Статья "Чудо - материал"
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Оводова Ольга Георгиевна

Конспект проведения непосредственно образовательной  деятельности. Образовательная область – познание. Познавательная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ: «Чудо -  материал».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения непосредственно образовательной  деятельности. Образовательная область – познание. Познавательная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ: «Чудо -  материал».

Цель. Формирование у детей целостной картины  мира, расширение кругозора, активизация  необходимых  для  исследовательской деятельности процессов, умений, способов познания.

Задачи.

  • Обратить внимание детей на то, что  многие  предметы сделаны из бумаги, на  значение  бумаги в нашей жизни.
  • Познакомить с производством бумаги.
  • Развивать исследовательскую деятельность:  выявлять на основе опытов  свойства бумаги (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п.),
  • Формировать умение доказывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения, отвечать на провокационные вопросы.
  • Учить работать в коллективе.
  • Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги.
  • Устанавливать причинно - следственные связи объекта (бумага) с окружающим миром.

Материал: камни, береста,  бумага, карандаш, острая палочка, миска с водой, схема производства бумаги, указка,  спички и железная миска для воспитателя, папирус, картинки с изображением книг-свитков, ленточная модель изготовления бумаги, книга Б.Зубкова «Книжка про книжку».

Непосредственно образовательная деятельность.

Дети  входят  в группу, подходят к столу.

Воспитатель. Посмотрите, что лежит у меня на столе?

Ответы детей.

Воспитатель. Что у  этих материалов  может быть общего?

Ответы детей.

Воспитатель. Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на глиняных, восковых,  деревянных дощечках. Давайте попробуем писать на этих материалах. Деятельность детей.

Выводы детей.

Воспитатель. А вот ещё  материал,  на котором  писали  люди.  Это папирус.

Дети рассматривают папирус в сравнении с бумагой.

Воспитатель. Показывает картинки папирусных и пергаментных свитков.  Эти книги-свитки в древности  были очень дорогими.

Воспитатель. Первая бумага появилась в Китае. А сейчас вы узнаете, как делают бумагу в наше время. Чтение главы из книги Б. Зубкова «Книжка про книжку».

Беседа по произведению.

Воспитатель. Дети подойдите к доске, совместно с детьми составляем  схему технологического процесса производства бумаги  в виде ленточной модели (используя  символы). Эта схема в дальнейшем будет использоваться для составления рассказа «Как появляется бумага».

Воспитатель. Дети подходят к столику экспериментирования.

Воспитатель предлагает детям смять бумагу (мнется), разорвать (рвется), положить в миску с водой (намокает). А как бумага горит?

Воспитатель. Вспомните правила безопасности при проведении этого опыта.

Ответы  детей.

Воспитатель. Предлагаю вам поиграть в игру: Представьте себе, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае наша жизнь?

Ответы детей.

Воспитатель.  Каким материалом можно заменить бумагу?

Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Игра «Кто больше назовет».

Ответы детей.

Подведение итогов игры.

Воспитатель. Как с этими предметами  надо обращаться, учитывая свойства бумаги?

Ответы детей.

Сколько потребуется леса для изготовления бумаги?

Как же нам спасти лес?

Ответы детей.

Воспитатель объявляет акцию «Соберем  макулатуру».

Воспитатель.  Бумага – это чудо материал, имеет не ограниченное количество способов использования. Что можно делать из бумаги? Подумайте,  какую поделку из бумаги  вам хотелось бы сейчас сделать.

Воспитатель предлагает детям выбрать себе любую бумагу  для изготовления поделки. Ребенок сам выбирает способ реализации замысла (аппликация, оригами, конструирование).

Дети  работают.

Организуется выставка детских работ из бумаги. Оценка продуктивной  деятельности детьми.

Воспитатель. Ребята, что сегодня нового вы узнали о бумаге и ее свойствах?

Ответы детей.

Воспитатель. Я уверена, что вы будете бережно относиться к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше деревьев останется в лесу, ведь лес это легкие нашей планеты.

 Все дети молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В День матери в детском саду поздравляют матерей (мам и бабушек воспитанников), не забывайте и о педагогах и сотрудниках, ведь они тоже МАТЕРИ!

В каждом государстве отмечают День матери по своим традициям. Однако, везде в этот день всем матерям и беременным женщинам дарят восхитительные поздравления с добрыми пожеланиями. В последнее во...

Тематическая разработка НОД подготовительной группы в ДОУ "Земная жизнь Пресвятой Богородицы".("Образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины матери"), посвященному дню Материи в России.

Познакомить детей с событиями, произошедшими в земной жизни Пресвятой Богородицы; формирование умения понимать смысл основных благодетелей: послушания, смирения, любви; воспитывать в детях необходимос...

Методический материал к презентации"Мастер класс конструирование из бытового материала" для детей подготовительной группы.

Поделиться идеей создания игрушки. Предложить коллегам как вариант художественного конструирования совместной деятельности с детьми. Развивать творческие способности  у детей, совершенствовать ум...

В работе использовали разный материал: пластилин, природный материал, краски, кисточки, кариндаши.

В своей работе дети использовали разный материал, дети учились работать последовательно, с  интересом, желание выполнить работу. Развивали творчество, аккуратность в работе....

Конспект занятия по конструированию из природного материала (шестой год жизни, первый этап обучения, третье занятие, материал – древесные грибы и кора)

На этом занятии у детей формируется умение анализировать природный материал как основу будущей поделки; они обучаются трем основным приемам построения образа способом «опредмечивания» - умению «изменя...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...