Проектная деятельность в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Елфимова Наталья Валентиновна

Учебно-исследовательский проект "Быт кубанской хаты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-issledovatelskiy_proekt.docx25.09 КБ
Файл annotatsiya.docx14.76 КБ
Файл prilozhenie_no1.docx14.27 КБ
Файл prilozhenie_no2.docx1.14 МБ
Файл prilozhenie_no3.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 4 «А» «Колосок».

Конкурс детских научно-исследовательских проектов дошкольников

Быт кубанской хаты

Секция: «Мой первый учебно-исследовательский проект»
(гуманитарное направление)

                                                       Автор:
                                                       Годзеля Мария,
                                                      6лет, МБДОУ д/с № 4
                                                      Тбилисский район,
                                                      ст. Геймановская

                 Научный руководитель:
                                 Елфимова Наталья Валентиновна,
                        воспитатель МБДОУ д/с № 4

Ст. Геймановская

2014

Быт кубанской хаты

Секция: «Мой первый учебно-исследовательский проект»
(гуманитарное направление)

Годзеля Мария,
6 лет, МБДОУ д/с №4

Учебно-исследовательский проект
(описание работы)

 Введение

В настоящее время чрезвычайно много информации дети получают из зарубежных мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр.  Дети быстро воспринимают всё, увлекаются героями  и получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций  своей страны. Результаты опроса детей выявили низкий уровень знания культуры и  обычаев своей малой Родины -  Кубани. Чтобы выработать правильную жизненную позицию в отношении мира, а также заложить основу для развития  чувства  патриотизма ребёнка, необходимо знакомить дошкольника с историей и традициями родного края.

Актуальность

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
          Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Кубани, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. Это делает данный проект
актуальным в современных условиях.

Чтобы выработать правильную жизненную позицию в отношении мира, а также заложить основу для развития  чувства  патриотизма ребёнка, необходимо знакомить дошкольника с историей и традициями родного края.

Цель исследования: узнать об убранстве кубанской хаты,  предметах быта и их предназначении.

Задачи:

  • Изучение, анализ, обобщение материала по теме исследования.
  • Познакомиться со старинными предметами быта кубанских казаков. Их назначением, как ими пользовались.
  • Познакомить ребят моей  группы с жизнью и бытом кубанских казаков в старину.
  • Развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Объект исследования: мини музей «Кубанская хата»

Предмет исследования:  старинная утварь, предметы быта, традиции.

Методы и приемы:

  • изучение  литературы по теме,
  • изучение материалов в сети Интернет,
  • беседы со взрослыми,
  • оформление выставки старинных вещей быта кубанских казаков.

Ход исследования:

     Когда я посещала музей «Кубанская хата», то видела там различные предметы, обстановку комнаты. Некоторые предметы для меня были знакомы, но большинство предметов мне были незнакомы. Я не знала, как они называются, для чего они нужны. Сейчас мы такими предметами не пользуемся, они нам не нужны. Но я думаю, что мы должны знать, как жили люди до нас. Ведь этими предметами пользовались прабабушки и прадедушки наших родителей.

Для организации работы по реализации данного проекта, я использовала схему поэтапной работы.

Этапы:

  1. Узнать название, назначение предметов, которые находятся в нашем мини музее.
  2. Узнать о других предметах казачьего быта, которых нет в нашем мини музее, но которыми пользовались в старину казаки.
  3. Оформить альбом с фотографиями старинных экспонатов.

