План - конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе .Тема: «Что такое дружба?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Полканова Елена Владимировна

Материал содержит две таблицы: "Формы и методы совместной деятельности", "Логика образовательной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_druzhba_poznanie.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество».

Задачи: 

«Познание»: 

Формировать  представления детей о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни. Помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами; закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.

«Коммуникация»:

Продолжать обогащать словарь, активизируя в речи глаголы, прилагательные, слова  антонимы. Развивать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, взаимопомощь, терпимость). Развивать диалогическую и монологическую речь. Совершенствовать навыки речевого общения.

«Чтение художественной литературы»: 

На примере сказки  «Настоящий друг» формировать представление о дружбе, о преданности. Воспитывать эмоционально - положительное отношение к литературным произведениям.

«Социализация»:

Формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.

Развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями. Развивать умение договариваться друг с другом. Воспитывать чувство доброты, сопереживания.

«Здоровье»: профилактика умственного переутомления и обеспечение эмоционального комфорта;

«Художественное творчество»: развитие продуктивной деятельности.

Методы и приёмы:

- практические (решение проблемных ситуаций, дидактические упражнения, игра.)

- наглядные (рассматривание картинок, показ способов действия, прослушивание аудиозаписи)

- словесные (рассказ педагога и детей, беседы, вопросы - ответы, объяснения, рассуждения)

Материалы и оборудование:   Гимнастическая скамейка, мяч, аудиозапись песни В. Шаинского «Дружба верная»; картинки «секреты дружбы»; листы (по 2 на пару), карандаши (по 1 на пару), текст сказки  «Настоящий друг».

Формы организации совместной деятельности

Детская  деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

 Упр. на развитие равновесия «Мостик»

Физ.минутка  «Примирялки»

П /и  «Собирайтесь дети, в круг я твой друг»

Игровая

Игровая ситуация: "О дружбе и друзьях"

Д/у "Мостик дружбы"

Д/у «Секреты дружбы»

Продуктивная

Игра «Карандаш» (по ТРИЗ)

Познавательно-исследовательская

Проблемная ситуация «Ссора», «Как бы я поступил?»

Коммуникативная

Игра  «Мой друг»

Д/у «Качества характера моего друга»

Беседа о добродетельность»

 Д/у «Что сказать».

Чтение

Чтение сказки  «Настоящий друг», сказки В. Сухомлинского «Котенок и Ежонок», «Как шмель накормил пчелу», «Материнское счастье»

Трудовая

Раскладывание подготовленного воспитателем материала для непосредственной образовательной деятельности

Музыкально - художественная

Слушание песни «Дружба верная»

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Организационный момент:

Педагог включает фонограмму песни В. Шаинского «Дружба верная».

- Ребята, сейчас вы слышали песню. О чем поется в ней?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать? Верно, мы сегодня будем говорить о дружбе, а именно, мы сегодня будем узнавать «секреты» дружбы.

Дети входят в группу под музыку В. Шаинского «Дружба верная». Становятся в круг, отвечают на вопросы.

Умение внимательно слушать песню, определяя её смысл.

Умение настраиваться на работу.

Умение отвечать на вопросы.  

2

д/у "Мостик дружбы"

Просит рассказать,  что же такое дружба? И предлагает перейти через «мостик». Воспитатель начинает фразу: Дружба-это быть …

Дети проходят по «мостику» и  заканчивают фразу своими ответами.

Представления детей о дружбе. Развитие мышления, речи. Развития равновесия

3

Проблемная ситуация «Ссора»

 Педагог предлагает послушать, что произошло однажды в группе д\с и ответить на вопросы.

 «Лена принесла в детский сад новый красивый мячик и никому его не давала, играла одна. Катя попросила мячик, чтобы тоже поиграть. Лена не давала, и Катя, не выдержав, отобрала его и убежала»

 - Хорошо ли поступили девочки? А как бы вы поступили на месте Лены? Кати? Что бы вы им посоветовали?

 - Конечно, им надо было договориться и поиграть вместе. Я думаю, пришло время им помириться. Им поможет примирялка.

Внимательно слушают ситуацию. Отвечают на вопросы, рассуждают. Совместно с воспитателем делают обобщение.

