Комплексное открытое занятие для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Москва - город, в котором мы живем"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Григорова Елена Витальевна

1. Конспект открытого занятия для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Москва - город, в котором мы живем"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо–Западное окружное управление образования

ГБОУ СОШ№1985 дошкольное отделение «Солнечный город»

Комплексное открытое занятие для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром

«Москва – город, в котором мы живем»

Подготовила

воспитатель подготовительной

к школе группы «Солнышко»

Григорова Е.В.

Москва 2013

Конспект комплексного открытого занятия для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром

«Москва – город, в котором мы живем».

Цель: вызвать у детей интерес к столице нашей Родины – Москве, желание узнать побольше об этом городе, его истории; подвести детей к выводу, что города – это творение рук человеческих; воспитывать уважение к людям, создававшим город, чувство благодарности за их труд. Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

Звучит песня «Дорогая моя столица» (слайд №1)

Воспитатель 1: В каждой семье, у каждого человека, кроме государственных общенародных праздников, существуют свои семейные и личные праздники.

          - Какой из них самый главный?  (День рождения)

  Воспитатель 2: День рождения может быть как у человека, так и любого другого живого существа. День рождения также может быть у книги, у игрушки, у дома и даже у целого города. Городам, как и людям, также дают имена, горожане отмечают дни их рождения (слайд №2).

Довгань Софья:  Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

 Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах…

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

Воспитатель 1: Как назвали наши далекие предки город, в котором мы живем?  (Москва).

- Как называют людей, которые проживают в этом городе?  (Москвичи).

Каждую первую субботу сентября Москва отмечает День города. Москва – столица России. В этом году Москве исполняется 866 лет.
Первое упоминание о Москве в летописи связано с именем князя Юрия Долгорукого
(слайд №3).

Воспитатель 2: Ребята, Москва – город очень древний, старый. Но всё равно было время, когда на этом месте, где сейчас Москва, стоял дремучий лес. Садитесь поудобнее, сейчас мы вам расскажем, как возник этот город (слайд №4).

Воспитатель 1: Слава нашей стороне.

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Звучит музыка «Сказочная»(2).

Было это много-много лет назад. В городе Киеве жил-был князь Юрий по прозвищу Долгорукий. (Слайд №5) Однажды позвал он к себе мудрого старца и говорит: «Старею я, перед смертью хочу навестить родные места».

Собрал князь дружину и отправился в путь.(Слайд №6) Долго ехал князь со своею дружиною. И вот заехал в такие места, где густые леса чередовались с полянами, а по берегам реки раскинулись луга. В лесах много зверья и птицы, в реке много рыбы. (Слайд №7) Места холмистые, овраги глубокие.… Залюбовался Юрий этой дивной красотой и подумал, что если построить здесь город, то врагам будет трудно преодолеть холмы, овраги и реки, а для жителей здесь есть всё необходимое.

Воспитатель 2: Только подумал так Юрий и вдруг… видит между деревьями, над лесной поляной, облако стало превращаться в какого-то неведомого зверя. (Слайд №8) Во многих походах бывала дружина, много диковин видывала, а такого зверя не видела: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Не растерялся князь Юрий, поднял копьё, замахнулся на зверя, и чудо произошло: зверь начал таять и превратился в туман. (Слайд №9).

        Когда все пришли в себя, спросил у мудреца князь, что всё это значит. (Слайд №10). Задумался старец и молвил:

- Явление этого чудесного зверя есть знак того. Что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, Значит, и город будет велик. У зверя много голов, значит, и город будет главным. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красивым.

- А как же назвать этот город? – спросил Юрий.

- А назови его по имени вот той реки – Москва.

И приказал князь построить на этом месте город и имя ему дать – Москва (слайд №11).

- А сейчас мы немного поиграем. Проводится игра для средней группы: «Собери матрешку»

Сделаем небольшую разминку:

Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ

Мы руки все подняли

И дружно опустили.

И сели все в волшебный самолёт, (руки, согнутые в локтях, перед грудью)

Завели мотор - Ж- ж- ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)

Самолёт летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),

Полетели!

Воспитатель 1: Москва – древний и прекрасный город! (Слайд №12).  Московский Кремль – древнейшая часть столицы. Он расположен на левом берегу Москвы-реки. Изначально Кремль был деревянный. (Слайд №13). В те времена часто случались пожары. После очередного пожара его стали восстанавливать и строили уже из камня. (Слайд №14). Стены и башни из белого камня более 100 лет выдерживали атаки врагов, выстаивали перед пожарами, и лишь 500 лет назад на Боровицком холме был возведён тот Кремль, который мы можем видеть сегодня (Слайд №15). Стены Кремля сложены из красного кирпича, верх стен украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста (Слайд №16).

