Главные вкладки

    Конспект открытого занятия в старшей и подготовительной группе «Зимующие птицы»
    план-конспект занятия по окружающему миру

    Конспект открытого занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zan_zim_ptitsy.docx107.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия в старшей и подготовительной группе «Зимующие птицы»

    Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

    Материалы и оборудование: зимнее дерево с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», баночки с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушки изготовленные детьми с родителями.

    Содержание организованной деятельности.

    I.        Организационный момент.

    -Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.

    Щиплет уши, щиплет нос,

    Лезет в валенки мороз.

    Брызнешь воду – упадет

    Не вода уже, а лед.

    Даже птице не летится,

    От мороза мерзнет птица.

    Повернуло солнце к лету.

    Что, скажи, за месяц это?

    (Январь) .

    -«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице) .

    - Почему птице не летится? (Она мерзнет.)

    - Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

    - Каких зимующих птиц вы знаете?

    - Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.

    – Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

    (Звучит запись «Голоса птиц».)

    - Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?

    (дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

     А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

    ( Зимнее дерево с зимующими птицами) 

    II. Знакомство с зимующими птицами.

    - Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.

    Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

    - Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.

    Чернокрылый, красногрудый

    И зимой найдет приют

    Не боится он простуды

    С первым снегом тут как тут. (Снегирь).

    -Молодцы!

    - У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.

    - А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица (Зерноядная) .

    - Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.

    - Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.

    Непоседа невеличка.

    Желтая почти вся птичка

    Любит сало и пшеничку.

    Кто узнал ее... (Синичка)

    Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.

    Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек,, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.

    Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье и хранительницей вещего слова.

    Вот птичка так птичка,

    Не дрозд, не синичка,

    Не лебедь, не утка

    И не козодой.

    Но эта вот птичка,

    Хоть и невеличка,

    Выводит птенцов

    Только лютой зимой. (Клёст)

    - Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?

    - Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

    - Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?

    -Продолжаем отгадывать загадки:

      В лесу под щебет, звон и свист,

    Стучит лесной телеграфист:

    «Здорово- дрозд, приятель!»

    И ставит подпись…(дятел).

    - Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о дятле.

    Добрый дятел – лесу лекарь

    И летучая аптека.

    Если с кем беда случится,

    То он вмиг к нему примчится.

    – Что, сосенка, заболела?

    Мошкара тебя заела?

    Да-а-а, тебя на самом деле

    Короеды одолели.

    Но даю тебе я слово –

    Будешь ты опять здорова!

    (В. Гвоздев)

    Непоседа пёстрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая.

    Вещунья белобока,

    А зовут её ...

    (Cорока)

    - По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.

    Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.

    С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.

    Физминутка «Птичка-невеличка»

    Птичка-невеличка

    По небу летала (птички летают),

    Села под окошко,

    Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),

    Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),

    Выпрямила спинку.

    Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

    - Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?

    А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц» посчитайте сколько птиц сидит на дереве.

    Игра «Узнай птицу по словесному описанию».

    1.        Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

    2.        Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)

    3.        У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

    4.        У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)

    5.        Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)

    6.        Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

    7.        У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

    - Молодцы, узнали всех птиц.

     Что за стол среди берез,

    Под открытым небом?

    Угощает он в мороз.

    Птиц зерном и хлебом (Кормушка).

     -Правильно. Для чего нужны кормушки?

    -Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку).

    -Молодцы!

    -Зимующие птицы не боятся морозов , они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?

    (ответы детей).

    - Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда.  Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

    Игра «Птицы в кормушке».

    -Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)

    «Мы кормушку смастерили,

    Мы столовую открыли.

    В гости в первый день недели

    К нам синицы прилетели,

    А во вторник, посмотри,

    Прилетели снегири.

    Три вороны были в среду,

    Мы не ждали их к обеду,

    А в четверг со всех краёв

    Стая жадных воробьёв.

    В пятницу в столовой нашей

    Голубь лакомился кашей,

    А в субботу на пирог

    Налетели семь сорок.

