Конспект "Космическое приключение"
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Конспект занятия во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_2-aya.docx24.02 КБ
Файл gender.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия во второй младшей группе «Космическое приключение».

Цель: дать представления о первом космонавте  Ю.А.Гагарине;

- познакомить детей с космосом

- расширить знания о жизни в космосе, о звездах, луне, о солнце.

- развивать речь, увеличивать словарный запас, расширять кругозор, развивать способность слушать, внимание.

- упражнять детей в правильном назывании транспорта, о способах движении транспорта

Предварительная работа:

- написание конспекта

- чтение стихотворения про космос

- физкультминутка (имитация движения ракеты и имитация звездочки)  выставка  книг о космосе, выставка  работ  на тему «Космос»,  рассматривание альбома «Белка и стрелка»

Активизировать    словарь: планета ,созвездие ,ракета, луна, космос, солнце, звезда, луна, велосипед, автобус, самолет

Методы и приемы:

Наглядный - иллюстрации, картинки

Словарный - беседа, вопросы, объяснения

Игры – физкультминутка.

Оборудование и материал: Портрет Ю.А. Гагарина,  альбом «Белка и  

стрелка», образец «ракеты», карты  с изображение  созвездий, игрушечная

звезда,  нарисованный макет ракеты, искусственные елка и дерево,

магнитофон  (с записью хлопка,  картинки с изображением транспортов:

велосипед, автобус, самолет, ракета)

Структура занятия:

Вводная часть:

Знакомство с космосом, загадывание загадок, появление звезды

Основная часть:

Поиск способа вернуть звезду домой, перечисление и повторение транспортов

Физкультминутка

Заключительная часть:

Чтение стихов про звезду, про космос, отправление звезды домой, закрепляем полученные знания, задаем наводящие вопросы и поощряем ответы детей похвалой.

Ход занятия.

В группе стоят искусственные елки и деревья, за одной из елок спрятана звезда. Дети заходят в группу, садятся на стульчики.

Беседа с детьми:

   

Воспитатель:-12 апреля День Космонавтики, это праздник всех космонавтов.

Ребята,а кто такие космонавты?

Дети: Люди которые летают в космос

Воспитатель:Ребята ,чей портрет мы видим ?

Дети: Это первый космонавт.

Воспитатель:-А кто полетел в космос раньше Ю.А.Гагарина?

Дети: Две собачки Белка и Стрелка

Воспитатель:Дети, а вы хотели бы стать космонавтами?

Дети: Разные ответы

Воспитатель: Ребята,. Кто-нибудь знает, что такое космос?

Дети: Космос - это небо

Воспитатель: Космос - это такое место, где живут луна, солнце и звезды. Космос находится очень высоко над небом. Туда можно долететь только на ракете. Ребята, а давайте я вам загадаю загадки про космос. Слушайте первую загадку:

Знают взрослые и дети,

Что не солнце ночью светит.

Круглолица и бледна,

Среди звёзд всегда одна.

Дети: Луна

 Воспитатель: Хорошо, слушаем вторую загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все.

Дети: Солнце

Воспитатель: Молодцы.

После отгадывания второй загадки звучит громкий хлопок (запись на магнитофоне).

Воспитатель: Ой, ребята, что-то случилось, вы не знаете, что это такое? Почему так шумно стало?

Дети: (оглядываются вокруг)

Воспитатель: А давайте все вместе встанем и посмотрим, откуда этот шум.

Дети встают и ходят по группе, воспитатель подходит к елке и находит звезду.

Воспитатель: Дети, кажется, я что-то нашла. Что это?

Дети: Звезда

Воспитатель: Ой, звездочка, как ты здесь оказалась? Ребята, звездочка говорит, что она упала с неба, что ее дом - это космос, и она хочет обратно домой к своим сестричкам. Дети, надо нашей звездочке помочь вернутся домой. Поможем?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Давайте сядем на стулья.

(Дети рассаживаются на стульчики.)

Воспитатель: Ребята, скажите какого цвета наша звездочка?

Дети: Желтая

Воспитатель: Молодцы, а какого она размера?

Дети: Маленькая.

Воспитатель: Правильно, а теперь надо подумать, как помочь звездочке, давайте посмотрим на нашу доску.

На доске прикреплены картинки транспортов: велосипед, автобус, самолет, ракета.

Воспитатель: (показывает картинку с изображением велосипеда, что это?)

Дети: Велосипед.

Воспитатель: А на нем можно долететь до космоса?

Дети: Нет

Воспитатель: Правильно, а что это? (показывает картинку с изображением автобуса) .