Воспитатель 2: - А сейчас вы увидите Спасскую башню Кремля (Слайд № 17). В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские. В верхней части башни расположены главные часы государства - это Куранты (Слайд № 18). Послушаем бой Курантов.

Звучит бой курантов (3)

Продолжим: - У стен Кремля расположилась Красная (красивая) площадь. (Слайд №19). На ней проходят парады, концерты, всевозможные фестивали.

Там стоит самый необычный храм Москвы – (Слайд №20) это Покровский собор (храм Василия Блаженного). Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, России.

- На территории Кремля можно увидеть Царь-пушку и Царь-колокол (Слайд №21). Они так названы из-за огромных размеров.

Воспитатель 1: А теперь немного передохнем.

Звучит «Вальс победы» (4)  

Предлагаю поиграть старшей и подготовительной группе. Игра называется: «Строим и собираем Спасскую башню». Ребята старшей группы собирают разрезные картинки «Спасской башни», а дети подготовительной группы – из строительного материала ее строят. Затем команда подготовительной группы собирает правильно слово: МОСКВА.

- А сейчас мы проверим, знаете ли вы пословицы о Москве.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране!

Из Москвы, как с большой горы, всё видно!

Кто в  Москве не бывал, тот красоты не видал!

Москва, что гранит, никто Москву не победит!

Воспитатель 2: Но москвичи и гости столицы могут полюбоваться не только древними строениями. Они могут попасть в гости к животным.

- Как вы думаете, куда мы отправляемся? Правильно, в зоопарк. (Слайд № 22) Московский зоопарк – это целый городок, в котором собрались по соседству звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся из разных мест нашей земли. Здесь разводят редких животных, изучают их поведение.

Выполним динамическую паузу:

- А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)

 И отправились в дорожку, (шаги на месте или по кругу)

- Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)
И похлопайте немножко

Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.

На меня теперь смотрите (делаем любое движение)

Точно всё вы повторите.

Раз-два-три, раз-два-три.

А теперь покажем ножки

И потопаем немножко.

Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Покажи мне ручки, ножки,

Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)

Раз-два-три, раз-два-три.

Молодцы!

Воспитатель 1: - Куклы – одна из любимейших детских забав во все времена. Где мы можем посмотреть кукольные представления? (Слайд № 23). Конечно же в Государственном академическом Центральном театре кукол им. С.В. Образцова. 

Воспитатель 2: Наверняка вы, ребята, со своими родителями не раз бывали на представлении в цирке. (Слайд №24). В Москве есть два больших цирка: - Большой Московский Государственный цирк на Вернадского, а также Московский цирк Юрия Никулина на Цветном Бульваре (Слайд №25).

- Ну а сейчас мы подведем итог нашего занятия.  Я загадаю вам загадки, а вы вспомните и отгадайте:


Здесь твое сердце Русская земля,

У древних стен великого Кремля.

Всем городам российским ты глава,

Столица наша славная (Москва)

В Москве на Красной площади

Крепость возвышается,

С башнями красивыми

-Как она называется? (Кремль)

А на башне со звездой,

Каждый час мы слышим бой.

Часы огромные время отбивают,

Как их люди называют? (Куранты)

- Молодцы ребята, вы отлично справились!

(Слайд №26)

Костычев Елизар: Ну-ка снимем шапки, братцы,

        Да поклонимся Кремлю:

        Это он помог собраться городам в одну семью!

Карпова Маша: Умный, сильный наш народ

        Далеко глядит вперёд,

        Но преданья старины забывать мы не должны!

(Слайд №27)

Щучкина Маша: Ах, Россия, родная Россия!

        В твоём имени нежность берёз,

        И народная мудрость, и сила,

        В сверкании утренних рос.

Воспитатель 1: Москва - великий город,

Столица всех столиц.

Гудят над ней моторы

Могучих наших птиц.

Огни кремлевских башен,

Как солнце, всем видны.

Москва, ты слава наша,

Ты сердце всей страны!

Воспитатель 2: Москва шумит и строит

С утра и до утра,

Она красивей втрое

Сегодня, чем вчера.

И днем, и на рассвете,

И ночью голубой

Москва над миром светит

Рубиновой звездой.

 (Слайд №28)

Исполняется песня «Моя Россия» (5). 

Спасибо за внимание.

Ирина Савицкая - "Моя Россия" 
Музыка: Челноков В.А. 
Слова: Ахмадиев М.Х. 

Я за Родину-мать, за Россию молюсь. 
Я своею великой страною горжусь. 
Потому, что мы здесь рождены и живём. 
Это-наша земля, это-наш отчий дом. 


Не сгибалась ты Русь, поднималась опять. 
Несмотря ни на что, продолжаешь стоять. 
Те, кто злобой кипит, никогда не поймут, 
Что за люди у нас, тут, в России живут. 

Припев 
Ты живи, моя Россия! 
Славься русская земля! 
Краше нет под небом синим! 
Это-Родина моя! 

Мы добьёмся всего, если вмести пойдём. 
Мы, уж, песню свою, видит бог, допоём. 
Наш высокий порыв никому не сломить. 
А иначе, зачем на земле этой жить. 

Ты вокруг оглянись, на леса, на поля. 
Нам с тобою хранить надо эти края. 
Пусть берёзы шумят и ромашки цветут, 
Пусть на нашей земле наши дети растут.



Предварительный просмотр:

Департамент образования

Северо-Западного округа города Москвы

ГБОУ СОШ №1985 (дошкольное отделение)

«Солнечный город»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

«Пресветлое солнце»

Подготовила воспитатель

Григорова Е.В.

Москва 2013

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

«Пресветлое солнце»

Задачи:

  • Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны;
  • Формирование элементарных представлений о происхождении и символическом значении изображений на гербе России;
  • Развитие образного мышления и эстетического восприятия окружающего мира, интереса и любви к народному искусству.

         Материалы:

Иллюстративно-дидактический материал «Государственные символы России», выставка предметов народного декоративно-прикладного искусства (глиняные игрушки, хохломская посуда, вышитые полотенца и пр.), цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки, необходимые для раскрашивания контурного рисунка солнечной колесницы.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Звучит фонограмма “Счастье русской Земли ”.

Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта

Воспитатель:

- За морем теплее, а у нас светлее.

 На чужой стороне Родина милее вдвойне.

 Где кто родился, там и пригодился.

- О чём эти пословицы? (О Родине, о России). (Дети объясняют смысл пословиц).

2. Формирование образных представлений по теме деятельности; мотивация; постановка задачи.

- Повернитесь, пожалуйста, ко мне. (Слайд №1). Посмотрите на карту. Что вы видите? (Ответы детей).

 - Да, это наша Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показ на карте этих географических объектов).

 Населяют Россию люди разных национальностей (Русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, мордва, удмурты, осетины, кабардинцы, якуты, буряты, ингуши, калмыки, ненцы, эвенки, ханты, саамы и многие другие).

 - Всех их объединяет язык общения – русский.

- Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие и узнаем о происхождении и символическом значении изображений на гербе России.

- Ребята, чтобы побольше узнать о символах России я приглашаю вас совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь.

(Дети вместе с воспитателем подходят к интерактивной доске, где изображено “колесо истории”).(Слайд 2)

 - Покрутите колесо и повторяйте за мной следующие слова:

- “Слава нашей стороне!
 Слава нашей старине!
 Колесо историй мы повернём
 И рассказывать о нём начнём
 Чтобы люди знать могли
 О делах родной земли!”.

 Дети проходят и присаживаются на свои места.

3. Основная часть.

 - А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (Русский народный). Посмотрите, какой он красивый.

- А теперь вы внимательно рассмотрите изображение. (Слайд №3)

- Что вы видите на рисунке? (Герб нашей страны – России)

- Кто изображен на гербе нашей страны? (Двуглавый орел, всадник.)

У нашего российского герба есть своя история. Началась она очень давно, в незапамятные времена. В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество сравнений придумали, множество имен дали люди солнцу. (Слайд №4). Иногда виделось им солнце огнем, как в костре или в очаге, только горящим высоко в небе. Так пели о солнце в старинных народных песнях.

- Как вы думаете, почему человек сравнивал солнце с огнем? (Солнце – горячее, дарит нам тепло и свет.)

- Кого напоминает солнце в небе? (Птиц, летающих в небе.) (Слайд№5).

 - Народная поэтическая фантазия сравнивала солнце с птицами: с орлом, жар-птицею (Слайд №6) или птицей-павой, ведь солнце парит в небе, как златокрылая, светозарная птица. (Слайд №7). Лучи восходящего солнца напоминают петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, - яркие красно-оранжевые перья петушиного хвоста.

 Отгадайте загадки:

- Красная девушка по небу ходит. (Солнце.) (Слайд №8)

- Встану я рано, бело да румяно, умоюсь росой, расчешу золотые косы. (Солнце.) (Слайд№9)

- Почему в загадках солнце сравнивают с молодой и красивой девушкой? (Потому что солнце красивое.)

- Давайте рассмотрим портрет молодой крестьянки (Слайд №10) в праздничной, нарядной одежде, полюбуемся тем, как блестит и переливается шелковая, атласная ткань сарафана, украшения из речного жемчуга, сверкает золотое шитье.  Сама крестьянка, которая жила почти двести лет тому назад в селе неподалеку от города Твери, в праздничном наряде напоминает солнышко, утреннюю зарю, или сказочную царевну.

