Конспект открытого занятия в средней группе по развитию познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Образовательная область «Познание»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект открытого занятия " Куклы бабушкино сундука" разработан для детей средней группы в соответствии с ФГОС  с целью  развития познавательно-исследовательской деятельности воспитианников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия  

в средней группе

 по развитию познавательно-исследовательской деятельности 

Тема: «Куклы бабушкиного сундука»

Образовательная область

«Познание»

Воспитатель: Фролова К.В.

г. Санкт-Петербург

Тема: «Куклы бабушкиного сундука»

Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приобщения к истории русской культуры.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения созданные руками русских мастеров.

Развивающие:

Развивать интерес к истории русской  культур, к миру предметов и вещей.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Образовательные:

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения.

Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции).

Расширять и активизировать словарный запас: коллекционирование, дамы, эпоха, муфта, деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: коллекционирование кукол «Дамы эпохи», комментирование, коммуникативная игра.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, предметов из истории, комментирование, использование схем, моделирование, определение и демонстрация способов изготовления, продуктивная деятельность (изготовление куклы-пеленашки).
  4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.                                  

Создание среды для организации и проведения НОД: старинный сундук, куклы, сделанные из различных материалов: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, куски ткани и тесьма для изготовления кукол-пеленашек, коллекция фарфоровых кукол «Дамы эпохи», люлька для кукол-пеленашек, проектор, мультимедиа, подставки для коллекции кукол, буклеты для родителей, современные куклы (интерактивные).

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

  • развитие у воспитанников интереса к истории русской культуры, к миру предметов и вещей;
  • умения детей действовать самостоятельно;
  • проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками;
  • воспитание нравственных качеств;
  • умение воспитанников  решать интеллектуальные и личностные задачи;
  • формирование универсальных предпосылок к  учебной деятельности;
  • расширение  и активизация  словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Соподчиняет мотивы.
  8. Проявляет волевое усилие.
  9. Аргументирует самооценку.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Познание

Рассматривание коллекции.

Знакомство с историей куклы.

Развивать интерес к истории русской  культур, к миру предметов и вещей.

Принимать  активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Социализация

Практические действия с куклами.

Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им сами.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Коммуникация

Беседа о куклах, составление рассказов из личного опыта.

Коммуникативная игра.

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Музыка

Колыбельная песня.

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками.

Труд

Изготовление куклы-пеленашки.

Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

(договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Художественное творчество

Рассматривание коллекции, описание их одежды, аксессуаров.

Формировать у детей эстетический вкус.

Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении тряпичной куклы.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров.

Физическая культура

Физминутка

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Чтение художественной литературы

Загадывание загадки

Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Безопасность

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

План НОД

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.  Определение цели.

Анализ, обследование, выводы.

Демонстрация коллекции кукол.

2. Основная часть:

Показ старинных кукол, слайдов, комментирование,  дискуссия.

Определение способа  изготовления  кукол.

Планирование.

Изготовление кукол-пеленашек.

Обыгрывание (колыбельная песня).

Физкультурная пауза  (Хороводная игра).

Демонстрация современной куклы.

Образец составления рассказа.

Составление рассказов детьми из личного опыта о своей любимой кукле.

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Раздача буклетов со схемами изготовления тряпичных кукол.

Длительность НОД

3 мин

15 мин

2 мин.

20 мин.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей  Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

Демонстрация коллекции кукол.

Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Наша встреча совсем не случайно началась именно с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте» мы желаем друг другу добра, благополучия, долголетия, здоровья. Я рада вас видеть веселыми, смелыми, здоровыми и красивыми. Наверняка, вы все очень любознательные и быстро отгадаете мою загадку:

Что всё это значит?

Дочка, а не плачет?

Спать уложишь - будет спать.

День и два, и даже пять! (ответы детей: Кукла).

Я приглашаю вас сегодня на выставку кукол. Это коллекция фарфоровых кукол «Дамы эпохи».

Ребята, а вы знаете, что такое коллекция? (ответы детей)

Коллекция - это собрание вещей, похожих друг на друга. Что еще можно коллекционировать? (марки, бабочек, открытки, фишки.)

А у вас или ваших родителей есть какие-нибудь коллекции? (ответы детей).

Моя коллекция называется «ДАМЫ ЭПОХИ». А кого называли дамами? (Дамами называли женщин знатного происхождения: барышень, дворянок).

