Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"
статья по окружающему миру по теме

Авершина Светлана Викторовна

В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tayna_babushkinogo_sunduchka.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Тайна бабушкиного сундучка».

Цель проекта:

- приобщение детей дошкольного возраста к истокам традиционной народной культуры;

- расширить представления детей о старинном русском национальном костюме нашей области (на примере традиционного нижнепенского костюма) ;

- воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине;

- формирование личности ребенка в процессе приобщения к традиционной народной культуре.

 Задачи проекта:

 - дать детям первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

 - развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами народного искусства;

 - способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;

 - осуществлять нравственно – эстетическое воспитание и развитие ребенка.

Этапы работы над проектом: экскурсия в музей «Русская старина» Нижнепенского МСДК; рассматривание фотографий, рисунков с элементами костюма, вышивки; встреча с хранительницей старинных традиций, обрядов, песен Дадыкиной Еленой Никоноровной; рисование «Русский народный костюм».

Описание проекта:

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству.

 Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

 Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которое долгое время было в забвении.

         Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели незамысловатые мелодии, облегчая тем самым себе труд. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи как в деревне, так и в городе.

         Исходя из актуальности этого направления в работе с детьми, мною определена тема проекта «Тайна бабушкиного сундучка».  В работе использую учебно – методические рекомендации Программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л.Князева, М.Д. Маханёва), музыкально – литературные разработки журнала «Музыкальная палитра», «Ритмическую мозаику» А.И. Бурениной, «Танцевальную ритмику» Т.И. Суворовой и т.д.

Приобщение к русским национальным духовным культурным ценностям в моём Проекте происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр); устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, русских народных сказок); с старинным русским национальным костюмом нашей области (на примере традиционного Нижнепенского костюма) ; на занятиях по музыке, развитию речи, изобразительной деятельности, театрализованной игре.

         Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форму проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие.

         Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться; песня только тогда песня, когда её поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, т.е. книжной жизнью, но ещё и прежней, настоящей – устной. Я для этого устраиваю театрализованные представления или фольклорные праздники, где весело только тому, кто и сам поёт песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

 Насыщенность народного праздника импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

         В духе народных праздников провожу «Осенние посиделки», «Праздник народного творчества», в феврале – марте организовываю проводы матушки зимы (Масленицу), весенний праздник «Пасху».

         В прошлом году проводила развлечение «Если хочешь быть военным», посвященное Дню защитника Отечества. К детям приходил Солдат русской Армии и рассказывал про 7 важных заповедей, которые должен знать солдат; проводил с детьми различные соревнования, а также рассказал о смекалке русского солдата на примере сказки «Каша из топора».

Очень интересно прошёл выпускной праздник «Волшебный сундук Василисы». На праздник к детям пришла Василиса Премудрая с волшебным сундуком, который был закрыт на 5 замков. Дети выполняли разные задания Василисы, чтобы открыть сундук. Василиса в конце праздника раздала детям в подарок школьные принадлежности. Детям также очень понравился «Праздник молока», на котором они много узнали о молоке и о молочных продуктах, радовались приходу Коровушки.

Хочу отметить, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта.

 В связи с этим возникла необходимость создания мини – музея «Русская изба». Освободив в МДОУ небольшое помещение, соорудили в нём русскую печь, поставили кровать с подзорами, накрыли её одеялом из лоскутков, сделали деревянные лавки, постелили самотканые половики, развесили национальные костюмы.

 Благодаря совместной работе педагогов и родителей появились предметы русского быта: чугунок, ухват, кочерга, пряха, гребень, народные игрушки, национальные костюмы.

Знакомить с фольклором начинаю детей с младшей группы. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери;  весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В работе с малышами использую элементы Программы «Топ, хлоп, малыши» (авторы А. Буренина, Т. Сауко).

 Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар русских народных песен и мелодий, усложняю его.

 Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят в детском саду, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной деятельностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

  «Горелки», «Каравай», «Теремок» - образцы игровых песен.

 «Земелюшка – чернозём» - старая обрядовая песня.

         Примером  хороводных песен могут быть «Во поле берёза стояла», «На горе – то калина», «Ходит Ваня». Это образцы старинных обрядовых песен для взрослых. Утратив своё прежнее значение, эти песни перешли к детям. Однако, до сих пор дети используют в своём исполнении тот же текст, что и много лет назад исполнялся взрослыми.

 Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес дети проявляют к песням, которые можно инсценировать: «Как у наших у ворот», «Сидит Дрёма», «Ой, вставала я ранёшенько», «Валенки», «Где был, Иванушка?», «Во деревне то было, в Ольховке» и т. д. На основе имеющихся у детей музыкально – двигательных навыков, я разучиваю с ними русские пляски. Пляска тесно связана с народной музыкой. Пляска, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера. Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он видеть человека, какие физические и моральные свойства считает достойными подражания.         Сначала учу ребят выразительно исполнять элементы движений русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте, приставной боковой шаг, полуприсядка. Но я в своей работе использую и другие элементы русской пляски, доступные детям старшего возраста: припадание, «ковырялочка», «гармошка», «веревочка» и др. Детям очень нравятся такие русские народные танцы, как: «Кадриль», «Русский танец с гармонистом», танец « матрешек», танец «Яблочко».

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Детям очень нравятся русские народные игры: «Паучок», «Ворон», «Шатер», «Горелки», «Жмурка» и др.

 Особое внимание на занятиях отводится игре на народных музыкальных инструментах: ложках, свистульках, трещётках, рубеле, коробочке, колотушке, вертушке. Они развивают у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем интерес к музыкальной деятельности. На музыкальных занятиях я приучаю детей слушать русские народные песни в исполнении детских русских ансамблей.

