Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-речевому развитию «Игрушки из бабушкиного сундучка"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Семыкина Ирина Владимировна
Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим их с окружающим миром, приобщаем к истокам духовной культуры русского народа через традиционную народную игрушку. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала, изготовление народной игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_iz_sunduchka.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-речевому развитию «Игрушки из бабушкиного сундучка»

Цель: Приобщение к истокам духовной культуры русского народа через традиционную народную игрушку.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель:

Колокольчик озорной!

Ты друзей в кружок построй!

Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты- мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель:

-Ребята, сколько у вас в группе игрушек! Вам нравятся ваши игрушки? Расскажите, какие они? А где же изготавливают их? (на фабрике) .

-А в старину дети могли только мечтать о таких чудесных игрушках, как у вас. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего игрушки мастерили сами родители.

- А вы хотели бы познакомиться с игрушками, которые пришли к нам из далёкого прошлого?

Тогда у меня для вас сюрприз.

«Посмотрите, сундук стоит

Я уверена, много тайн он хранит,

К сундуку я сейчас подойду,

Может, что-нибудь в нём найду».

- Этот сундучок достался мне от моей бабушки, она в нём хранила свои игрушки, когда была маленькая. А теперь я покажу его вам.

-Садитесь на места, будьте внимательны, вас ждут сюрпризы.

Достаю из сундука полено.

-Посмотрите, что у меня в руках? (показываю полено). Правильно. Это полено. Как вы думаете, можно ли с ним играть? (нет). А что можно сделать с поленом, чтобы с ним захотелось поиграть? (сделать куклу)

-А вот посмотрите, что из полена сделали Рита с мамой.

В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью.

Это обыкновенная кукла-«ПОЛЕНО», с такими куклами играли дети. Они делались из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья- игрушка готова.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придётся не лениться

И старанье приложить!

-Наша кукла «ПОЛЕНО» весёлая и озорная, и очень хочет с вами поиграть.

Все дети встают в круг, в центре водящий с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.

Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,

Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга

- С куклой ты попрыгаешь?

- Попрыгаю, попрыгаю!

- А ты ножками подрыгаешь?

- Подрыгаю, подрыгаю!

-А ты ручками похлопаешь?

- Похлопаю, похлопаю!

- А ты ножками потопаешь?

- Потопаю, потопаю!

-Ручками помашем?

-Помашем, помашем!

-А потом попляшем?

- Попляшем, попляшем!

Игра проводится 1 раза.

Присаживайтесь на стульчики.

-В сундучке ещё сюрприз нас ждёт.

Воспитатель:

-Следующая игрушка спряталась в загадке:

Эта игрушка не простая,

А волшебно расписная,

Белоснежна, как берёзка,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось-бы узор,

Но отвести не в силах взор. (Дымковская игрушка- барыня)

-Из чего делали эти игрушки? (глина)

А кого ещё изображали дымковские мастера в своих игрушках?

Появилась эта игрушка в селе Дымково.

Эти весёлые игрушки лепили из глины, обжигали в печи, расписывали яркими цветами (прошу отнести игрушку в музей) .

Воспитатель: Ребята, а у меня ещё есть сюрприз. А узнаете его из следующей загадки:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская… (Матрёшка) .

Появилась первая м. очень давно. Привезли её из другой страны. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали старинным русским именем - Матрёна.

-Матрёшка, игрушка не простая, а с секретом.

-Кто знает её секрет (прячутся одна в другой) .

-Вам понравились игрушки из сундучка (ответы детей) .

- Ребята, а вы хотите сделать вою куклу- ангелочка, которая будет радовать вас и вашу семью? (да)

            Ангелы – добрые духи, защитники, обереги, помощники в делах. Образы ангелов – особенные украшения дома, обереги. Ими можно украсить дом, подарить близким и друзьям по любому поводу. Но какую-то особую теплоту и силу образы ангелочков приобретают для нас в новогодние и, конечно же, рождественские праздники.

- Тогда приглашаю вас в нашу мастерскую.

1. Для ангела берутся ткани светлых тонов, а также блестящие и воздушные. Также вам потребуются белые и цветные нити, всевозможные узкие ленты

2. Ткань нарезать квадратными лоскутками, размер на ваше усмотрение.

3. Для головы потребуется немного ваты, которой придать форму шара и положить в центр лоскутка.

4. Лоскут складывается по диагонали, голова обвязываются нитью.

5. Формируем ручки-крылья, обматываем туловище крест накрест, затем перевязываем пояс.

6. Голову ангела и пояс можно украсить, обвязав лентой.

Какие красивые куклы у вас получились! Но у наших кукол нет лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия в старшей группе по познавательно - речевому развитию на тему "Воздушный транспорт".

Цель. Знакомство с воздушным видом транспорта.Задачи.1.«Познавательное развитие»: формировать понятие «воздушный транспорт»; расширять знания детей о воздушных видах транспорта: особенности строения с...

Конспект открытого занятия в средней группе сказкотерапия как средство развития речи. Тема: «Путешествие по сказкам»

Конспект открытого занятия  в средней группе по сказкотерапии развитие речиТема: «Путешествие по сказкам»...

Конспект открытого занятия в средней группе сказкотерапия как средство развития речи

Обобщать и закреплять знания детей о русских и народных сказках: названия, героев, их диалоги, последовательность сюжета сказки. Формировать умение узнавать сказку по иллюстрации, загадке, о...

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно -речевому развитию " Игрушки с бабушкиного сундучка.

Данное занятие проводиться  с группой детей среднего дошкольного возраста. На этом занятии мы приобщаем детей  к истокам духовной культуры русского народа,через народную игрушку,знакомим с о...

Конспект комплексного занятия в средней группе по познавательно-речевому развитию. Тема: «Насекомые»

Цель: Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках.Задачи: Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания. Развивать воображение, умение ф...

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Образовательная область «Познание»

Конспект открытого занятия " Куклы бабушкино сундука" разработан для детей средней группы в соответствии с ФГОС  с целью  развития познавательно-исследовательской деятельности восп...

Конспект открытого занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию «В гостях у сказки»

Конспект открытого занятие в средней группе по познавательно-речевому развитию «В гостях у сказки»Цель:• Обобщить и закрепить знания детей о сказках - названия, героев, их диалоги, по...