А что же такое эпоха? Эпоха - это исторический период времени, в который происходят какие-то события. Это коллекция фарфоровых кукол «Дамы эпохи».

На создание этой коллекции художников вдохновили героини романтической литературы. Наряд каждой куклы с точностью воссоздан и отражает эпоху, к которой принадлежит героиня. Эта коллекция по-настоящему уникальна, все куклы коллекции выполнены вручную. Дамы и их наряды были созданы исключительно для зрительного наслаждения. Это не просто красивые куклы, представляющие собой эпоху, но и героини известных романов. (Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид 2 кукол, на их аксессуары, прически, наряды; называет их имена). (Воспитатель показывает куклу - Анна Каренина.)

Это Анна Каренина - героиня романа русского писателя Льва Николаевича Толстого - знатная петербургская дама второй половины XIX века. Обратите внимание на ее наряд: она в зимней одежде, её руки спрятаны в муфту. Муфта - это цилиндр из теплой ткани, в боковые отверстия которой дамы прятали руки (дети повторяют слово «муфта»).

Это коллекция фарфоровых кукол. Но ведь это современные куклы.

Коммуникация

Художественная литература

Познание

Социализация

2.Основная часть.

Показ старинных кукол, слайдов, комментирование,  дискуссия.

Определение способа  изготовления  кукол.

Планирование.

Изготовление кукол-пеленашек.

Обыгрывание (колыбельная песня).

Физкультурная пауза  (Хороводная игра).

Демонстрация современной куклы.

Образец составления рассказа.

Составление рассказов детьми из личного опыта о своей любимой кукле.

А какими же куклами играли наши прапрабабушки? Вы хотите узнать? (ответы детей, воспитатель подводит детей к сундуку).

Мне от бабушки Варвары

Сундучок достался старый.

Крышка открывается,

Что же там скрывается?

Проходите, садитесь на стульчики (дети садятся).

Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани... дети играли вот такой куклой (воспитатель достает деревянную куклу).

Ребята, как вы думаете, из чего она сделана? (ответы детей).

Да, правильно, из дерева. Значит, она какая? (деревянная).

Эта кукла совсем не похожа на современную куклу. У нее нет ни рук, ни ног, она не красочная. Куклы были безликие. Лицо не прорисовывалось. Но наши прапрабабушки, когда были детьми, их очень любили, как и вы любите своих кукол. А делали они эту куклу очень просто! Они брали обычную деревянную ложку, обматывали ее небольшим кусочком ткани, завязывали тесьмой и все. Кукла готова! (дети исследуют куклу, передавая ее друг другу. Воспитатель беседует о ней).

Какая интересная кукла была у наших прапрабабушек! Она легкая или тяжелая? (ответы детей) Из чего она сделана? (из дерева) Значит, она какая? (деревянная)

Ребята, а какие вы знаете современные куклы из дерева? (показ слайдов Матрешек) Какие узоры использовали художники? Наша русская матрешка знаменита во всём мире!

Что еще находится в бабушкином сундуке? (Воспитатель показывает куклу из глины). Ребята, а из чего сделана эта кукла?(ответы детей). Значит она какая? (глиняная). Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, смешав ее с водой, из нее можно вылепить куклу. Такую куклу взрослые лепили своим любимым детям (дети исследуют куклу, передавая ее друг другу. Воспитатель беседует о ней).

Чем отличается глиняная кукла от деревянной? (ответы). Верно, ребята, глиняная кукла тяжелая, не гнется, если упадет, она разобьется. Эта кукла сделана из глины. Значит, она какая? (глиняная).

Вскоре люди придумали краски и стали раскрашивать глиняных кукол. Эти куклы сохранились до наших дней. Вот они! (Показ слайдов: Дымковская, Каргопольская, Фuлuмоновская куклы.) Вы все знакомы с этими игрушками.

Заглянем еще в бабушкин сундук. Какую игрушку придумали позже? Вот такую! (показывает детям соломенную куклу). Из чего она сделана? (из соломы). Значит, она какая? (соломенная). Как же её делали? Сначала собирали солому, варили ее, чтоб она стала мягкой и блестящей, а уж потом из неё делали куклу и украшали её (дети исследуют куклу, передавая ее друг другу).

А с соломенной куклой удобно играть? Почему? (ответы детей: хрупкая, ломается.) А вот еще соломенные куклы (показ слайдов: соломенные куклы).

