"Наша малая Родина - Республика Марий Эл".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Смирнова Марина Владимировна

Программное содержание:

1) формировать простейшие географические представления через знакомство детей с общим видом территории России и марийской республики на карте, учить самостоятельно, находить ее;

2) вызвать желание больше узнать о родном крае;

3) уточнить и расширить понятие слова «родина».

4) закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения;

5) обобщить и уточнить знания детей о растительном и животном мире;

6) воспитывать у детей любовь к родине, родному краю и к богатствам природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_malaya_rodina_-_respublika_mariy_el.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
             детский сад №1 «Росинка», г. Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.

           

               

                 Непосредственно образовательная деятельность
       по образовательной области «Формирование целостной
                 культуры мира»  в подготовительной группе.
       ТЕМА: «Наша малая Родина - республика Марий Эл».

                                                                                                   

 

                                                                                                    Подготовила:
                                                                                     воспитатель 1кв. категории
                                                                                          МДОУ №1 «Росинка»
                                                                                                 Смирнова М.В.

                                         

                                                         г. Козьмодемьянск
                                                                   2014г.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Формирование целостной картины мира» в подготовительной группе.

«Наша малая  Родина – республика Марий Эл».

Программное содержание:

1) формировать простейшие географические представления через знакомство детей с общим видом территории России и марийской республики на карте, учить самостоятельно, находить ее;

2) вызвать желание больше узнать о родном крае;

3) уточнить и расширить понятие слова «родина».

4) закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения;

5) обобщить и уточнить знания детей о растительном и животном мире;

6) воспитывать у детей любовь к родине, родному краю и к богатствам природы.

Оборудование:  Глобус; Карта России; Карта Республики Марий Эл; Набор картинок с изображением лесных ягод, луговых цветов, диких животных, хвойных и лиственных деревьев. Контурные карты Республики Марий Эл. Раздаточный материал (овалы, треугольники, круги) по количеству детей. Фильмы «Наш край родной», «Мой Козьмодемьянск».

Ход занятия

Воспитатель. Посмотрите на глобус. Какой он огромный, наш общий дом - планета Земля! Сколько разных стран, которые кажутся таинственными и заманчивыми. Но самая загадочная и удивительная, оказывается, наша Родина. Ребята, подумайте и скажите, что означает слово «Родина»?

Дети. Родина - место, где родились; город, в котором живешь, где живут твои родители; страна, где жили наши бабушки и дедушки и где живем мы.
Воспитатель. Правильно. Родина-место, где родились, город, в котором живем, где живут наши родители, страна, где жили наши бабушки и дедушки.

Воспитатель. А в какой стране вы живете?
Дети. В России.

Воспитатель. Покажите на глобусе, где находится Россия.

                                         Дети показывают территорию.

Воспитатель. Какие океаны ее омывают?

Дети. Северный Ледовитый - на севере, с запада – Атлантический океан, с востока - Тихий океан.

Воспитатель. Давайте рассмотрим нашу страну на карте. Вы видите: она большая, красивая и богатая. Здесь много морей, озер, рек. Какие реки вы знаете?

Дети. Волга, Лена, Обь, Енисей, Амур.

Воспитатель. Много сел, деревень, городов. Какие города вы знаете?

Д е т и. Санкт-Петербург, Чебоксары, Йошкар-Ола, Казань, Москва.
Воспитатель. А кто мне скажет, что за город Москва?

Дети. Москва - это столица нашей Родины. Москва главный город нашей страны

Воспитатель. Ребята, почему я сказала, что наша Родина красивая?
Дети. Потому что в нашей стране много рек, озер – они, обозначены, на карте синим цветом, лесов - зеленым цветом, гор - они обозначены коричневым цветом.

Воспитатель. А что мы подразумеваем под словом «богатая››?
Дети. Потому что в нашей стране много полезных ископаемых, которые необходимы человеку.

Воспитатель. А какие вы знаете полезные ископаемые?
Дети. Уголь, соль, нефть, мрамор, золото, природный газ...

Воспитатель. А сейчас, ребята, прочтите стихи о России.

                         Один из детей читает стихотворение.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, моря и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга,

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше, чем за 10 дней,

И то едва домчится.

Воспитатель. Россия состоит из множества областей и автономных республик. В какой республике вы живете?

Дети. Мы живем в республике Марий Эл.

Воспитатель. Как можно быстро найти нашу республику на карте?

Дети. По реке Волга, можно прочитать.
Воспитатель. Верно. Покажите на карте нашу республику и город, в котором мы живем. Наш край очень богатый растительный и животный мир. Ребята, а вы знаете стихи о родном крае?