 С огромной радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для выступления. Костюм помогает ребёнку войти в образ, и тогда  действие становится более выразительным. Отдельные элементы русских костюмов предлагаю детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечений (платочки, косыночки, ленточки, кокошники, фартуки и т. д.)

Используя народные костюмы на народных праздниках и развлечениях, я приобщаю детей к русскому народному искусству, воспитываю в них национальную гордость. Большую пользу приносят детям и выступления взрослых в детском саду. Пляшет русскую Дед Мороз, плавно движется в русском танце Василиса Премудрая, лихо отплясывает Петрушка, роль которых играют воспитатели.

Хорошими помощниками в моей работе являются технические средства обучения – телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, DVD – плеер. На занятиях и в часы досуга дети слушают в грамзаписи различные мелодии, песни, русские народные сказки. С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимают участие. Я записываю мелодии, которые дети исполняют на детских музыкальных инструментах, песни, инсценировки. Снимая на видеокамеру фольклорные мероприятия, я имею возможность детям показать их выступления по DVD – плееру. Дети оценивают свои выступления. Используя ТСО для приобщения детей к русскому народному творчеству, я продолжаю развивать в них чувство любви к родному искусству.

                Результатами проведенной работы по данной теме являются:

 - овладение детьми элементарными музыкально – теоретическими

 сведениями о народной культуре;

 - раскрытие творческого потенциала личности, умение детей импровизировать;

- расширение представления детей о старинном русском национальном костюме нашей области (на примере традиционного Нижнепенского костюма);

 - высокий уровень нравственности у старших дошкольников.

 

                «Уметь воспитывать детей – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М.Горький).

                 И во многом эти знания даёт народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народное искусство создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.

Тезисы защиты  

 Авершиной Светланы Викторовны

Воспитателя детского сада МОУ «Нижнепенская сош»

Слайд 1. Здравствуйте, меня зовут Авершина С.В. Я работаю воспитателем в группе дошкольного обучения при Нижнепенской СОШ. Вашему вниманию я хочу представить  материалы по организации деятельности с детьми по  исследовательская работа по теме «Тайна бабушкиного сундука».

Слайд 2. Приобщение к русским национальным духовным культурным ценностям в моей работе происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр); устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, русских народных сказок); с старинным русским национальным костюмом нашей области (на примере традиционного Нижнепенского костюма); на занятиях по музыке, развитию речи, изобразительной деятельности, театрализованной игре.

     Слайд 3.  Главная цель исследовательской работы

- приобщение детей дошкольного возраста к истокам традиционной народной культуры;

- расширить представления детей о старинном русском национальном костюме нашей области (на примере традиционного нижнепенского костюма);

- воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине;

- формирование личности ребенка в процессе приобщения к традиционной народной культуре.

Слайд 4. Задача, которую я ставлю сегодня перед собой, следующая:

 

- дать детям первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

 - развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами народного искусства;

 - способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;

 - осуществлять нравственно – эстетическое воспитание и развитие ребенка.

Слайд 5.  Таким образом,  важнейшим условием успешной реализации  поставленных задач является создание среды, направленной на выявление истоков наших характеров, взаимоотношений, исторических корней.

     Внедряя в практику работы с детьми инновационные формы педагогической деятельности,  я применяю разнообразные приемы:

 Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Детям очень нравятся русские народные игры: «Паучок», «Ворон», «Шатер», «Горелки», «Жмурка» и др.

 Особое внимание на занятиях отводится игре на народных музыкальных инструментах: ложках, свистульках, трещётках, рубеле, коробочке, колотушке, вертушке. Они развивают у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем интерес к музыкальной деятельности. На музыкальных занятиях я приучаю детей слушать русские народные песни в исполнении детских русских ансамблей.

 С огромной радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для выступления. Костюм помогает ребёнку войти в образ, и тогда  действие становится более выразительным. Отдельные элементы русских костюмов предлагаю детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечений (платочки, косыночки, ленточки, кокошники, фартуки и т. д.)

Используя народные костюмы на народных праздниках и развлечениях, я приобщаю детей к русскому народному искусству, воспитываю в них национальную гордость. Большую пользу приносят детям и выступления взрослых в детском саду.

      Слайд 6.   В результате проделанной работы:

- дети овладели элементарными музыкально – теоретическими сведениями о народной культуре;

 - дети раскрыли свой творческий потенциал, научились импровизировать;

- в результате проведенных занятий, экскурсий дети расширили представления о старинном русском национальном костюме нашей области (на примере традиционного Нижнепенского костюма), узнали о быте крестьян.

     Слайд 7

      Для решения задач  по приобщение детей дошкольного возраста к истокам традиционной народной культуры; в своей работе я применяю различные формы работы, приёмы, методы. Очень эффективными являются такие, как: тематические занятия, беседы, викторины, праздники, экскурсии, встречи.

Слайд 8

Я считаю, что в результате проделанной работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам традиционной народной культуры:

  • сформированы первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
  • расширены представления детей о старинном русском национальном костюме нашей области (на примере традиционного нижнепенского костюма);
  • сформировано уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине;
  • развивается эмоционально – нравственная сфера ребёнка средствами народного искусства.

                «Уметь воспитывать детей – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М.Горький).

                 И во многом эти знания даёт народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народное искусство создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте  отображ...

фольклорное развлечение "Бабушкин сундук"

фольклорное развлечение для детей старшего возраста....

"Секреты бабушкиного сундука"

Краткосрочный, творческий «Секреты бабушкиного сундука» (Платок)....

Проект "Секреты бабушкиного сундука"

Разработан для детей младшего дошкольного возраста...

Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Бабушкин сундук»

·        Формировать у детей представления  о предметах народного прикладного искусства.·        Знакомить детей с одеждой ру...