Проект для детей старшего дошкольного возраста "День рождения Ложки"
проект (окружающий мир, старшая группа) по теме

Рябинина Елена Николаевна

Идея проекта: Развитие интереса детей к истории появления старинных и современных предметов рукотворного мира, к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель.

Задачи:

Образовательные:

  • Обогатить представления детей об истории появления ложек, их многообразии и разнообразии.

Развивающие:

  • Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение.
  •  Расширять и активизировать словарный запас детей: Египет, Греция, слоновая кость, ложкари, резная фигура, ракушка, фантазия, черпак, ручка.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к истории, к традициям разных народов, умение видеть прекрасное в окружающем мире;
  • Воспитывать уважение к труду людей, любовь к родному краю.

Организационный этап

Подготовка материалов:

Подбор наглядных и дидактических материалов: коллекция ложек из разных материалов; мультимедийная презентация для детей: «Ложки»; ложки для музыкальной игры, музыкальные записи.

Предварительная работа: знакомство детей с устным народным творчеством (сказками: чтение сказки «Жихарка», чтение загадок, стихов, пословиц, посвященные ложкам; с разными видами народного искусства (хохломская роспись, гжель), занятие по художественному творчеству «Украшение ложки хохломской росписью»; музыкально-игровое упражнение «Ложкари».

Подготовка материалов для организации различных видов деятельности: камень, ракушки; таз с водой, салфетки; деревянные ложки на каждого ребенка, гуашевые краски для самостоятельной работы, атрибуты для украшения ложки (ватные палочки, штампики, кисти), влажные салфетки.

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Художественное творчество", "Музыка".

 

 

Продуктивный этап

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, а вы любите праздники? Какие праздники вы знаете, и какой ваш самый любимый? (Ответы детей) А мой самый любимый праздник -  День рождения. Потому что в этот день все нарядные и дарят подарки имениннице или имениннику.

Введение в проблему:

Воспитатель: Ребята, я услышала, что оказывается День  рождения, бывает не только у людей, но и у предметов.  Давайте сегодня, мы устроим день рождения знакомому нам предмету, а что это за предмет попробуйте догадаться сами:

Чтоб есть суп – она большая.
И для каши есть такая.
Меньше чайная немножко.
Что это? Конечно … (Ложка)

Воспитатель: Вы догадались, что это за предмет? (Ответы детей) (Воспитатель держит в руках хохломскую ложку). Вот сегодняшняя именинница, мы уже знаем, что она украшена какой росписью? (Ответы детей) Правильно, хохломской росписью, давайте ее поставим на почетное место, поближе к своим гостям (на столе разложены ложки из различных материалов)

Формулирование проблемы

Воспитатель: Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А вы хотели бы узнать что-то интересное о ложках? (Ответы детей)

Разработка плана действий

Воспитатель: Я приглашаю вас отправиться в путешествие «Вокруг света» в историю ложки.  В это удивительное путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что — то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.

(Звучит расслабляющая музыка со звуками природы, дети стоят полукругом, плавно  раскачиваясь и кружась в такт музыке)

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. Вот мы и прибыли. Откройте глаза.
     Воспитатель: Вот мы с вами оказались в древнем мире (СЛАЙД). Ребята, как вы думаете, всегда ли были ложки? (Ответы детей) Когда-то древнему человеку пришла в голову мысль, что горячую еду брать удобнее не руками, а каким-нибудь предметом - так они изобрели ложку. Как вы думаете, из чего древние люди сделали первую ложку? (ответы детей)
     
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руке? (камень) Возьмите и вы камни. Подержите их в руках, потрогайте, пощупайте их. Какие они? (Д: Тяжелые, шершавые, неровные)
    
Воспитатель: Самая первая ложка была сделана из камня (СЛАЙД). Как можно назвать такие ложки? (Дети: каменные) Подумайте и скажите, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (ответы детей) Вот так она выглядела. Да, она была очень тяжелая, края были неровные, и во время еды такая каменная ложка обжигала рот.
      Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. И предлагаю отправиться в Грецию и узнать, какие ложки были там.