                                   Один из детей читает стихотворение.
Какими словами нам славить тебя,
Марийская щедрая наша земля?!
Лесами, озёрами, росной травой
Ты делишься с нами, наш край дорогой.
Песней, что сердце в груди бередит,
Танцем, что тайну вселенной хранит,
Скромным задором марийской земли.
Край наш любимый, мы - дети твои!
Честность, отвага, мудрость земли –
Всё это - в нашей смешалось крови –
Солнца тепло - в наших сильных руках,
Блеск ярких звёзд отразился в глазах.

Воспитатель. Да, наш край очень богат и красив. Предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм о природе нашей республики.

                                                    Демонстрация фильма.

Воспитатель. А сейчас мы проверим, как вы знаете свой край. Мы разделимся на три команды - «Белочки», «Ежата», «Медвежата» - и посмотрим, какая команда больше знает о животном и растительном мире республики Марий Эл.

Отвечает команда «Белочки». Какие хвойные деревья нашей республики вы знаете?

Дети. Ель, сосна, лиственница.

Воспитатель.  Отвечает команда «Ежата». Назовите лиственные деревья нашей республики.

Дети. Тополь, береза, осина, рябина.

Воспитатель. Вопрос команде «Медвежата». Какие кустарники нашего края вы знаете?

Дети.  Малина, смородина, шиповник.

Воспитатель. «Белочки», отвечают: какие лесные ягоды есть в республике Марий Эл?

Дети. Малина, смородина, черника, брусника, земляника, клюква.

Воспитатель. Вопрос команде «Ежат». Какие грибы вы знаете?

Дети. Маслята, белый гриб, подберезовик, рыжик, подосиновик, опята, мухомор.

Воспитатель. Отвечают «Медвежата». Какая рыба водится в реках и озерах?

Дети. Сом, щука, карась, судак, налим, окунь.

Воспитатель. Вопрос «Белочкам». Какие дикие животные обитают в наших лесах?

Дети. Медведь, лиса, белка, рысь, лось, волк, заяц.

Воспитатель. Отвечают «Ежата». Каких птиц вы знаете, которые живут в наших краях?

Д е т и. Кукушка, клест, синица, ворона, утка, воробей.

Воспитатель.  Вопрос «Медвежатам». Какие цветы растут в наших лесах и на лугах?

Дети. Одуванчики, колокольчики, мать-и-мачеха, Иван-чай, подснежник.

Воспитатель. Молодцы! Вы показали неплохие знания.

А сейчас мы поиграем. У меня в корзине много орехов, я их обозначила белым овалом; много грибов (это коричневые треугольники) и ягод (это красные круги). Ваша задача - быстро и безошибочно собрать то, что вы любите, в свои корзины: белки -

орешки, ежата - грибы, медвежата - ягоды. `

Воспитатель рассыпает по полу разноцветные фигурки, дети выполняют задание.

Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам поработать с контурными картами. Слушаем внимательно задание. Обведите красным карандашом контур территории республики Марий Эл.

Ребята, посмотрите, на что она похожа?
(Ответы детей.)

Следующее задание: перевести трафареты хвойных и лиственных деревьев на обратную сторону картона. Для выполнения этого задания используем картон зеленого цвета. (Предложить детям вырезать заготовки по контуру.) Наклейте на контурную карту силуэты тех деревьев, которые растут в лесах республики Марий Эл, и тех животных, что водятся в нашем крае. Будьте внимательны: среди обозначений есть деревья и животные других стран, но вы должны расположить на карте только те, что есть у нас.

        Дети работают с контурными картами, наклеивают вырезанные фигурки.

Воспитатель. Ребята, всем нам наш край очень нравится, мы его любим. А что надо сделать, чтобы жизнь в нем стала еще лучше?

Дети. Не губить лес, не засорять реки, беречь природу.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним стихотворение о бережном отношение ко всему живому на Земле.
                                   
Один из детей читает стихотворение.

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птица с небом, как травы с лугом,

Как ветер с морем, поля с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте, люди, к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Давайте, люди, беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей Вселенной на всех одна...

Что будет делать без нас она?

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами говорили о нашей Родине - России, о нашем родном крае – республике Марий Эл, а сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм о вашей малой родине, о нашем городе Козьмодемьянске, городе, где вы родились и живете, городе, который стал вам родным и близким, который всем нам очень нравится.

История города Козьмодемьянска.

Город наш расположен в очень живописном месте, на высоком правом берегу Волги Республики Марий Эл. Более четырехсот лет назад облюбовал этот берег царь Иван Грозный. В 1583г. повелел он поставить город и назвать его именем святых, братьев Козьмы и Дамиана.

