Встреча детей с природой на прогулке
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Поможет организовать прогулку с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstrecha_detey_s_prirodoy_na_progulke.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Встреча детей с природой на прогулке.

Воспитывая детей, вы берёте на себя огромную ответственность перед будущим человечества. Вы закладываете у своих малышей отношение к природе, частью которой мы являемся, и к миру. В котором мы живём.

С чего начать? Начните с себя. Задумайтесь: а как я сам отношусь к природе? Кто я – хозяин природы или равноправная и равноценная частичка её?

Мы часть природы. И если мы уважаем себя и заботимся о себе, то необходимо уважать природу и заботится о ней: у человека больше обязанностей перед природой, чем прав. Любите природу искренне ,проникнетесь к ней настоящими и глубокими чувствами. Такое отношение несите детям.

Большинство изменений и событий в мире природы человек может заметить, прочувствовать и пережить только вне стен помещения. Ни  картина, ни рассказ не заменят непосредственного контакта с природой. Только «входя» в природу и «растворяясь» в ней , вы начинаете ощущать себя в гармоничном и неразрывном единстве с ней. Действительно, какой рассказ или картина заменит вам прогулку по весеннему цветущему саду среди ароматных нежных соцветий вишен и яблонь или по величественному зимнему лесу?!

Для полного проникновения в природу важно не только видеть, смотреть на неё. Природу не обходимо воспринимать всей душой и телом. А запахи! Разве можно представить себе весну без чудесного запаха тающего на солнце мартовского снега? А лето – без запаха свежескошенной травы и ароматов разнотравья? А осень – без запаха грибов и увядающих на земле листьев? А зиму – без обжигающего холодом воздуха и запаха хвои новогодней ёлки? Здесь важно всё. И то, что вы заметили, и то что вы услышали, и то что вы почувствовали.

Проявление природы в каждом сезоне разнообразны и удивительны. Не посредственное общение с природой и восприятие её детьми происходит на прогулке. Ваша главная задача – донести до своих малышей чувство заинтересованности и сопричастности со всем, что происходит вокруг.

Нужно помнить, что детей 2 – 3 лет не следует загружать обильем информации. Обращайте внимание детей на отдельные, наиболее яркие, заметные явления и события, характерные для различных времен года.

Давать детям информацию необходимо понемногу, используя при этом игры, забавы и развлечения.

Двухлетние малыши любят по несколько раз возвращаться к одним и тем же объектам и явлениям.

Осень

Чем удивит и очарует осень

Сентябрь- первоосенье- « хмурень»:

- раскрашивание листьев;

- листопад;

- доцветают осенние цветы: астры ,гладиолусы, настурции.

Октябрь- глубокая осень- «грязник»:

-резкое падение температуры;

- первые снегопады;

- осыпаются последние листья;

- обложные проливные дожди.

Ноябрь-предзимье-« листогной»:

- первые морозы;

- неустойчивая погода: резкие похолодания сменяются оттепелью;

- реки затягиваются льдом;

- ближе к жилью человека перебираются синицы.

На прогулке осенью

Листопад…. Очень красивое и удивительное явление природы. Для вас и ваших малышей это время удивительных игр и занятий. Для вас и ваших малышей это время интересных игр и занятий. А поэтому не торопитесь убирать листья с участка вы это сделаете тогда ,когда наступит поздняя дождливая осень и листья потеряют свою привлекательность. А пока листьями можно украсить участок и группу. Для этого листву привязывают верёвочку или шнурок. Теперь листья можно легко прикрепить к любому выступу на участке.

На  веранде, в игровых постройках, которые расположены на участке, хорошо в сквозных проёмах повесить листья. Они мгновенно реагируют на малейшее дуновение ветерка и начинают кружиться, раскачиваться в разные стороны.

Когда идёт дождь

За окном затяжной осенний дождь. Серое, хмурое небо  «накрыло» землю. На улице сыро и неуютно, а в группе тепло. Ни у кого нет особого желания покидать помещение. Но вы помните ,что совсем без свежего воздуха детей оставлять совсем нельзя. Поэтому незадолго до обеда предложить малышам небольшую прогулку по уже знакомому маршруту. Это можно сделать следующим образом.