-Солнце напоминало людям не только девушку, в сиянии лучей проходящую по небосклону, но и добрую, заботливую, ласковую матушку. (Слайд №11) «Матушка Красна Солнушка», - величало солнце русская народная песня. А рождественские колядки изображали небесные светила, как дружную семью:

(Слайд №12)

Светел месяц-

То хозяин дому,

Красно солнышко-

То хозяюшка,

Часты звездочки-

Малы деточки.

Физкультминутка ( Русская народная игра «Солнце и месяц»).

Воспитатель выбирает ведущих – двоих детей, которые повыше ростом. Один из них будет солнце, а другой – месяцем.

Воспитатель говорит:

- Солнце греет, к нему все идут. Месяц – ясный, ночью светит, к нему все идут.

Ведущие берутся за руки, поднимают их, изображая ворота. При этом можно говорить какой-нибудь стишок или напевать простую песенку:

Шла курочка,

Шла рябенькая,

Шла она лугом,

Вела детей кругом:

Старшего,

Меньшого,

Среднего,

Большого.

Солнце и месяц пропускают вереницу, а последнего тихонько спрашивают:

- К кому хочешь к солнцу или месяцу?

Тот становится сбоку от солнца или месяца в соответствии со своим выбором.

Воспитатель продолжает свой рассказ.

- От солнца многое зависело в крестьянской жизни, поэтому предки русских людей – славяне стали представлять себе солнце могущественным царем. (Слайд №13) В сказках рассказывали, что обитает Солнце на востоке, далеко за морем, в тридевятом царстве, в тридесятом солнечном государстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями, (Слайд №14) шелковой травой-муравой, жемчужными цветами и ягодами. Вот что пели когда-то в старину о деревьях, травах и цветах, растущих в волшебном саду:

(Слайд №15)

У этой березы коренье булатное,

У этой березы кора позолочена,

У этой березы прутья серебряны,

На этих же прутьях листья камчатные. (шелковые, блестящие)

Даже трава в саду росла необыкновенная:

Трава-мурава, трава шелкова.

На каждой травинке по цветочку цветет,

На каждом цветочке по жемчужинке висит

- Посреди сада высится золотой дворец, ослепительно сверкающий. Во дворце Царь-Солнце восседает на золотом троне. (Слайд №16) Подле него стоят сестры Солнца – Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днем Царь-Солнце разъезжает на колеснице (повозке), запряженной двумя орлами с золотыми перьями. Золотые орлы летят по небу, а Царь-Солнце освещает землю. (Слайд №17) Солнцева сестрица Утренняя Заря выводит солнечную колесницу на небо, а Вечерняя Заря принимает ее.

 (Слайд №18)

В три ряда его желты кудри завивалися,

Во первой-то раз завивались красным золотом,

Уж в другой-то раз завивались чистым серебром,

А в третий раз завивались скатным жемчугом.

- Как вы, ребята, думаете, что же это такое – золотые, серебряные, жемчужные кудри солнца? (Сверкающие солнечные лучи).

 (Слайд №19)

- Внимательно рассмотрите кокошник на портрете тверской крестьянки, фотографии других кокошников, найдите и покажите изображение солнечной колесницы.

(Слайд №20)

- Солнечную колесницу вышивали на белом полотне яркими красными, синими нитями русские крестьянки. Когда-то давно украшали такими вышивками нарядные рубахи, края полотенца, скатерти-столешницы, подзора кровати. (Слайд №21) На фотографии вверху слева – два орла несут по белу свету колесницу, в центре возница правит парой птиц, а наверху – само Солнце. На фотографии справа – можно увидеть и сестер Солнца – Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю. Вышивка упрощает форму изображений, но она выразительна и отражает какую-либо, наиболее яркую, особенность образа. Например, поворот голов птиц, везущих солнечную колесницу по небу.

Воспитатель предлагает детям следующее задание: (демонстрационный материал)

- Внимательно рассмотрите вышивки, найдите и покажите изображение орлов, солнечной колесницы, Зари Утренней и Зари Вечерней.

Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:

- Почему у орла две головы? (В старину люди думали, что солнце днем путешествует в колеснице, запряженной двумя птицами.)

- На что похожи перья орла? (Они похожи на солнечные лучи.)

- Что означает изображение орла на гербе России? (Солнце.)

- Почему орел золотой? (Потому что золотой цвет – это цвет солнца.)

 Проводится речевая игра “Хозяйка»

Хозяйка, хозяйка! (ладонь к ладони, наклоны из стороны в сторону)
Что, что, что? (хлопки по ладошкам)
Гости едут! (наклоны)
Хорошо (хлопки)
Здрасьте! (хлопки по раскрытым ладошкам товарища сверху)
Здрасьте! (наоборот)
Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)
Здрасьте! (хлопки  сверху)
Здрасьте! (наоборот)
Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)
Обниму тебя, дружок! (обнимаемся)

 (Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения)

В конце занятия воспитатель предлагает детям раскрасить солнечную колесницу, используя иллюстративные материалы, обращает внимание на то, какие цвета лучше использовать, чтобы передать солнечный свет.

(Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях цветовой гаммы.)

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта.

Список литературы

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М., «Мозаика – Синтез», 2011 .

2. Ривина Е. К. Государственная символика России. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. (Серия «Дружные ребята»)

3. Синова И. В. Герб, гимн, флаг России. – СПб: «Литера», 2006.-96 с. : (Серия «Моя Родина – Россия)

4. Степанов В. Моя родина – Россия. Издательство Фламинго, 2004. – 48 с. (Серия «Учебник для малышей»)



Предварительный просмотр:

Северо-Западный округ

Департамента образования города Москвы

ГБОУ СОШ № 1985 (дошкольное отделение)

«Солнечный город»

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром  «Стяг».

Подготовила и провела

Воспитатель подготовительной группы

Григорова Е.В.

Москва 2013

Цели:

  • познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.
  • Формирование у детей представлений об истории происхождения и назначения стягов, флагов;
  • формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине
  • Развитие интереса к истории и культуре родной страны.
  • расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

                                  Аудиозаписи.

                                  Электронная презентация

Материалы: иллюстративно – дидактический материал «Государственные символы России», изображение Российского флага (промышленного производства), флажки, изготовленные детьми, выставка репродукций рисунков художников-графиков В.Семенова, О.Пархаева, репродукция картины «Богатыри» В.М.Васнецова, разрезанные картинки стягов, материал для изготовления стягов (ленты, колокольчики, шнуры, искусственные растения и др.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд №1.

Воспитатель: Сегодня мы продолжаем разговор о нашей стране и ее государственных символах, мы будем говорить о нашей Родине.

Слайд №2.

- А как вы понимаете слово «Родина»?

(ответы ДЕТЕЙ)

  • Это и великая страна с великой историей
  • Это и тот клочок земли, где ты родился и рос
  • Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков
  • Где ты познал первые радости и неудачи

Слайд № 3 – 5.

Что мы Родиной зовём?                     Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём               Солнце в небе голубом

И березки у дороги,                             И душистый, золотистый хлеб

По которой мы идем.                          За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.

Слайд № 6

Воспитатель: Ребята, как называется наша Родина? (ответы)

Россия или Российская Федерация.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Воспитатель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы) Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение

Каждое государство имеет свои символы:  Герб     Флаг   Гимн

Слайд № 7

  • Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню.
  • Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы.
  • Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России.
  • Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата – это тоже символы России.

Воспитатель: Что такое герб?  

(ответы)

  • Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый

     на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слайд №8

Воспитатель: Государственный герб Российской Федерации - это Золотой двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Почему у орла две головы? ( В старину люди думали, что солнце днем путешествует в колеснице, запряженной двумя птицами)

   А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит, как скала!

Пусть высится гордо и  смело…

Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на зависть и страх!             

Слайд № 9

Воспитатель: Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета.

 Издревле каждый цвет имел свое особое значение:

  • на Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;
  • синий - небо, верность, веру;
  • красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь. 

Физкультминутка «Хозяйка» (дети выходят на середину зала)

Воспитатель:- Как вы думаете, наш флаг всегда был таким? (Нет)

- А каким? (Дети предлагают свои варианты ответов)

Чтобы нам разобраться, колесо истории надо покрутить назад

Слайд №10  Колесо истории

(Дети садятся на свои места)

Слайд №11

Воспитатель: Много веков назад вместо флага люди использовали деревянный шест – древко, прикрепляя к его верхушке пучки травы, колосья, конский хвост, окрашенный яркой краской. Люди использовали все, что было им знакомо. И назывался древний флаг совсем другим словом – стяг. Воспитатель предлагает детям хором произнести слово.

Слайд №12

-  Позднее стяги стали делать из яркой ткани.

Косой клин прикрепляли к древку, а над ним возвышалось железное навершие. Стяги развивались на ветру, и их было видно издалека.

- Как вы думаете, какие слова напоминает слово «стяг»?

 Главным назначением стяга было собрать, объединить, «стянуть» воинов для защиты своей земли.

- Для чего нужен был стяг? (Объединять воинов)

Слайд №13

Для того, чтобы нести стяг, выбирали самого сильного и смелого воина – богатыря, стяговника. Он стоял на холме. А вокруг него объединялись другие воины, они стояли плечом к плечу, не пропуская противника к стягу. Потерять стяг означало то же, что и проиграть сражение.

 Воины были сильными мужественными и дружными. И поэтому их называли дружина.

- Давайте рассмотрим разные стяги.

Слайды № 14-20

- Какие стяги были видны издалека? (Яркие, большие стяги)

- А вы хотите сегодня стать богатырями и смастерить свой стяг?

- Давайте образуем две дружины. Для того, чтобы стать богатырем одной из дружин, нужно выполнить одно нелегкое и интересное задание: из частей собрать две картинки. Выбираются 2 человека.