Дети: Автобус

Воспитатель: А на нем можно долететь до космоса?

Дети: Нет

Воспитатель: Правильно, а что это? (показывает картинку с изображением самолета) .

Дети: Самолет

Воспитатель: А на нем можно долететь до космоса?

Дети: Нет

Воспитатель: Правильно, а что это? (показывает картинку с изображением ракеты) .

Дети: Ракета

Воспитатель: Правильно, ребята ведь наша звездочка только на ракете сможет добраться домой.

Физкультминутка:

Раз - два стоит ракета (дети поднимают руки вверх)

Три - четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год (берут себя за щеки и качают головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетаю над землею ( разводят руки в стороны)

Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)

Воспитатель: Звездочка ,а расскажи нам про своих сестренок.

Звездочка: С большим удовольствием.

Маленькие звёздочки собираются вместе у самой большой  звезды   и получается целое созвездие .Посмотрите здесь созвездие  ЛЬВА ,  а это  что за созвездие?..../дети называют  созвездия опираясь на животных которые изображены на картах созвездий/(Рыба, Рак, Скорпион). А вот созвездие большой и малой медведицы их можно увидеть над вашим домом, когда совсем темно. Люди говорят, что  медведицы – это заколдованные принцессы.

Воспитатель: Спасибо за интересный рассказ. Звездочка, а наши детки знают стишки про тебя, хочешь, мы тебе расскажем.

(Дети по очереди рассказывают стихи) .

Г. Кружков

Есть в небе звёздочка одна,

Какая - не скажу,

Но каждый вечер из окна

Я на неё гляжу.

Она мерцает ярко так!

А в море где-нибудь

Сейчас, наверное, моряк

По ней сверяет путь. 

На небе ковшик золотой
Зовут Медведицей Большой.
Секрет — найти, где север, — прост:
По направленью крайних звёзд
Прямую линию веди,
Звезду Полярную найди,
Стань прямо, на неё гляди,
И север будет впереди.
(Римма Алдонина)

 Звездочка: Спасибо, ребята, но мне пора отправляться в путь.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а у нас есть большая ракета (нарисованный макет ракеты, давайте мы посадим туда нашу звездочку и отправим ее домой,

(воспитатель прячет звездочку за ракетой, имитирует полет ракеты, помощник забирает ракету и выносит из группы)

Воспитатель и дети прощаются со звездой. Воспитатель закрепляет полученные знания, задавая вопросы детям

Воспитатель: Какой сегодня праздник?

Как зовут первого космонавта?

На чем можно отправиться в космос?

Как получается целое созвездие?

Воспитатель: Вы, все сегодня молодцы, очень старались и узнали много нового и помогли Звездочке в ее беде.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 150»

Ленинского района г.Саратова

Непосредственно образовательная деятельность

во 2-ой младшей группе

на тему: «Космическое приключение».

Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной категории:

Татьяна Владимировна Каминская

Г.Саратов

2014



Предварительный просмотр:

Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки. А когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, у них неизбежно начинаются проблемы: не складывается личная жизнь, наблюдаются затруднения в общении, так как они не способны выполнять свои социальные роли. Это происходит потому, что в настоящее время в обществе наблюдается смещение социальных ролей, где на первый план выходят не типично «мужские» и типично «женские» качества (властность-подчинение), а такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание.

Таким образом, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерной идентификации заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)

Для развития начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать.

Для развития начал женственности у девочек особое внимание следует уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети). Кроме того, необходимо тесное сотрудничество с родителями. Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, т.е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним. Но одного желания родителей недостаточно, необходим определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими специалистами, работающими с детьми готов поделиться. А передача знаний родителям предполагает определенную компетентность педагогов по вопросу гендерного воспитания детей. К сожалению, в настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области. Поэтому-то и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по формированию гендерной компетентности сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается формирование гендерной идентификации у детей.

Рассмотрим этапы работы по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения:

Этапы работы

Дети

Педагоги

Родители

1.Диагностический

Интервьюирование
Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера

Анкетирование
Цель: определение уровня знаний в области гендера

Анкетирование
Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера

2.Формирующий

На занятиях дополнительного образования, музыкальных и физкультурных занятиях (дополнение структуры занятий элементами, акцентирующими гендер, тематические занятия); сюжетно-ролевые игры в режиме дня; досуговые мероприятия; индивидуальные беседы.

Консультации, деловая игра, КВН, мозговой штурм, дискуссия, семинар-практикум

Общее установочное собрание, консультации, родительский клуб, открытые мероприятия с акцентом на гендер, круглый стол. распространение буклетов и газеты детского сада «Здравствуйте» с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, обучающие семинары, стендовые консультации

3.Заключительный

Интервьюирование

Анкетирование

Анкетирование

Определение уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации.

Собрав и проанализировав данные интервьюирования детей и анкетирования педагогов и родителей, составляется план работы на учебный год. Затем приступаем к реализации запланированных мероприятий, т.е. к выполнению поставленных целей и задач формирующего этапа работы.

Цель формирующего этапа работы: сформированная устойчивость гендера у детей

Задачи формирующего этапа работы:

  1. Работа с детьми
    - Формирование начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек, способствующих развитию гендерного самосознания, осознанию образа «Я» мальчика/девочки (в настоящее время, в будущем) и его устойчивости, неизменности;
    - Формирование положительного отношения к будущей социальной роли (мужчины, женщины, мамы, папы и т.д.).
  2. Работа с педагогами и родителями
    - Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам формирования гендерной идентичности у детей.

Работа с детьми осуществлялась на музыкальных, физкультурных занятиях, а так же на занятиях дополнительного образования (LEGO- конструирование, творческая мастерская, компьютерно-игровой комплекс, литературно-драматический кружок, музыкально-ритмическая гимнастика, фольклорно-музыкальный кружок).

В структуру каждого занятия включались следующие элементы:

  • Гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т.д.)
  • Игровое упражнение или проблемная ситуация, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения, соответствующего гендеру («Мужской и женский этикет» и др.)

На занятиях LEGO- конструирования в старших группах используется один раз в месяц металлический конструктор из серии «СУПЕР МАСТЕР», различные мозаики. Занятие проходит с дифференциацией детей на девочек и мальчиков. Мальчики создают из металлического конструктора различные виды транспорта. Таким образом, они закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей (отвертка, скоба, винт, гайка и др.) и, что самое важное, навыки, приобретенные на занятиях пригодятся им во взрослой мужской жизни (прибить гвоздь и т.д.). Девочкам дается задание создать модель школы, семьи из мозаики. Затем организуется выставка работ, где девочки и мальчики оценивают работы друг друга.

На занятия физической культурой дети приходят в спортивной форме, на занятия музыкально-ритмической гимнастикой мальчики и девочки приходят строго в определенной одежде: девочки в купальниках, а мальчики в велосипедках. Такой внешний вид сразу организует детей, настраивает их на рабочее состояние и занятие получается более продуктивным. Кроме того, к каждому празднику в детском саду педагог готовит с детьми выступления, где мальчики и девочки танцуют, выполняя определенные роли: танец «Яблочко», «танец Кота и кошки» и др. Движения, разучиваемые на занятиях ритмикой, учат девочек пластичности, красоте, грациозности, а в мальчиках развивают выносливость, силу духа, умение добиваться поставленной цели.

На занятиях литературно-драматического кружка мальчики и девочки слушают сказки, рассказы, рассматривают иллюстрации, обыгрывают сказки, где главными героями являются типичные представители женского и мужского поведения (положительные эталоны). Дети сочиняют рассказы, сказки на заданную тематику. Это могут быть такие задания: «Я начну, а вы продолжите». Три раза в год педагог вместе с детьми проводит открытые мероприятия («Есенинские осенины», «Пушкинский бал» и др.), где декорации, внешний вид детей – все соответствует эпохе того времени, которое обыгрывают дети. Это и бальные наряды девочек и фраки с цилиндрами у мальчиков. Отрабатывается походка, стиль общения и т.д.

На занятиях фольклорно-музыкального кружка дети знакомятся с национальным русским мужским и женским костюмом, традициями, русскими народными играми и др. В колыбельных песнях, пестушках, потешках присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочке, мальчику. Занятия в музее детского сада «Русская изба» способствуют не просто формированию гендерной идентичности, но и помогают сформировать у детей нравственно-патриотические качества, учат уважать старших. На посиделках в «Русской избе» девочки плетут бусики, а мальчики учатся топить печку и т.д. Участвуя в праздниках «Рождество», «Колядки», «Масленица» дети наряжаются в соответствующие костюмы, исполняют роль того или иного героя, приобретая тем самым опыт мужского или женского поведения.