Прошло много лет, и человек придумал другую куклу (показывает тряпичную куклу). Из чего она сделана? (из ткани). Раньше из ткани люди шили себе одежду, а из остатков - из тряпочек - детям мастерили кукол. Поэтому, они называются тряпичные (дети исследуют куклу, передавая ее друг другу).

Вам нравится такая кукла? (ответы детей) Какая она на ощупь? (ответы детей) Чем она отличается от предыдущих? (ответы детей). У такой куклы уже есть руки, лицо, её можно одеть, раздеть, поменять одежду. Посмотрите, вот такие еще были тряпичные куклы (показ слайдов: тряпичные куклы).

Изготовление кукол-пеленашек.

А у меня есть ещё одна тряпичная кукла (воспитатель достает из сундука куклу пеленашку). Это кукла-пеленашка. А почему она так называется? (ответы детей). Ребята, а я умею делать такую куклу. Хотите я и вас научу делать её своими руками? (Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат заготовки для куклы пеленашки, показывает и объясняет детям изготовление куклы-пеленашки).

 Посмотрите на экран. Что мы делаем сначала, а потом, а следующее действие? (дети смотрят слайды и проговаривают схему изготовления). Проходите к столу и приступайте к работе. Подсказка на экране.

Продуктивная деятельность (с музыкальным сопровождением). Возьмите своих кукол в руки, покажите друг другу. Какие интересные куклы у вас получились (анализ получившихся кукол). Молодцы, как хорошо вы все потрудились. (Воспитатель исполняет колыбельную песню, дети качают кукол и кладут их в люльку). 

Славно мы с вами потрудились, а теперь пришло время отдохнуть - заведём хоровод (дети исполняют русский хоровод по показу воспитателя.) Как хорошо мы с вами повеселились. (Дети садятся на стульчики)

Ребята, с куклами играют только девочки? (ответы детей). А есть ли куклы для мальчиков? (ответы детей). И мальчики тоже играют в кукол (показ куклы мальчика). Это кукла-спортсмен. Его зовут Егор. Эту куклу я подарила своему сыну в 5 лет. Он очень любит с ним играть: возит его на машине, одевает ему спортивный костюм, играет с ним в футбол. А у вас есть любимая кукла? Расскажите о ней: Как зовут вашу куклу? Как она у вас появилась? Что она умеет? Как вы с ней играете? (рассказы детей о любимой кукле).

Теперь я знаю про ваши любимые куклы. А мои любимые куклы - это моя коллекция (воспитатель с детьми подходят к коллекции). Как она называется? (коллекция фарфоровых кукол «Дамы эпохи»). Она вам нравится? Обязательно расскажите родителям об этих куклах.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Раздача буклетов со схемами изготовления тряпичных кукол.

Ах, как много нового, интересного поведал нам сундучок бабушки Варвары (дети садятся на стульчики).

Ребята, вспомним, с какими куклами мы познакомились? (с деревянной, соломенной, глиняной, тряпичной) А с какими куклами вы сейчас играете? (ответы детей). И у меня есть такая кукла. Она умеет говорить: читает стихи, отвечает на вопросы, смеется (воспитатель показывает современную, интерактивную куклу).

Я вам подарю вот такие буклеты, со схемами изготовления тряпичных кукол. Одну из них мы с вами сделали, а другую вы можете сделать с родителями или друзьями (Воспитатель раздает детям буклеты).

 Сейчас подойдем к люльке и возьмем своих кукол-пеленашек. Вы их заберете с собой. Мне было очень приятно с вами общаться. Спасибо! До свидания! (дети и воспитатель прощаются).

Коммуникация

Социализация

Длительность НОД: 20 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в рамках содержания образовательной области «Познание».

Данный материал представляет конспект проведения педагогического совета в ДОУ по теме: Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в рамках содержания образовательной области «П...

Открытое занятие в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности "В гости к воде !"

Конспект интегрированного заняти "В гости к воде". В данном конспекте использовались интеграция образовательных областей: музыка, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация...

Конспект открытого занятия в средней группе «В мире красок» с использованием здоровьесберегающих технологий образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Закрепить знания о семи цветах радуги.Задачи: образовательные: обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи. Учить сочетать движения с речью.Учить ...

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка воздух»

Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования....