Повышение качества образования дошкольников методом проектирования
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Белова Ольга Валерьевна

       В современном  развивающемся обществе, наиболее ценным считается не набор стандартных знаний, а умение и желание самостоятельно познавать, креативно мыслить, находить нестандартные решения, неоднозначные ответы, отсутствие стереотипности, понимание неоднородности объектов и явлений, оригинальность идей. Все это является признаками развитого творческого мышления. А значит успешности и результативности деятельности человека. Можно ли развивать данные качества у детей дошкольного возраста? Да, можно. И более того, по мнению российских и зарубежных исследований в области детской психологии, считается, что творческий потенциал, заложенный до 5 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти. 

    В педагогической практике было отмечено, что особенно эффективны  и интересны для образования и воспитания детей комплексные и интегрированные занятия и блоки, когда осуществляется взаимосвязь разделов программы или разнообразных видов деятельности, объединенных одной темой.

     Об одном из вариантов интегрированного метода обучения  и хотелось рассказать. Это интеграция на основе единого проекта. Широкие возможности для развития   детей открывает использование в работе воспитателя проектного метода. Этот метод актуален и эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения в условиях введения ФГОС и при реализации принципа непрерывного обучения. Самым ценным в работе с проектами является то, что в них всегда присутствует проблема (а не готовый набор знаний).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matveeva_madou_17.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества образования дошкольников посредством метода проектирования

                     Матвеева Е.Г., воспитатель, МАДОУ ЦРР №17, высшая категория

      Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Родители, воспитатели, педагоги дополнительного образования стараются развивать, информировать, тренировать  детей до школы. А для ребенка – первоклассника, обладающего большим количеством информации и не умеющего ею воспользоваться, она становиться непосильной и ненужной ношей.

       В современном  развивающемся обществе, наиболее ценным считается не набор стандартных знаний, а умение и желание самостоятельно познавать, креативно мыслить, находить нестандартные решения, неоднозначные ответы, отсутствие стереотипности, понимание неоднородности объектов и явлений, оригинальность идей. Все это является признаками развитого творческого мышления. А значит успешности и результативности деятельности человека. Можно ли развивать данные качества у детей дошкольного возраста? Да, можно. И более того, по мнению российских и зарубежных исследований в области детской психологии, считается, что творческий потенциал, заложенный до 5 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти.  

    В педагогической практике было отмечено, что особенно эффективны  и интересны для образования и воспитания детей комплексные и интегрированные занятия и блоки, когда осуществляется взаимосвязь разделов программы или разнообразных видов деятельности, объединенных одной темой.

     Об одном из вариантов интегрированного метода обучения  и хотелось рассказать. Это интеграция на основе единого проекта. Широкие возможности для развития   детей открывает использование в работе воспитателя проектного метода. Этот метод актуален и эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения в условиях введения ФГОС и при реализации принципа непрерывного обучения. Самым ценным в работе с проектами является то, что в них всегда присутствует проблема (а не готовый набор знаний). А у проблемы, как известно, всегда имеется несколько вариантов решения. Вот тут, при опытном руководстве педагога, у детей и начинают проявляться самые необходимые для успешного обучения и не только, качества. Не зря в  литературе метод проектов заявлен как метод развития творческого познавательного мышления детей. А также очень важной составляющей проектной деятельности является вовлечение в процесс родителей воспитанников.

Можно выделить следующие основные этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  1. Постановка цели исходя из интересов и потребностей детей;
  2. Вовлечение детей в решение проблемы (постановка детской цели);
  3. Составление плана движения к цели;
  4. Обсуждение плана реализации проекта с родителями и специалистами ДОУ;
  5. Сбор информации и материалов по теме;

Основной этап:

  1. Реализация проекта - т.е. практическая часть;
  2. Домашнее задание детям и родителям;

Заключительный этап:

  1. Подведение итогов. Презентация продуктов проекта.

В дошкольном учреждении используются следующие типы проектов:

- исследовательско - творческие (с элементами экспериментирования). Например: «Волшебница-вода», «Здоровей-ка», и т.д.

- ролево – игровые (с элементами творческих игр) Например: «Дружба», «В гостях у сказки»…

- информационно – практико – ориентированные (сбор информации и ее реализация). Например: «Город мастеров»

 - творческие (формирование результата в виде праздника детского дизайна и т.д.). Например: «Цирк».

     Особенно актуально использовать проектный метод в условиях календарно-тематического планирования, когда тема недели может стать интересным проектом. Ведь   решением проблемы, поиском разных выходов из ситуации    дети будут заниматься намного охотнее, чем пассивно усваивать знания. Например, тема «Волшебница вода» может превратиться в проект «Кто поможет Капитошке». В нем с успехом можно реализовать и экспериментальную деятельность, и экологическую, и познавательную, и творческую. А дети с удовольствием будут решать проблему как же помочь капельке Капитошке не исчезнуть с планеты Земля (детская цель). Любую тематическую неделю можно превратить в проект с решением проблемной ситуации – «Почему Алешу не взяли в космонавты» (Космос), «А вдруг не настанет зима» (Кто как готовится к зиме), «Если бы у человека не было органов чувств» (Маленькие исследователи), «Если бы все люди были злые» (Миром правит доброта).

В проекте могут участвовать как группы одного возраста, так и все учреждение. Также проекты могут быть разными по продолжительности: от недели до учебного года. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности.

В качестве примера рассматривается проект «Наша русская изба».

Коротко о целях и этапах проекта:

Цель проекта: знакомство с культурой русского народа.

Задачи:

1.  Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

2.   Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4.  Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .

5.   Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

6.   Привлечь родителей к реализации проекта.

Детская цель проекта: Узнать, как люди жили на Руси без электричества, газа, водопровода и т.д.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап (или этап выявления проблемы) – чтение художественной литературы, малых фольклорных форм, рассматривании иллюстраций;
  2. Изучение реальных фактов истории русского народа, беседы. И как вывод- постановка проблемы: узнать, как жили люди на Руси много лет назад без современных удобств;
  3. На следующем, основном или практическом этапе дети мастерили куколок-закруток, разучивали народные игры и танцы, родители шили лоскутные одеяла, расписывали деревянную посуду;

3)       Заключительный этап проекта  - открытие мини-музея «Русская изба» и

 ознакомительная экскурсия для детей средней группы.

Результатами проекта можно отметить следующее:

-    оформление в группе мини-музея «Русская изба»;

- развитие коммуникативных навыков дошкольников (разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр);

- развитие эмоционального отклика у детей на красоту изделий прикладного творчества;

- сформированность отдельных умений и навыков в практической деятельности по данной  теме (изготовление кукол-закруток, рисование и лепка по мотивам народных промыслов);

Также хочется отметить следующие плюсы данного проекта:

- творческий подход к решению проблемы и использование разных видов деятельности,

-   участие родителей, узких специалистов,

- за относительно короткое время дети узнали много нового и расширили уже имеющиеся знания о русской культуре.

      В заключение хочется отметить, что метод проектов - это еще и особая форма организации образовательного пространства. Любой проект всегда находит отражение в развивающей среде группы, а значит предполагает создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерий 2: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

2.1. Формирование современной образовательной среды (создание интерактивных зон, творческой лаборатории, музея т.п.)1. Паспорт группы 2. Грамота I место "Лучший уголок по обучению ...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.1. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта своей профессиональной деятельности

4.1.1. Транслирование в педагогических коллективах собственного педагогического опыта: проведение открытых занятий, мероприятий, мастер - классови др....

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...