Воспитатель смотрит в окно и тихонечко барабанит пальцами по стеклу. Постучит –постучит и прислушается. Постепенно детей заинтересовывает поведение воспитателя, и они собираются вокруг него. « Я разговариваю с дождём,- объясняет воспитатель .-Дождь стучит к нам в окно и говорит- говорит…Послушайте». Все замирают и прислушиваются. «Дождик спрашивает, почему дети не идут гулять- без них на улице всем скучно и грусно : и земле и лужам ; и деревьям, и самому дождю. Давайте погуляем ,всех навестим и вернёмся обратно»,-обращается воспитатель к детям, и все  начинают собираться на прогулку.

На улице дети могут:

- прогуляться вокруг здания детского сада;

- посмотреть на лужи;

-навестить знакомую берёзку ,клён и т.п.;

-поиграть на веранде в подвижную игру;

- послушать ,как стучит дождь по листьям, крышам.

Постепенно на смену осени придёт зима.

Зима

Чем удивит и очарует зима

Декабрь-начало зимы- « студень»:

-мокрый снег сменяется студёными морозцами-трескунами;

-снежинки;

- самый тёмный месяц в году.

Январь- году начало- зиме середина –« просинец»;

- самые сильные морозы;

-яркие. солнечные дни:

- на окнах и на льду появляются ледяные кружева и узоры;

-снег под ногами скрепит и трещит;

-во время лёгких оттепелей появляются иней;

-зимняя бескормица гонит к жилью человека галок, ворон и особенно птиц;

- распускается в комнате поставленный в вазу багульник.

Февраль-перелом земли- « бокогрей»:

-выводят трели снегири;

-последние снегопады;

-осаживается ,черствеет старый снег;

-затяжные оттепели;

-первая капель и сосульки;

- время вьюг и метелей.

Наступает зима. Это время холода и мороза, коротких дней и длинных вечеров. Но это и время ослепительного снега, весёлых забав и удивительных, даже  волшебных праздников!

Снег. Не пытайтесь расчистить его на детских площадках. Вы это сделаете только тогда , когда обилие снега будут мешать движениям детей или очень сократит свободную площадь участка.

Можно предложить следующее:

- внимательно рассмотреть их собственные следы и ваш след, обратит внимание на разный рисунок на следах от обуви;

- сравнить ваш след след кого- нибудь из детей, используя разные предметы     сравнения( наложение, приложение);

-сравнивать следы от правого и левого сапога ( «Какой сапог куда смотрит?»);

-посмотреть, как с помощью следов « рисуют» разнообразные рисунки).

Весёлые дорожки

Малыши любят ходить и бегать по узеньким (20м) дорожкам, обозначенным рисунком ковра, выложенными на полу шнурами и т.п.Это не только интересно им, но и полезно. Таким образом ребёнок учится управлять собственным телом, у него развивается координация движений.

Весна

Чем удивит и очарует весна

Март - предвесенье- « протальник»:

-первые кучевые облака;

- звенит капель, сверкают лужицы талой воды( снежницы);

- оттепели;

- ослепительно блещет голубое небо;

- особый весенний звон: призывные трели птиц, а к концу месяца журчание ручейков;

- появление первых проталин возле стволов деревьев;

- верба «осеребрила» голые почки;

- последние метелицы.

Апрель – пора большой воды – «снегогон»:

- вскрывание рек;

- наблюдается массовый сход снега;

- первые дожди;

- набухают почки у сирени, тополя;

- появляется первые цветы мать – и – мачехи;

- первые вылеты насекомых: пчёл, шмелей, бабочек – лимонниц;

- массовый прилёт птиц;

- появляются серёжки у берёзы и тополя;

Май – весна зелёная – «травень»:

- тёплый месяц с характерным возвратом холодов;

- деревья дружно покрываются листвой;

- отрастают, густеют травы;

- цветение яблонь, вишен;

- пышное и щедрое цветение одуванчиков и первоцветов.