Слайд №21  

 Задание: собрать разрезные картинки.

- Подойдите ко мне и возьмите каждый какую-либо одну часть картинки. У кого картинка на желтом фоне подойдите к одному столу, а у кого картинка на красном фоне – к другому столу.

Имеются рисунки, у которых фон разного цвета, например, у одного – желтый, у другого – красный. На рисунках изображены стяги.

Задание: сделать стяги для своей дружины.

- На столах находится материал для изготовления стяга, а также рисунки, которые помогут сделать красивые, хорошие стяги.

- Нужно взять древко и прикрепить к его верхушке то, что лежит на столах: ленты, шнуры, колокольчики или искусственные растения.

- А теперь нужно выбрать самых сильных защитников. Предлагаю вам посоветоваться и выбрать тех, кто понесет ваш стяг, и будет охранять его. Дети выбирают стяговников – богатырей. Важно, чтобы дети выбрали ребенка, которого они уважают, это может быть и мальчик, и девочка. Воспитатель объясняет, что сражаться они, конечно, не будут, но могут поиграть.

Подвижная игра «Соберись у стяга»( звучит музыка, богатыри держат в руках стяги своих дружин, остальные дети бегают врассыпную. По сигналу воспитателя, когда смолкает музыка, подбегают к своему стягу, берутся за руки и встают вокруг богатыря, который держит стяг.)

Богатыри меняются стягами, в этом случае дети должны собраться не вокруг своего богатыря, а вокруг своего стяга.

- Как вы определили, где нужно собраться вашей дружине, по какому признаку? (Увидели стяг своей дружины)

Слайд № 22

- Сегодня мы с вами узнали, что различные знаки и символы: стяги, флаги, гербы не только объединяют людей, но и служат им отличительным признаком, по которому можно узнать, кто они и откуда.

Слайд №23  Мы с вами наблюдали, что изображение государственного флага России помещают на автомобилях возле номера машины. На российских самолетах.

Слайд №24  На кораблях тоже изображен флаг нашей страны. Это нужно, чтобы в других странах люди могли узнать, что эти автомобили, самолеты или корабли прибыли из России.

- Я приготовила вам сюрприз, тоже смастерила стяг, но для всей группы. Этот стяг будет объединять нашу группу, а также служить нам отличительным знаком.

- Для чего нужны символы: стяги, флаги, гербы? (Стяги и флаги нужны для того, чтобы объединять людей, воинов, служить им отличительными знаками)

Слайд №25

Воспитатель (подводит итог занятию): богата русская земля и дарами, и богатырями. Помните и гордитесь, что вы – маленькие граждане большой страны.

 Слайд № 26

На свете много разных стран     слайд №27  На свете много разных стран,

Но есть одна страна –                                      Но есть одна страна –

От белых льдов до тёплых рек                        Её мы Родиной зовём,

Раскинулась она!                                              И Родина – Одна!

Слайд №28

Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды.

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Слайд №28

Нет на свете Родины дороже.

Надо всем нам делать для неё,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал её.

Всюду все в её раздольях – наше.

Отдадим ей думы и дела.

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

Воспитатель: сегодня мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.

- Ребята любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка!

Дети исполняют песню «Моя Россия».

 

Список литературы

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М., «Мозаика – Синтез», 2011 .

2. Ривина Е. К. Государственная символика России. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. (Серия «Дружные ребята»)

3. Синова И. В. Герб, гимн, флаг России. – СПб: «Литера», 2006.-96 с. : (Серия «Моя Родина – Россия)

4. Степанов В. Моя родина – Россия. Издательство Фламинго, 2004. – 48 с. (Серия «Учебник для малышей»)



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА МОСКВЫ

ГБОУ СОШ № 1985 (ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

«СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Герб города и символика микрорайона»

Подготовила воспитатель Григорова Е.В.

Москва 2014

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром «Герб города и символика микрорайона»

Программные задачи:

Повторение и закрепление элементарных представлений о существовании различных видов гербов и эмблем, их назначении.

Формирование представлений о символике района и округа.

Обобщить и систематизировать знание детей о России.

Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц.

Обобщать речь детей выразительными средствами.

Конструировать объемную геометрическую фигуру - конусом и способом его конструирования из четверти круга и закрученных полосок (витая спираль).

Развивать мелкую моторику рук, воображение при оформлении дерева.

Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукции картин о нашей необъятной стране и её прекрасной природе.

Чтение стихов о Родине и пословиц и выборочное заучивание.

Прослушивание записей песен о Родине, гимна.

Закрученные полоски (для веток).

Оборудование:

Гимн России, песня о Родине, спокойная классическая музыка во время выполнения задания, дерево «Береза», подносы, клей, подставки, репродукция картин.