Государственный герб Республики Марий Эл представляет собой щит, в серебряном поле которого изображен восстающий червлёный медведь с золотыми когтями, зубами и чёрными с серебром глазами. В правой лапе — обращённый вниз меч, в лазоревых ножнах с золотыми фрагментами и золотой молот с серебряной рукояткой. В левой лапе — окраенный золотом лазоревый щит с изображением золотого скошенного марийского креста, образованного двумя парами сдвоенных, отвлечённых узких перевязей накрест, на концах дважды гаммированно — загнутых внутрь каждой пары, с ромбом посередине. Гербовый щит увенчан земельной короной с зубцами, стилизованными под марийский орнамент с тремя отдельными ромбами.

Государственный флаг Республики Марий Эл – это прямоугольное серебряное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, имеющее со стороны древка червленую полосу с марийским орнаментом. В центре Государственного флага Республики Марий Эл находится изображение Государственного герба Республики Марий Эл.

Государственный гимн Республики Марий Эл представляет собой музыкальное произведение, которое написал Юрий Тойварс-Евдокимов (Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл), автор слов — Д. Исламов. Русский текст — Вл. Панова. Гимн исполняется  на русском языке и на двух диалектах марийского  — луговом и горном

Герб и флаг города Козьмодемьянска представляет собой: 
«В червленом (красном) поле золотой лук с тремя положенными накрест золотыми стрелами».

Гимн муниципального образования «Город Козьмодемьянск» является музыкально-поэтическим произведением, созданным на основе песни «Туан Козьмодемьянск» («Родной Козьмодемьянск»), музыка В. Куприянова, слова Н. Егорова, перевод В. Новикова.
Возглавляет наш город мэр Владимир Владимирович Торопов с 2005 года.

В городе функционирует целый музейный комплекс, объединяющий на данный момент 4 музея, каждый из которых, по-своему, уникален.

Художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева – "Малая Третьяковка на Волге" – одна из старейших картинных галерей на Волге, основанная в 1919 г.

Музей купеческого быта – это памятник купечеству, которое в 19 в. сыграло важную роль в развитии Козьмодемьянска и превращении его в один из крупных центров лесной торговли в России.

Этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова – небольшая "деревенька", где полностью воссоздана жизнь и быт горных мари.

Музей сатиры и юмора им. О. Бендера популяризует роман И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев", в котором г. Козьмодемьянск явился прообразом г. Васюки.

Город привлекает внимание гостей не только своими музеями. В любую погоду приятно пройтись по узким улочкам старого города. Радует глаз множество купеческих домов, которые сохранились и до наших дней и через столько лет очаровывают своими кружевными нарядами – великолепной ажурной, накладной и профильной резьбой.

В городе родилось много известных людей это

Владимир Фёдорович Криворотов (1923—1945) — Герой Советского Союза.

Василий Матвеевич Лихачёв (1882—1924) — революционер, партийно-хозяйственный деятель, секретарь Московского комитета РСДРП, один из руководителей вооруженного восстания и установления советской власти в Москве. Председатель Московского СНХ, председатель Московского городского совета профсоюзов, член ВЦИК, делегат нескольких съездов Советов и РКП (б). Похоронен в Москве, на Красной площади у Кремлёвской стены.

Андрей Яковлевич Эшпай (род. 15 мая 1925) — советский и российский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР(1981). Лауреат Ленинской (1986) и Государственной премии СССР (1976).

В честь этих людей в городе названы улицы города.

Литература:

1. Материалы музея имени А.В. Григорьева города Козьмодемьянска.
2. Л.М. Макарова « Давайте, люди, дружить друг с другом».
3. «Марийский Край» (зарисовки).
4. Н.Л. Забила «Наша Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательному развитию на тему "По тропам нашей малой родины - республики Башкортостан"

Интеграция областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, чтение художественной литературы.Интегративные цели: дать понятие, что такое малая родина; познакомить с её богатствами, особенност...

Открытое итоговое занятие в старшей группе Моя Малая Родина-Республика Алтай

Обобщать и закреплять знания детей, о родном крае ,о его  природе ,быте  коренного народа Республики Алтай. Формировать знания о значении и содержании красной книге....

НОД "Моя малая Родина Республика Алтай"

Обобщать и закреплять знания детей, о родном крае ,о его  природе ,быте  коренного народа Республики Алтай. Формировать знания о значении и содержании красной книге.продолжать знакомство с н...

Перспективный план работы по проекту «Октябрьский – моя малая Родина». (Республика Башкортостан)

Перспективный план работы по проекту «Октябрьский – моя малая Родина». (Республика Башкортостан)...

"Моя малая родина" Суслова Мария

quot;Моя малая родина" исследовательская работа. Суслова Мария....

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...