     Воспитатель: (СЛАЙД) Вот мы прибыли к берегам Греции, и нас встречают жители этой страны. А жители Греции вместо ложки использовали вот эти предметы (СЛАЙД). Что это? (Д: ракушки). Представьте, что мы греки, а ракушки для нас будут ложками. Давайте попробуем зачерпнуть ракушками воду. Что происходит? (Ответы детей: Вода выливается, руки мокрые).
     Воспитатель: Представьте, что вы едите горячий суп. Удобно ли вам? Почему? (Д: Края острые, неровные).
    
Воспитатель: А чего же не хватает ракушкам, чтобы они были удобными ложками? (Д: ручки)

     Воспитатель: Я приглашаю отправиться в Египет: страну песка, верблюдов и пирамид.
 (СЛАЙД) Вот мы прибыли в чудесный Египет. Здесь ложки делали из камня и слоновой кости. Чем отличается эта ложка? (Ответы детей: они уже с ручкой) (СЛАЙД). Ручки ложек были украшены резными фигурами зверей.

Воспитатель: Путешествие наше продолжается, попадаем мы с вами в Древнюю Русь. Раньше Россия называлась Русью (СЛАЙД) (Звучит арфа) Как вы думаете, какими ложками ели в давние времена на Руси?  (Ответы детей) Ложки на Руси вырезали из дерева – липы, березы. Значит какие это ложки? (Дети: деревянные). Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники (СЛАЙД). Ложки часто украшали, рисовали диковинные цветы, веточки, ягоды. Как называется этот узор, его вы уже знаете? (Дети: хохломским узором).

Красота! Глаз не отвести от таких ложек!!! Народ придумал и сложил много пословиц и поговорок о ложках. Кто скажет?

Дети:

- «Дорога ложка к обеду»
- «Один с сошкой, а семеро с ложкой»
- «Ложка дегтя бочку меда испортит»

- «Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать»
- «На незваного гостя не припасена и ложка»

Самостоятельное освоение различных видов деятельности

Воспитатель: В России ложку используют ещё как музыкальный инструмент. Мастера ложечники  изготовляли и расписывали  разными узорами ложки (СЛАЙД), а музыканты – ложечники (ложкари) играют (СЛАЙД) постукивая ложками  и получается ритмичная, задорная, плясовая мелодия. А тем более, раз сегодня День рождения ложки, может быть, вы захотите сыграть на ложках небольшой музыкальный номер.

Воспитатель: Какими ложками мы будем играть? (деревянными)

1 ребенок:  

                                 Наши деды на Руси – у любого ты спроси –

                                 Эту ложку уважали из берёзы вырезали.

                                 Расписная ложка – лаковая ножка,

                                 Красной ягоды глазок, золотистый завиток.

                                 И для каши и для щей нету ложечки нужней

                                 И красива, и легка – для любого едока.

                                 Мы наелись от души ну и ложки хороши!

                                 А теперь пойдём плясать да на ложечках играть!

(Звучит народная музыка, дети играют на ложках)

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к столу и посмотрим на современные ложки: они все разные, они выполнены из разных материалов, назовите их пожалуйста (Дети: из дерева, из металла, из пластика). Но что-то у них есть общее, одинаковое? (У всех ложек можно выделить 2 части: черпак и ручка).

Воспитатель: Возвращаем наших гостей на праздник, а сами продолжим наше путешествие. (Звучит песня на мордовском языке) Мы с вами прибыли в нашу республику. Как она называется? (Ответы детей) В Мордовии есть красивый город. Как называется столица нашего края? (Ответы детей – Саранск) (СЛАЙД). Посмотрите, как мордовские мастера украшали ложки. (СЛАЙД)

Гость: (приносит деревянные ложки, не украшенные) Здравствуйте ребята, а к вам прибыли еще гости, они хотят попасть на праздник.

