«Классификация животного мира»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Никитина Светлана Игоревна

Конспект занятия по формированию целостной картины мира с элементами ТРИЗ в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Занятия по формированию целостной картины мира с элементами ТРИЗ

в старшей группе.

       

Воспитатель: Никитина С.И.

«Классификация животного мира»

Цели: систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного мира; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать навыки выделения существенных признаков; развивать внимание.

Оборудование: карточки с рисунками, «пятиэкранка».

1. Упражнение на выделение существенных признаков.

Приходит Игрушка.

И.: Ребята, я совсем запуталась, кто такие птицы, а кто такие рыбы и звери. Я раньше думала, что птицы -- это те, которые летают, а вот курица не летает, а она птица. Бывают летучие мыши, но они относятся к зверям... Я думала, что рыбы - это те, кто плавает, но плавают и утки, и крокодилы, и бобры, и даже я сама умею плавать...

В.: Не волнуйся, Игрушка, мы тебе поможем разобраться. Давай посмотрим на всех этих животных на «пятиэкранке».

На наборное полотно — «пятиэкранку» — воспитатель поочередно помещает изображения птиц, рыб, зверей и анализирует подсистемы (части, которыми данные существа отличаются от других), надсистемы (преимущественная среда обитания), прошлое (как появляются на свет), будущее (что происходит потом).

Желательно в «центральный экран» помещать 2—3 карточки с изображением животных (например, щука и камбала, лебедь и орел, белка и медведь), чтобы при анализе дети называли признаки, общие для всего данного класса, а не конкретного вида.

В конце делается вывод: птицы — это те, кто летает, появляется из яиц, имеет клюв, крылья, тело, покрытое перьями; рыбы — это те, кто плавает, живет в воде, появляется из икры, имеет чешую, жабры, не имеет ног; звери — живут на земле, могут уметь плавать и летать, появляются из «животика» мамы и вскармливаются молоком, тело покрыто кожей (чаще — мехом), имеют четыре лапы. Данное определение не является строгим, в него может вноситься множество исключений, особенно если рассматривать по одному признаку. Главное, что дети должны понять, что определяющим является не один какой-то признак, а их совокупность.

Желательно обсудить, что общего есть у всех классов (чем рыбы, птицы и звери похожи), почему их всех можно назвать одним словом — «животные» (потому что они все «живут»: рождаются, питаются, дышат, размножаются, умирают).

2.        Игра «Летает — не летает».

Воспитатель называет разных живых существ, если оно летает, имитируются соответствующие движения. Игра проводится в быстром темпе на выбывание. Затем проводятся аналогичные игры «Плавает — не плавает», «Ползает — не ползает».

3.        Упражнение «Четвертый лишний».

Воспитатель называет четыре слова, среди них одно лишнее. Надо его найти и объяснить свой выбор. Примеры   слов: корова, коза, заяц, лошадь;

ворона, воробей, страус, голубь; медведь, волк, лиса, слон; гадюка, кобра, гусеница, удав; щука, селедка, карась, пингвин; бабочка, жук, ласточка, муравей; петух, лебедь, утка, гусь; поросенок, баран, щенок, котенок;

Примечание: возможно несколько разных вариантов исключения, если дети могут их обосновать.

4.        Игра «Да-нетка».

Воспитатель загадывает животное, дети при помощи вопросов должны его отгадать.

5.        Практическая работа.

Нарисовать (или вылепить) фантастическое животное «чудо-юдо-рыба-птица-зверь», которое должно обладать соответствующими признаками.

6.        Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация животных.

Классификация  животных....

Конспект занятия по развитию логического мышления «Классификация животных на группы по их отличительным признакам»

Задача образовательной области «Познание»:  Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями. Развитие пространственных представлени...

Интеррактивная игра на классификацию животных "Найди лишнее"для средней группы

Дидактическая интеррактивная игра для детей среднего возраста, "Найди лишнее"(классификация диких и домашних животных)...

Интерактивная игра: «Классификации животных»

Цель:  научить детей классифицировать животных. Задачи: 1. Образовательные: учить детей называть животных (диких, домашних, животных крайнего севера, животных жарких стран).2. Развивающ...

Классификация растительного мира» по ТРИЗ

занятие на экологическую тематику...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Классификация животного мира» в старшей группе (технология ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Классификация животного мира» в старшей группе (технология ТРИЗ)...