    В воскресенье, в воскресенье

    Было общее веселье.»

    Дидактическая игра «Птичья столовая»

    - А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.

    (На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).

    - Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.

    III. Итог занятия:

    - О каких птицах мы говорили?

    - Почему их так называем?

    - Какую птицу называют лесным доктором?

    - Кто из этих птиц трещит?

    - Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

    - Как называется «птичья столовая»?

    - Какой корм нужно класть в кормушку?

    -Ребята вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже устаивать «птичьи столовые» и думаю, птицы будут нам за это благодарны.

    -Спасибо за работу .

    http://graphnet.ru/images/477539_chem-kormit-ptic-v-kormushke.jpg

    Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе

    «Путешествие капельки»

    Цель:

    Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.

    Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

    Учить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь.

    Прививать бережное отношение к воде.

    (Воспитатель приводит в группу девочку-Капельку)

     - Познакомьтесь, это Капелька и она хочет разыскать своих сестричек.

    Капелька: Здравствуйте, я Капелька. Меня пригласили в гости мои сестрички, которые живут у вас в д/саду. Помогите мне, ребята, их разыскать.

    Восп-ль: Ребята, а где же у нас в д/с могут жить капельки воды?

    Дети:

    В комнатных растениях – цветы живые и без воды завянут, засохнут и погибнут.

    В аквариуме – рыбы живут в воде, без неё они погибнут. Им надо много воды, чтобы плавать.

    В группе надо мыть игрушки.

    Няне надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль.

    Прачке надо много воды, чтобы стирать в д/саду бельё.

    На кухне надо много воды, чтобы приготовить обед всем детям.

    В туалете нужна вода, чтобы умываться.

    (После каждого ответа на мольберт вывешивается капелька)

    Капелька:

    «Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить: «Без воды вам не прожить!»

    Вы меня в реке найдёте и в сыром лесном болоте,

    Путешествует всегда ваша спутница – вода!»

    Восп-ль: Где ещё в природе встречается вода?

    Дети: В пруду, озере, ручейке, море, океане, роднике, луже.

    Восп-ль: А какой может быть вода в этих водоёмах?

    Дети: Грязной, чистой, пресной, солёной,

    Восп-ль: И тухлой в болоте. Ребята, вода из большой реки течёт по трубам, по водопроводу и попадает к нам в д/с и в ваш дом. А какой водой мы с вами пользуемся? Какая вода течет из крана?

    Дети: Чистая и пресная.

    (Экспериментальная деятельность)

    Восп-ль: Перед вами 2 стакана с водой. Вода в них одинаковая?

    Дети: Нет чистая и грязная.

    Восп-ль: А вы хотели бы выпить эту воду? Почему? А эту? Почему? Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим специальную ткань-фильтр и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?

    Эксперимент мы проведем,

    Воду чистую найдем.

    Грязь не пустим через фильтр,

    Чтобы водой могли напиться!

    Вода стала чистой, и если её вскипятить, то можно будет её выпить, а фильтр стал грязный.

    Восп-ль: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому ещё нужна чистая, пресная вода?

    (Дети выбирают карточки и прикрепляют к схеме)

    Дети: Растениям, человеку, птицам, рыбам, зверям, дом. животным насекомым.

    Восп-ль: А сейчас мы отдохнём.

    Физ. минутка

    Костя утречком проснулся,

    Сам оделся, сам обулся

    И скорее на простор

    Вышел из дому во двор.

    Видит – множество зеркал

    Кто – то всюду разбросал.

    В зеркалах огромный дом

    Отразился кверху дном

    Отразился карагач,

    И на нём сидящий грач.

    Присмотрелся – и, друзья,

    Вдруг увидел он себя.

    Интересно Косте стало –

    На себя ботинком встал они его ботинок сходу

    Вдруг нырнул. Куда? Под воду.

    Вот такие вот дела!

    Это что за зеркала?

    Восп-ль: Отдохнули, а теперь расскажем, как человек использует воду?

    (Дети находят, показывают картинку и рассказывают)

    Дети: Умывается, моется под душем, в ванной, в бане, стирает, убирает дома, поливает огород, поля, готовит обед, пьёт, поит животных.

    Восп-ль: Использует на фабриках и заводах. Очень много пресной воды люди тратят, а много ли её в природе?

    (Высказывания детей)

    Капелька: Очень, очень мало пресной воды на земле и её надо беречь и экономить.

    Восп-ль:

    Да, воду надо беречь!!!

    Не выливать и ничего не бросать в реку.

    Не мыть машины на берегу.

    На заводах и фабриках строить очистные сооружения.

    (Рассмотреть иллюстрации)

    От загрязнения страдает всё живое: погибают в грязной реке растения и рыбы, грязная вода вредна для животных, птиц и здоровья человека. Не пейте некипяченую воду из реки, озера – в ней могут быть микробы.

    А как воду можно экономить?

    Дети:

    При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.

    Закрывать хорошо кран после потребления.

    Охлаждать летом газ. воду, квас в холодильнике, а не под струёй воды.

    Восп-ль: Молодцы, правильно. Сейчас я вам прочитаю стих о том, что может случиться, если не экономить воду.

    (Чтение стих. Б Заходера «Что случилось с рекой»)

    Течёт река издалека… Течёт река…Течёт река…

    Как хорошо, когда река и широка, и глубока!

    Над ней – пышнее облака, свежей дыханье ветерка,

    Стройнее, выше лес над ней, и луг прибрежный – зеленей!..

    Течёт река… Течёт река… Поит поля и города,

    Несёт и лодки, и суда, и рыбы ходят в глубине,

    И раки ползают на дне. Ты хороша река, весной

    И осень, и в летний зной! Купанье!

    Что за благодать! Кому – попробуй отгадать!

    Приятней плыть в живой волне: рыбятам или ребятне?

    Вся живность счастлива вполне! Но что такое? Караул!!!

    Нет, нет, никто не утонул. Нет, нет, как раз наоборот:

    На мель садится пароход! Средь бела дня какой скандал!

    Наверно, лоцман маху дал? Да нет! Далёко до буйка…

    Тут глубока была река. Была. Вот именно – Б Ы Л А.

    Была, да, видимо, сплыла. Ах, реку мы не узнаём.

    Река становится ручьём! Уже и лодки на мели,

    Пловцы вдруг посуху пошли, а рыбы?

    В горе и тоске бедняжки бьются на песке!

    Так что же с ней стряслось, с рекой?

    Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван

    Забыл закрыть на кухне кран.

    Вы скажете: «Какой пустяк!» Пустяк… Добро б ручей иссяк,

    А то вон из-за пустяка пропала целая река!

    Капелька: Ребята, запомните пословицу: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

    Восп-ль: Давайте повторим её вместе и на память мы с Капелькой вам хотим подарить волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой, только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

    (Капелька раздаёт детям голубые стеклянные бусины)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

    Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

    Комплексное открытое занятие для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Москва - город, в котором мы живем"

    1. Конспект открытого занятия для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Москва - город, в котором мы живем"...

    Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»

    Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»...

    Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема занятия: «Знатоки в стране математики».

    Задачи: Образовательные:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Уметь называть дни недели и «соседей» дня и числа;Развивать слуховое внимание и координацию движений, ...

    Открытое занятие для старшей и подготовительной группы, посвященное писателю М.Ю. Лермонтову.

    Проводится в актовом зале для всех групп старшего дошкольного возраста в виде презентации при помощи проектора....

    Конспект по ознакомлению с природой в подготовительной группе "Зимующие птицы"

    Конспект по  ознакомлению с природой в подготовительной группе  "Зимующие птицы"Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зимующих птицах.Задачи: Образовательные: р...