Развитие мышления, речи. Умение не бояться высказывать свои мысли.

4

 Физминутка

 «Примирялки»

«Мы не будем больше злиться,

 Мы решили помириться,

 Злюка, уходи от нас.

 Мы опять друзья сейчас!»

(первые две строчки дети сцепляются мизизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).

Дети проговаривают текст, Выполняют движения в соответствии с текстом.

Умение согласовывать движения со словами.  

5

Чтение сказки

Педагог предлагает сесть на ковер и послушать сказку «Настоящий друг»

«Высунув  голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

- Мама, что это за птицы? – спросил он. - Наши друзья, - ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его роль. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья. Удовлетворенный маминым разъяснением, орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

- Ай- ай, они украли у нас еду!

- Успокойся, сынок! Они ничего у нас  не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я сейчас тебе скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать. Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.»

- Чем спросил сын мать-орлицу?

- Что ответила мама на вопрос сына?

- Каким должен быть тот, кто желает иметь верных друзей?

- Чем добываются почет и уважение?

Внимательно слушают сказку, отвечают на вопросы, совместно с воспитателем делают обобщение.

Формировать умение в речи передавать свои впечатления, свое отношение к героям сказки. Воспитывать умение слушать друг друга.

6

Игра  «Мой друг»

Педагог приглашает  встать в круг. И объясняет правила игры.

- Я бросаю мячик кому-нибудь из вас и говорю, какой ваш друг. Если вы согласны – повторите мои слова, если не согласны – скажите по-другому, а мячик всегда возвращаете мне.

твой друг – плохой?  

твой друг – капризный?  

твой друг жадный?  

твой друг ленивый? (трудолюбивый)

твой друг злой? (добрый)

твой друг вредный? (послушный, хороший)

твой друг глупый? (умный)

твой друг грустный (веселый)

твой друг жестокий? (добрый)

твой друг грубый? (послушный, добрый, хороший)

твой друг страшный? (красивый)

твой друг надежный? (Да, мой друг надежный)

твой друг умелый?

твой друг талантливый?

Дети встают в круг

и  заканчивают фразу своими ответами.

Обогащение  словаря, активизировать в речи глаголы и прилагательные, антонимы. Развитие мышления.

7

Д/У «Секреты дружбы»

Педагог обращает внимание на сюжетные картинки и предлагает детям составить по ним правила дружбы.  

Дети рассматривают картинки и составляют правила дружбы.

Активизация мышления. Умение по картинкам придумать правила.

8

Игра «Карандаш» (по ТРИЗ)

Педагог предлагает сесть по парам и взять   один карандаш и лист

бумаги на двоих и объясняет:

 -Попробуйте нарисовать то, что хотите, не договариваясь.

Педагог задает вопросы:

 Что получилось? Легко ли было рисовать не договариваясь?

 - А теперь договоритесь друг с другом и нарисуйте на новом листе

бумаги любой предмет.  

  Какое правило дружбы и общения дает нам этот опыт? (умение договариваться).

Сначала дети рисуют парами не договариваясь и делают вывод по результату; затем после обсуждения др. с другом рисуют вместе предмет и делают вывод.

 Развивать умение договариваться друг с другом.

9

Рефлексия

Педагог предлагает «сердечки» для самооценки( красные – «Я хорошо потрудился»; желтые- «У меня не все получалось») и подводит итог:

-   Мне очень бы хотелось, чтобы вы стали одной дружной семьей и всегда помогали друг другу. И помните, что дружбой надо дорожить.

Дети оценивают свою работу используя разноцветные «сердечки»

Умение оценивать свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Чародейка Зима».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив подготовительной группеТема: «Чародейка Зима»....

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Миша и Маша спешат на бал»

Разработка содержания познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Миша и Маша спешат на бал»по методике Коротковой Н.А....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Наши помощники»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе по теме: "Наши помощники". Материал в  конспекте   подобран в соответствии с возраст...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: « Человек»

В этом конспекте воспитатели найдут интересный материал для закрепления у детей представлений о  человеке....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе. Тема: «Права ребёнка».

Задачи:·         обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений (Со...