Продуктивный этап  «Наряди ложку»

Воспитатель: Ребята, а когда у вас бывает День рождения вы, наверное, надеваете  красивые платья, рубашки?  Может мы с вам на день рождения наших гостей тоже «нарядим», украсим их мордовским узором?!

 

Проводится физминутка «Ложка - это ложка»

Ложка — это ложка, (руки в виде ковша)

Ложкой суп едят. (имитация приема еды)

Кошка - это кошка, (гладим руки от плеча)

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка, (ладони перед собой, пальцы прижаты друг к другу)

Тряпкой вытру стол.(имитация вытирания)

Шапка — это шапка, (поглаживание по голове)

Оделся и пошел.  (ходьба на месте)

А я скажу вам слово, (Руки в стороны на пояс.)

Смешное слово — плим.(Присели.)

Я повторяю снова: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Плим, плим, плим! (Присели.)

Обсуждение проблемы

Дети выясняют, уточняют из каких элементов состоит мордовский узор, выбирают наиболее понравившийся. На слайде представлены образцы работ.

«Укрась ложку мордовским узором»

 

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые гости у нас получились! Сегодня мы увидели, как появилась и изменилась ложка, и как вы сами поучаствовали в ее преображении. Как самая простая деревянная ложка превратилась в красавицу.

Презентативный этап

Воспитатель: Ребята, вы очень увлеченно работали, а теперь давайте расскажите друг другу и нам, как вы выполняли работу. Чтобы было интересно, свою презентацию начните с рассказа о том, кому вы помогали? И как? Каким узором вы украшали свою ложку? Какие элементы мордовского узора вы использовали? Чья работа вам еще понравилась? (Рассказ детей о своей работе,2-3 презентации) 

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте, проводим наших нарядных гостей на день рождения. (Дети приносят ложки и здороваются: «Шумбрат, именинница!»)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей, по ходу воспитатель задает вопросы по теме занятия)

  • Чье день рождения мы сегодня с вами отмечаем?
  • Из чего была сделана первая ложка?
  • Каким предметом греки заменяли ложки?
  • Какими ложками пользовались на Руси?
  • Каким узором мы украсили ложки?

Мне было сегодня приятно пообщаться с вами, побывать в таком далеком интересном путешествии. А на прощание именинница преподносит вам сладкое угощение, попейте чай и угостите своих друзей в группе!!! Спасибо!!! До новых встреч!!!!!

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_den_rozhdeniya_lozhki.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рябинина Е.Н. День рождение ложки

Слайд 3

Древний мир Каменный век

Слайд 4

Самые первые ложки

Слайд 5

Древняя Греция

Слайд 7

Египет

Слайд 8

Ложка из слоновой кости

Слайд 9

Древняя Русь

Слайд 10

Деревянная ложка

Слайд 11

Мастера-ложечники

Слайд 13

Музыканты ложкари

Слайд 14

Мордовия

Слайд 15

«Музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрзи»

Слайд 19

Мордовская роспись

Слайд 20

Поделки из ложек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения В. Драгунского и 110-летию со дня рождения Н. Носова "Великие выдумщики и фантазёры"

Мы живем в век компьютерных технологий, и чтение художественной литературы отходит на последний план. В кругу семьи все меньше внимания уделяется чтению книг. А ведь именно художественная литература в...

Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения Сергея Михалкова, "Путешествие по страницам книг Сергея Михалкова "

Книга служит сильным, действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития  детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. А перед педагогом сто...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Творческий информационно-познавательный проект для детей старшей группы "Откуда появилась ложка?"

Проект дает детям представление о разнообразии ложек и истории их возникновения, способствует познавательному и творческому развитию детей.https://disk.yandex.ru/d/og5p_13XHhHYkg...