через несколько месяцев.

Воспитатель: И последний вопрос: скажи, Незнайка, ты хочешь близко подлететь к солнцу?

Незнайка: Ну, конечно, и даже побегать по нему.

Воспитатель: Дети, как вы считаете, это возможно? Почему?

Дети объясняют, что солнце – огромный, раскаленный шар, и при приближении к нему можно сгореть.

Воспитатель: Конечно, Незнайка, солнце настолько горячее, что на расстоянии нескольких тысяч километров от него ты сгоришь вместе с ракетой. Солнце раскаленное, с его поверхности постоянно извергаются языки пламени (демонстрирует изображение или фотографию солнца).

Солнце – звезда, преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.

Незнайка: Солнце такое маленькое и такое горячее.

Воспитатель: Ребята, вы тоже думаете, что солнце маленькое. Так ли это? Наблюдали ли вы за самолетом в небе? Каким он нам кажется в полете? Конечно, крошечным, потому, что летит далеко от нас. А ведь на самом деле самолет очень большой, правда? Так и солнце. Ведь мы знаем, насколько далеко от нас оно находится. Значит, Солнце…огромное.

Незнайка: Ребята, скажите, а какие планеты Солнечной системы вы знаете?  (ответы детей)

Незнайка: Вижу я, что придется отказаться мне от путешествия. Многому вы меня сегодня научили, и за это хочу отблагодарить вас. (Незнайка угощает детей конфетами).

Воспитатель: До свидания, Незнайка! Приходи к нам ещё!

4 часть

- Ребята, вам понравилось занятие? Катя, что тебе больше всего понравилось, запомнилось? А тебе, Костя? Со всеми заданиями вы справились? Софья, что для тебя было труднее всего?

Приложение №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-тематический праздник «Загадочный космос» в старшем дошкольном возрасте.

Развлечение посвящёное 12 апреля "День космонавтики". Развлечение проводилось с эстафетами, опытами и играми цель которого: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космо...

Олимпиада для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, посвященная 55-летию первого полета человека в космос «Этот загадочный космос».

Основной целью викторины является формирование осознанного отношения к празднику День космонавтики, закрепление и расширение знаний детей о космических первопроходцах, о людях, благодаря которым наш м...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара   Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос  Ю. А. Гагарина «Это...

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...