     Самое большое место в нашем мини музее занимает печка и, конечно, же, она первая бросается в глаза. У нас дома тоже есть печка, но она не похожа на русскую печь и мы ей сейчас не пользуемся. И тогда я стала расспрашивать маму и бабушку, почему же наша печка не такая. И мама мне рассказала, что наша печка предназначена для отопления дома, а русская печь выполняла много функций: в ней готовили еду, на ней спали, она обогревала хату.
    В каждой хате любая вещь имела свое определенное место.
Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки».
    После каждого знакомства с очередным предметом «хаты», я спешила рассказать ребятам моей группы о том, что я узнала. Моя воспитательница предложила загадывать ребятам загадки о тех предметах, про которые я собиралась рассказывать ребятам. (Приложение №1)
     Мне очень понравился угольный утюг. Я сама не могла догадаться, как же его нагревали, ведь шнура и вилки для розетки у него нет. Да и электричества в старину не было. Но им же, как то гладили. Оказывается его можно открыть при помощи специального крючка. А внутри утюга пустое место, и вот туда-то и насыпали горячие угли и от них утюг нагревался. А чтобы угли дольше горели, утюгом размахивали из стороны в сторону.  
    До появления утюгов одежду гладили, стирали при помощи рубеля (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубелем. Я сама ни за что бы не догадалась, для чего нужна была эта деревянная лопаточка.
    Самым традиционным и почитаемым предметом в доме у казака был стол. Стол немыслим без хлеба – как пищи, символа благополучия. Когда приветствуют гостей, то подносят хлеб и соль на рушнике. А ещё соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Какие вкусные блины, пирожки с фасолью, пироги с капустой пекли жены – казачки. А пампушки с чесноком, просто объеденье.
    Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные. Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.
    В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни.
     Занимаясь исследованием кубанского быта, я  поняла, что казаки жили просто. У них не было стиральных машинок, газовой плиты, электричества. Но казаки в быту использовали другие, более простые вещи. Шкафов и шифоньеров не было. Но были знаменитые  сундуки, в которых хранились одежда и все самое ценное. Сундуки были разных размеров (маленькие и громадные), их по-разному украшали (резьбой, коваными уголками). На сундук всегда вешали замок. Ключ от сундука хранился у хозяйки дома. В сундуки складывали сарафаны, шаровары, мужские рубахи.
    Когда я познакомилась со всеми предметами в «Кубанской хате», я попросила воспитателя привести всех ребят из моей группы в этот музей. И я показала и рассказала ребятам все, о чем я узнала. И я предложила ребятам узнать у своих родителей, есть ли в их семье вещи, которыми пользовались в старину их предки.
Леша К. принес кочергу – это был железный инструмент, который использовался для выгребания углей, перемещения дров в горящей печи. Леше про кочергу рассказала его бабушка. Мы оставили кочергу в нашем мини музее как новый экспонат.
    Вот так начался второй этап моей работы. Я  попросила маму рассказать мне, что еще она знает про быт казаков в старину. И мама предложила мне посмотреть в сети интернет нужный мне материал. И я узнала, что такое мутовка
 - предмет кухонной утвари в виде лопаточки, палочки с крестовиной, кружком, спиралью на конце для взбалтывания, взбивания чего-либо;  ухват – длинная палка с металлической вилкой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Коромысло – дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух ведер и других грузов. Коромысло кладется на плечи и верхнюю часть спины. Веретено - приспособление для ручного прядения пряжи. Деревянная точеная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщенная к нижней трети. Ушат – большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками – ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями.

Заключение

     В ходе работы над проектом «Быт кубанской хаты» я и ребята моей группы познакомились со многими предметами быта казаков и узнали большое количество загадок и поговорок, прониклись интересом к прошлому, а главное, почувствовали свою причастность к истории русского народа.
   
В процессе работы я  пришла к следующим выводам:
Заниматься изучением истории очень интересно и полезно каждому человеку.
Я поняла, что если интересно было мне, то можно заинтересовать и других. И действительно – ребятам  было интересно.
 Мы храним семейные реликвии и порой даже не представляем себе их истинную ценность, которая выражается не материальным значением, а прежде всего духовным и историческим.

Источники:

Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков.- Краснодар, 2008.

Ратушняк В.Н. Родная Кубань.- Краснодар, 2003.

Интернет источники (Яндекс картинки)



Предварительный просмотр:

Быт кубанской хаты

Секция: «Мой первый учебно-исследовательский проект»
(гуманитарное направление)

Годзеля Мария,
6 лет, МБДОУ д/с №4

Аннотация

Сейчас мы живем в доме с отоплением, пользуемся сетевым газом, электричеством, водопроводом. В каждом доме есть бытовая техника: газовые и электроплиты, холодильники, стиральные машины, утюги, красивая современная мебель. И мы не задумываемся о том, что ведь так было не всегда. И мне захотелось узнать, а как же жили в старину казаки? Где и как готовили еду, как обогревали свое жилище, как стирали, гладили свои вещи? Я стала просить взрослых рассказать мне об этом. И мне очень хотелось бы поделиться с ребятами моей группы полученными знаниями.

Целью моего исследования стало как можно больше узнать об убранстве кубанской хаты,  предметах быта и их предназначении.

Чтобы достичь цели, определила следующие задачи:

  • познакомиться со старинными предметами быта кубанских казаков. Их назначением, как ими пользовались.
  • найти  информацию по теме в сети Интернет
  • познакомить ребят моей  группы с жизнью и бытом кубанских казаков в старину.
  • развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Гипотеза: если создать атмосферу заинтересованности к историческому прошлому родного края, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа.

Методы и приемы:

  • изучение  литературы по теме,
  • изучение материалов в сети Интернет,
  • беседы со взрослыми,
  • оформление выставки старинных вещей быта кубанских казаков.

В ходе работы над проектом я познакомилась с множеством старинных вещей, которыми пользовались казаки. Я узнала, что такое рубель, прялка, маслобойка, ухват, чугунок, рушник и поняла, что казакам в старину жилось труднее, чем нам сейчас. Ребята моей группы тоже об этом ничего не знали и на протяжении  моего исследования все больше заинтересовывались моей работой.

Результатами моей работы стали:

  • Выставка старинных вещей быта кубанских казаков
  • Оформление фотоальбома «Старинные предметы быта казаков».