На занятиях в «Творческой мастерской» (изобразительная деятельность) создаются условия для того, чтобы мальчики и девочки могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо. Дети учатся не просто рисовать, а обогащают свои знания, учатся видеть различия мальчиков и девочек, отражают в рисунках характерные признаки мужчин и женщин (портрет мамы, папы, портрет маленькой принцессы и былинного героя, наделенного чертами мужественности), отражают принадлежность к определенной профессии. Педагог привлекает мальчиков и девочек к оценке работ друг друга, организует выставки работ мальчиков и выставки работ девочек.

На занятиях в Компьютерно-игровом комплексе ребята имеют возможность играть и выполнять задания с учётом индивидуальных особенностей: выбирать уровень сложности игры (мальчики часто выбирают сразу более высокий уровень сложности, а девочки начинают с самого лёгкого), создавать рисунки (дети сами выбирают темы: мальчики чаще рисуют машины, роботов, а девочки - домики, зверят) и моделировать костюмы, машины, карнавальные маски в соответствии со своими предпочтениями. Есть программы, закрепляющие знания детей о гендере. На таких занятиях дети сначала наряжают персонажей разного пола, выбирают для них профессии в компьютерной программе, а затем то же - в дидактических играх.

Помимо специально организованных занятий, формирование гендерной идентичности осуществляется и в повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых играх и др.). Правильная организация игр детей, умелое руководство воспитателя, поможет ребенку принять роль и выполнить в ней женские и мужские функции, а посредством этого понять и принять свой гендер.

Вечера досуга, с привлечением мам и пап – прекрасная возможность показать значимость своего гендера мальчикам и девочкам, а так же возможность показать их родителям необходимость сотрудничества по формированию гендерной идентификации их детей, т.к. представители противоположного пола являются своеобразным катализатором при формировании начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек. Это могут быть такие мероприятия, как «Рыцарский турнир», КВН «А ну-ка, девочки», различные выставки «Мир глазами девочек (мальчиков)», «Лего-проекты наших девочек и мальчиков» и др. мероприятия, акцентирующие гендер.

Работа с педагогами заключается в повышении их компетентности по вопросам формирования гендерной идентичности детей, а также по вопросам сотрудничества с родителями по данному направлению. Это различные консультации и семинары-практикумы: «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста», «Психологические особенности мальчиков и девочек», «Знакомство с художественной литературой – как средство формирования начал мужественности и женственности у детей», «Организация полифункциональной предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей» и др.

Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное), но и закрепление полученных знаний на практике. Например, проводится консультация: «Игра – средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем проводится практикум: «Играем с сыном», «Играем с дочкой». В результате, родители не на словах, а на практике, в совместной деятельности со своим ребенком осваивают способы игровой деятельности.

Можно предложить родителям создать совместно с ребенком (сыном, дочкой) альбом «Игры, в которые я (мы) люблю (им) играть».

Вариантов форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно. Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит каким вырастит ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с огромным, окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.

Литература

  1. Шелухина И.П. Мальчики и девочки.- Москва, 2008.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.Л. Мальчики и девочки - два разных мира.-Москва, 1998.
  3. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998г. №6
  4. Сказки для мальчиков и девочек // Обруч, 2006г. № 6
  5. Мальчики и девочки // Обруч, 2007г. №5
  6. Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать // журнал «Психолог в детском саду», 2005г. №4
  7. М.А.Панфилова Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье.- Москва, 2009.
  8. Т.Н.Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и в детском саду.- М., 2008

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 150»

Ленинского района г.Саратова

Доклад на тему:


Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории:

Татьяна Владимировна Каминская

Воспитатель: Вера Ивановна Шафоростова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приключение Мухи-Цокотухи и Паука на дороге.

Детская оперета. Конспект театрализованного представления по развитию певческих навыков у дошкольников с применением знаний по ПДД....

Конспект занятия "Сказочные приключения" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В увлекательной  для дошкольников форме я стараюсь помочь им понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с злы...

Выпуск в школу "Приключения Буратино"

Даный сценарий составлен по мотивам сказки А.Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино",с использованием музыки А.Рыбникова к фильму-сказке "Приключения Буратино"...

Конспект развлечения в старшей/подготовительной группе «Приключения на Святки».

Цель: - расширять и обогащать знания детей о различных традициях русского народа, о его культуре.Программное содержание: - в игровой форме закрепить знания русских народных сказок;- поддержать интерес...

Физкультурный досуг во второй младшей группе "Зимнее приключение"

Цель: упражнять в выполнении общеразвивающих упражнений (ходьбе, беге, ползании, подлезании, метании). Развивать ловкость,  внимание, быстроту реакции,координацию движений. Доставить детям ...

"Разноцветное приключение"

Занятие о помощи красок...