На прогулке весной

Весна… Кругом царит оживление и веселье. Каждый день открывает малышам удивительный мир пробуждающейся природы. «Ритуальные прогулки» по привычному маршруту заметно удлиняются:

- здесь раньше лежал неприступный сугроб, а сегодня он вдруг осёл, стал пористым и из – под него побежали весёлые ручейки;

- ручейков много, они бегут  разные места («Сегодня мы посмотрим, куда бежит этот ручеёк, что он с собой несёт»);

- около ствола знакомого дерева образовалась ямка, интересно заглянуть в неё;

- на проталине земля рыхлая, видны камешки и прошлогодние листья;

- воробьи купаются в лужах;

- зеленеют почки на деревьях и кустарниках;

- сегодня увидели первую бабочку т.п.

На весенней прогулке широко используйте сезонные и погодные особенности данного времени года. Так, март богат мокрым снегом, и вы можете вспомнить с детьми игры «в дорожки», рисунки на снегу. Апрель даёт простор ля игр с талой водой. Вы можете сделать своим малышам лодочки, привязать их за верёвочки, и пусть они плывут по весеннем ручейкам – речкам. Майское тепло приближает нас к лету, к играм в песок и мячик, к возможности максимум времени проводить на воздухе, бегать по траве, радоваться обилию цветов.

В возрасте ближе к трём годам малыши способны воспринимать не только ваши комментарии к происходящему, но и коротенькие «сказки – пояснения».

В первый тёплый и солнечный мартовский денёк детям можно предложить следующую сказку.

Лучики – малыши

В конце зимы у солнышка появились новые лучики – малыши, очень тёплые и шустрые. Подросли они немного и стали проситься у солнышка, чтобы оно выпустило их погулять на землю. Подумало солнышко и выпустило лучики. Разлетелись лучики – малыши в разные стороны и к нам с вами в гости заглянули. Протяните им свои ладошки чувствуйте, как лучки – малыши ласкают – пригревают ваши руки! Это они так здороваются с вами... Подставьте им свои щёчки. Пусть тёплые лучики погреют и их.

Рассмотрите с детьми талую воду. Отметьте, что она мутная, грязная, в ней много мелких песчинок. Расскажите, что такую воду пить нельзя, да и в этом нет необходимости, поскольку детям дают пить и молоко, и компот, и сок, и чай и многое – многое другое. А вот растения могут пить только воду. Особенно они любят талую воду. Пока на улице тает снег, лучше поливать цветы талой водой.

В дальнейшем вы с малышами встретитесь с солнечными лучиками:

- на проталине;

- около первых цветов мать – и – мачехи;

- на ветках деревьев, где зеленеют почки;

- в траве;

- на крыльях бабочки или шмеля и т.п.

Солнечные зайчики

С солнечными лучиками приятно не только гулять, но и играть. Раз – два – три… и солнечные лучики превратились в солнечных зайчиков. Маленькие зеркальца помогут вам в этом. Теперь можно и побегать за зайчиками, попрыгать вместе с ними, потанцевать. А когда ваши малыши наиграются, пусть солнечные зайчики «разведут» их: кого в песочницу, кого на качели, кого на качалки и велосипеды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки детей в природе.

Для ознакомления детей с природой в дошкольных образовательных учреждениях широко используются прогулки. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогу...

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и природе для детей старшей логопедической группы «Прогулка в весенний лес»

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и природе в старшей группе « Прогулка в весенний лес»Цель: Уточнить знания детей о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи:1. Обр...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, ознакомление с природой. Тема: «Прогулка в парк природы »

 -  Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : с наступлением тепла происходит пробуждение  живой природы  - Формировать познавательный интере...

Консультация "Встреча детей с природой на прогулке."

Встреча детей с природой на прогулке....

Ознакомление детей с природой на прогулке

Воспитание бережного отношения к родной природе....

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ ЛЕТОМ. ПРОГУЛКИ В ПРИРОДУ

Окно в природу ребенку приоткрывают прежде всего родители. С первых шагов человек постигает мир, учится понимать время, осваивает пространство. Природа занимает, радует, а иногда пугает ребенка. Дети ...