Ход занятия

Дети подходят к воспитателю под песню «Россия», звучащей в грамзаписи и встают, образуя круг.

Воспитатель: Ребята, закончите предложение в рифму

Живем мы в радостном краю,

И знать его должны мы - Страну свою ... (Россию).

Всей душой

Мы любим... (Родину свою).

Воспитатель: А что такое - Россия?

Дети: Страна, в которой мы живем. Дом, где родился; березка у родного порога; место, где жили предки и т.д.

- А чем Россия отличается от других стран?

Дети: Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями

- Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. И я предлагаю вам ребята отправиться за знаниями. Вы готовы?

Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся! (на карте висят конверты, а в них вопросы для детей, воспитатель каждый раз берет конверт).(Слайд №2)

Воспитатель: Станция «Знайкина».

- Назовите основные символы нашей страны? (Герб, флаг, гимн). (Слайд №3)

Воспитатель: А что такое гимн? И что вы знаете о нем?

Дети: Гимн - торжественная песня, символ государства. Гимн исполняют и слушают стоя. (Звучит гимн России).(Слайд №4)

- Все страны мира имеют свои символы объединения и отличительные знаки. (Слайд №5)

-Воспитатель: Найдите среди гербов разных стран герб России.

 - Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел и всадник) (Слайд №6)

- Расскажите, что вы знаете о гербе.

Дети:

У России величавой,

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Дети: Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

(Слайд №7) Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаков.

 (Слайд №8) Герб изображают и на пограничных столбах, его можно увидеть при въезде на территорию нашей страны.

Воспитатель: Следующая станция «Творческая».(Слайд №9)

- С чего начинается наша Родина?

Дети:

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

(Слайд №10) Воспитатель: Какой русский человек не любит березку - красавицу! Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Прямая, стройная, белоствольная. Заведем хоровод «Береза».

(Слайд №11)

Дети заводят хоровод «Береза» (дети идут по кругу, взявшись за руки).

Берёза моя, березонька,

Береза моя белая, береза кудрявая.

(Дети останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх).

Стоишь ты, березонька,

Посреди долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

(Дети медленно приседают).

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сконструировать из бумаги березку, выполнив на основе конуса - ствол, а веточки - способом витой спирали.

Дети склеивают конус. Закрученные зеленые полоски приклеивают к стволу. Способом обрывания наклеивают черные пятна на ствол.

(Слайд №12)

Воспитатель: Следующая станция «Познания».

- Как называется город, в котором мы живем? (Москва)(Слайд №13)

-  Чем он необычен? (Это главный город нашей страны. Москва – столица нашей Родины)

- Найдите среди гербов разных городов России герб Москвы.(Слайд №14)

- Кто изображен на гербе нашего города? (Святой Георгий Победоносец) (Слайд №15)

- Он скачет верхом на серебряном (белом) коне в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще). Его изображение помещено на фоне красного щита.

- Что означают эти цвета – белый, синий, красный? (Белый – чистота и мир, синий – верность и правда, красный – отвага и любовь)

- Где мы можем увидеть изображение герба Москвы? (На гербе России, на монетках – копейках) (Слайд №16)

Воспитатель: Москва – город очень большой, он поделен на округа. Каждый округ тоже очень большой и делится на районы. У округов Москвы и ее районов есть свои символы – это гербовые эмблемы.

- Наш округ, в котором мы живем- Северо-Западный.(Слайд №17)

- Что изображено на гербовой эмблеме Северо-Западного округа? Какие части можно выделить? (Изображение птиц – лебедей, щит зубец стены Московского Кремля, ленты с надписями)

- Что делают лебеди? (Держат щит, их так и называют – щитодержатели. Щитодержатели - это два лебедя, стоящие на золотых башнях шлюза канала имени Москвы с золотыми закрытыми шлюзовыми воротами и зелеными холмами.)

- Лебеди символизируют воздушные и водные стихии.

- Что написано на ленте вверху? (Москва, мы можем сделать вывод, что северо-западный округ - это часть города Москвы. Под лентой изображена маленькая часть кремлевской стены. Кремль – главная достопримечательность столицы нашей Родины.)

 - Какими цветами окрашен щит? (Зеленый – растения, травы, деревья, голубой – речки и озера)

 - Что изображено на голубом фоне щита? (Голубое поле щита символизирует водные богатства округа: Москву-реку, канал имени Москвы, реку Сходню, Химкинское водохранилище. В правом верхнем углу щита — серебряный лет (два распростертых крыла с золотым пропеллером крестообразно.)

- Что изображено на зеленой части щита? (Серебряная сосна в центральном зеленом щитке символизирует бережно сохраняемые в округе уголки живой природы: Серебряный бор, памятник природы «Сходненская чаша».)

- Что означают серебряные крылья и золотой пропеллер на голубом фоне? (Серебряные крылья (лет) и золотой пропеллер символизируют Тушинский аэродром и предприятия авиационной промышленности, находящиеся на территории округа.)