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Загадки

Летом спит, зимой горит –
Пасть открывает, что дают, глотает. (Печь)

Бабушка седа, бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. (Печь)

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар).

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идет. (Ухват).

Идет пароход, то взад, то вперед,
А за ним такая гладь, ни морщинки не видать (утюг).

Весь день болтается, всяк за него хватается (полотенце).

Новая посудина вся в дырках (решето).

Черный конь скачет в огонь (кочерга).

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар).

Сами не едим, а людей кормим (ложки).

Шуба в избе, рукав на улице (Печь и труба).

Залезла Варвара выше амбара;
Не ест, не пьет, все на небо глядит (Труба).

Четыре брата под одной шляпой стоят (Стол).

Три братца пошли на реку купаться,
Два купаются, третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло).

Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар).

Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (Веретено)

Сидит Феофан, в землю вкопан.
Не живой, а жилой,
Много глаз любит нас. (Хата)

Стали хлопцы в ряд,
Проходить не велят. (Плетень)

Новая посудина вся в дырах. (Решето)

Привяжешь – пойдут,
Отвяжешь – останутся. (Лапти)

Стоит столбом, горыть огнем,
Ни жару, ни пару, ни угольев. (Свеча)

Кубанские пословицы

  • Печь – царица в доме
  • Терпи, казак, - атаманом будешь.
  • Казак и в беде не плачет.
  • Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев.
  • Речь без пословицы – все равно, что еда без соли.
  • На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай свой затевай.
  • Казака в степи только пуля догонит.
  • Где казак – там и слава.
  • Казацкому роду нема переводу.
  • Казак без коня – сирота.
  • С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • На что клад, коли в семье лад.
  • В семье и каша гуще.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«БЫТ КУБАНСКОЙ ХАТЫ»

Слайд 2

Цель исследования: узнать об убранстве кубанской хаты, предметах быта и их предназначении. Задачи исследования Изучение, анализ, обобщение материала по теме исследования. Познакомиться со старинными предметами быта кубанских казаков. Их назначением, как ими пользовались. Познакомить ребят моей группы с жизнью и бытом кубанских казаков в старину. Оформить фотоальбом «Старинные предметы быта».

Слайд 3

Культура малой родины богата Пред вами жилище предков- хата. Турлучная, а крыша- камышом. Её жильцам погода нипочём. В ней лавки, стан, комод и сундуки, Макитры, глэчики и ложки, рушники. Как правило, плетнём окружена, Запрятана в тени садов она.

Слайд 4

«Наша Кубанская хата» МБДОУ д /с № 4

Слайд 5

Мы уже не представляем себе , как раньше обходились без микроволновой печи или стиральной машины. Бытовая техника значительно упрощает нашу жизнь , делая ее более комфортной и приятной.

Слайд 6

В старину было сложнее, все делали своим трудом. И предметы быта были далеко не такими как сейчас. В каждой хате была русская печь. Печь топили, готовили на ней еду, на ней спали старики и дети.

Слайд 7

Центральным местом в доме был «красный угол» - состоящий из одной или нескольких икон, украшенных рушниками.

Слайд 8

«А послушай-ка, брат ухват, Говорят, ты, хороший сват. Так посватай за меня кочергу. Эх, я жить без неё не могу. Когда она в печи шурует, Во мне всё кипит и бушует…» Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

Слайд 10

До появления утюгов одежду гладили стирали при помощи рубеля (доски с зубцами) : наматывали на валик и по ней прокатывали рубелем.

Слайд 11

Угольный утюг – удивительная вещь

Слайд 12

Хозяйке приходилось прилагать значительные усилия, чтобы погладить вещи

Слайд 13

Раньше деревянных шкафов не было, их заменял сундук, в нём и хранили вещи.

Слайд 14

Многое в хозяйстве казаки и казачки делали своими руками. В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни.

Слайд 15

Фотографии старинных экспонатов быта казаков собраны в фотоальбоме «Старинные предметы быта казаков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшей группе

Воспроизведение генеалогии своей семьи, знать её историю, проследить развитие творческого человека от поколения к поколению....

Паспорт проектной деятельности в старшей группе "В гостях у хозяйки медной горы"

Проблема нравственно - патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезными ис...

Проектная деятельность в старшей группе "Моя семья".

В проекте освещена работа с детьми по знакомству с семье, с историей ее происхождения....

Проектная деятельность в старшей группе "Остров здоровья".

Главная цель этого проекта - приобщение детей к здоровому образу жизни....

Проектная деятельность в старшей группе

Одним из перспективных методов, способствующих решению  многих  проблем, связанных с познавательно-речевой деятельностью,  является метод проектов. Актуальность метода проектов за...

Проектная деятельность в старшей группе

Одним из перспективных методов, способствующих решению  многих  проблем, связанных с познавательно-речевой деятельностью,  является метод проектов. Актуальность метода проектов за...