Наблюдение за весенними растениями в цветнике (старшая группа)
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гарбузова Ольга Анатольевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudenie_za_vesennimi_rasteniyami_v_tsvetnike.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за весенними растениями в цветнике

1-2 неделя мая

(старшая группа)

Цель: способствовать

  • развитию чувственного восприятия: умению различать и сравнивать цветущие растения по внешним признакам, по запаху;
  • обобщению представлений детей о многообразии декоративных весенних растений клумбы;
  •  с новым понятием – многолетние растения;

Ход наблюдения

Вводная часть

Дети и педагог находятся не далеко от цветочной клумбы.

 Воспитатель  спрашивает у ребят:

  • Почему в народе говорят: «Март – с водою, апрель – с травою, май – с цветами, июнь – с плодами»? Вспомните, какие цветы появляются на нашем участке весной самыми первыми? (Ответы детей)

 Послушайте стихотворение:

Небо светло-голубое,

Солнце яркое большое,

Греет теплым всех лучом,

Снег бежит с горы ручьем.

Нет мороза, потеплело,

И весна взялась за дело:

Кисть зеленую взяла –

Сразу травка проросла,

Желтой кисточкой взмахнула –

В небо бабочка вспорхнула,

Мать –и- мачеха проснулась,

Шапкой желтой улыбнулась,

А за ней и одуванчик

Надел желтый сарафанчик.

Но красивей всех тюльпан –

Красный он надел кафтан.

Всех расцветок и фасонов

Весело глядят с газонов

Бело - желтые нарциссы,

Бирюзовые ирисы.

Много красок у природы!

И в любое время года

Так рисует— всем на диво!

Посмотрите как — красиво!

                         (Л.Н. Демьяненко)


Воспитатель жестом показывает на клумбу и просит детей подойти к ней поближе и внимательно её рассмотреть.

Основная часть

  • Есть ли на нашей клумбе цветущие растения, о которых говорится в стихотворении? (тюльпаны, нарциссы, ирисы)
  • Каких растений нет? Когда они цвели? (апреле)
  • Как называются растения, которые сейчас цветут на нашей клумбе, но о которых не говорится в стихотворении? (примулы, гиацинты лаванда) Если дети не знают названия этих растений, то педагог называет их сам и закрепляет их название.  
  • Как вы думаете, почему все эти цветы зацвели, ведь мы их не сажали, не сеяли семена?

После ответов детей воспитатель делает обобщение.

Нарциссы, тюльпаны, примулы, гиацинты, ландыши – многолетние растения. В их корнях с осени накоплены питательные вещества. Как только по-весеннему,  солнце уже хорошо прогреет землю, эти растения распускают листья и зацветают. Радуют нас своими яркими или нежными красками.

  • Посмотрите, у каких растений цветки яркого цвета? (тюльпаны –алые, нарциссы – жёлтые, ирисы – сиреневые, фиолетовые) А у каких лепестки венчиков имеют нежную окраску? (лиловые, белые гиацинты, белые нарциссы, бледно-жёлтые примулы, голубые у лаванды)
  • Давайте рассмотрим цветки у разных растений. На что похож цветок тюльпана? (на бокал)
  • А что это за цветок висят белые горошки на тоненькой ножке? (ландыш)

– Где спрятался  на нашей клумбе:

Цветок с лиловыми кудрями,

  С завитыми лепестками (гиацинт)

Найдите  на нашей клумбе:

  • Дивного красавца, стройного и гордого, похожего на принца с золотой короной на голове, но почему-то очень печального (нарцисс).
  • Ребята, а чем похожи растения тюльпан, нарцисс, гиацинт, ландыш?

(у всех длинные листья, у гиацинта и нарцисса они узкие, а у тюльпана и ландыша – широкие, у всех нет стебля, цветок находится на длинном цветоносе)

  • Определите, у каких растений цветки имеют стойкий запах?  (гиацинт, ландыш, лаванда).
  • А у каких растений запах еле чувствуется?
  • По запаху можно узнать растение, даже если его не видишь?
  • Давайте поиграем в игру, узнай по запаху!

Заключительная часть

После игры педагог подводит итог наблюдения.

– Ребята, послушайте прекрасное стихотворение Рассула Гамзатова

о цветах.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы как люди плачут

И росу роняют на песок…

  • В этом стихотворении поэт о цветах говорит как о живых существах. А вы, как думаете, они живые?
  • Если они живые то, что им нужно для жизни?
  • А мы с вами можем им как-то помочь? Как?
  • Жаль, что растения, за которыми мы с вами сегодня наблюдали, уже в конце мая отцветают.
  •  Что же нам сделать, чтобы в нашем цветнике все лето цвели красивые цветы (Посадить семена других цветов)

Далее может быть организован на прогулке труд по посеву семян цветочных растений, которые цветут летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области "Познание". Тема:"Наш цветник" старшая группа

Целью нашей работы является формирование представления детей о зависимости человека на земле от окружающей среды. Расширение и уточнение знаний о цветах, их размножении, условии ухода за ними. Воспита...

Весенний праздник для детей старшей группы "Весенняя палитра"

Сценарий праздника содержит стихи, игры и музыкальный материал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с весенними явлениями природы и игры на развитие цветового восприятия....

Методическая разработка "Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по «Познавательному развитию» «Наблюдения на экологической тропинке с детьми старшей группы в условиях санатория» с использованием современной образовательной технологии - и

В конспекте используется современная образовательная технология " Исследовательская деятельность", ЭОР. Конспект создан с учетом возможностей детей с ОВЗ в условиях детского санатория....

Наблюдения на прогулке на каждый день (старшая группа)

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы н...

«Весенняя капель» (весенний утренник для детей старшей группы)

Создать у детей радостное настроение с приходом весны, вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру....

Конспект по рисованию, наблюдение «Береза белая подруга» с детьми старшей группы.

Перод рисованием березы проводится наблюдение, для формирования знаний об отличительных особенностях березы, умения передать их в рисунке....

Весенний праздник для детей старшей группы «Весенняя палитра»

Из далеких краев, где морская волнаКружевной рассыпается пеной,К нам на крыльях ветров прилетает ВеснаИ приносит с собой перемены.Украшает Весна и сады и поля,Покрывает цветами овраги.Оживает прогрета...