- Как называется район, в котором мы с вами живем? (Куркино)(Слайд №18)

- Какие вы знаете достопримечательности нашего района? (Слайд №19) 

(Комплекс больницы «Захарьино», Владимирская церковь и природный парк "Долина реки Сходни в Куркино").

(Слайд №20) Машкинский ручей находится на северо-западе Москвы, в районе Куркино, на территории природного парка "Долина реки Сходни в Куркино". Является левым притоком Сходни. Природный парк "Долина реки Сходни в Куркино" был образован в 2004 году по решению Правительства Москвы.)
Природный парк - это особо охраняемая природная территория, особо ценный для города  комплекс, отличающийся высоким природным разнообразием, наличием редких видов растений и животных, отличающийся благоприятными условиями для отдыха в природном окружении. 
- А это гербовая эмблема района, в котором мы живем. (
Слайд №21)

- Что мы видим на гербе района Куркино? (В золотом щите московской формы с зелеными боковиками натуральные цветы ландыша.)

- Что символизируют цветы ландыша? (Натуральные цветы ландыша символизируют уцелевшие доныне чудесные уголки первозданного природного ландшафта, расположенные на территории муниципального образования. Активное жилищное строительство в Куркино осуществляется с сохранением зеленых массивов.)

- Почему щит поделен на три части? (Деление щита на три части символизирует память о трех поселениях (село Куркино, деревни Юрово и Машкино)

- Что означают цвета? (Зеленый – растения, молодость, желтый – солнце, великодушие, щедрость)

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь нас ждет последняя станция. Станция «Единственная».(Слайд №22)

Звучит тихое звучание песен о Родине. (Слайд №23)

- Наши деды и прадеды сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки. А теперь уже наша очередь - беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину - Россию.

-  Подумайте и назовите, какие наши действия, какие наши дела необходимы нашей Родине? (Слайд №24)

Дети: Любить её, беречь каждый кустик, дерево, травку. Защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять, не допускать пожаров. Жить в мире и дружбе.

Воспитатель: Запомните, ребята: люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. И тогда на Земле не будет зла, насилия, войны. Какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине,

Дети произносят:

Береги землю родную, как мать любимую.

Рыбам — море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Человек без Родины - соловей без песни.

Тот герой - кто за Родину горой.

Нет Ничего на свете краше, чем Родина наша.

Жить - Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина любимая, что мать родимая.

(Слайд №25)

Воспитатель: Кто хочет прочитать стихи о Родине?

Дети: «Родина» Ф. Савинов.

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы – и долины,

Вижу реки и моря —

Это русские картины,

Это Родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

***

«Моя Родина»

Великую землю,

Любимую землю

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

***

Воспитатель: А всем гостям мы хотим подарить символ России - Берёзу. Вспоминайте о нас и о России. (Ребята дарят свои березы)

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось с вами наше путешествие по России. Благодарю за внимание.

Список литературы

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М., «Мозаика – Синтез», 2011 .

2. Ривина Е. К. Государственная символика России. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. (Серия «Дружные ребята»)

3. Синова И. В. Герб, гимн, флаг России. – СПб: «Литера», 2006.-96 с. : (Серия «Моя Родина – Россия)

4. Степанов В. Моя родина – Россия. Издательство Фламинго, 2004. – 48 с. (Серия «Учебник для малышей»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное итоговое занятие для детей 1 младшей группы по ознакомлению с окружающим. Занятие: «Утром солнышко проснулось, нашим деткам улыбнулось».

Комплексное итоговое занятие для детей 1 младшей группыпо ознакомлению с окружающим.Занятие: «Утром солнышко проснулось, нашим деткам улыбнулось». Программное содержание:...

Комплексное итоговое занятие для детей 1 младшей группы по ознакомлению с окружающим

Занятие: «Утром солнышко проснулось, нашим деткам улыбнулось»....

«О, морская, ты волна» комплексное итоговое занятие в старшей и подготовительной группе, для детей имеющих нарушения речи

Цель. Приобщить детей к прекрасному миру поэзии, музыки, живописи.Задачи.- Продолжаем учить: - составлять разного типа предложения (простые распространённые и сложные) из личного опыта,...

Открытое занятие для старшей и подготовительной группы, посвященное писателю М.Ю. Лермонтову.

Проводится в актовом зале для всех групп старшего дошкольного возраста в виде презентации при помощи проектора....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим тема: «Город в котором я живу» средняя группа

Ребенка с раннего детства необходимо знакомить с окружающим миром. Необходимо знакомить и расширять знания детей о месте его проживания, правилах общественного прожиания и поведения, расширять кругозо...

Конспект занятия в старшей и подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на прогулке

Конспект готового занятия для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру на улице...