Конспект открытого тематического занятия «Мир огня» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель:
- познакомить детей с историей возникновения огня; разъяснить его пользу и опасность;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого тематического занятия «Мир огня»
в старшей группе
Воспитатель Пичугина А.В.
Музыкальный руководитель Анохина О.Ю.
Цель:
- познакомить детей с историей возникновения огня; разъяснить его пользу и опасность;
- формировать умения реально оценивать возможную опасность; расширять представления детей об окружающей среде
Предварительная работа с детьми:
* выставка в уголке ИЗО по теме «Использование огня в быту»;
*совместное рисование детей с родителями на тему «Где используется огонь»;
*индивидуальная работа по расширению и активизации словарного запаса (доменная печь, тепловозы, теплоходы, горючее и т.д.)
Оборудование:
Презентация по теме «Мир огня», маски и костюмы действующих лиц по сказке «Пир мышей», элементы оборудования детской кухни и мягкая пища, элементы кирпича и гранитного камня для рассматривания, бутафорский телефон, значки «Не играй со спичками».
Ход деятельности:
Ведущий:
- Уважаемые ребята, сегодня мы побеседуем о значении огня в жизни человека. Скажите, для чего нужен огонь людям в наше время? Посмотрите картинки, они вам подскажут ответы на вопрос. (Комментирую слайды, на которых изображены продукты питания) Как вы думаете, какое отношение к этим предметам имеет огонь? Мы знаем, что очень многое из того, что мы едим, нужно предварительно варить, жарить, печь. (Комментирую слайды с фотографиями поваров у печи, огня в печи, огня костра.) Пищу можно приготовить на огне. Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и бросали в воду небольшие камешки, раскалённые на костре – так сварили первый суп.
А потом зарыли в золу завёрнутое в листья мясо – получилось первое жаркое. Человек кормил огонь, а огонь кормил человека. (Комментирую слайд с изображением кирпичей и камней. Показываю детям кусочки кирпича и гранита.) А нужен ли этим предметам огонь, как вы думаете? Когда-то люди смешали глину с песком, обожгли – так получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо, он и так твёрдый. Но чтобы добыть гранит, использовали силу огня: на огромном камне, на скале разводили большой костёр. Когда скала раскалялась, на неё лили холодную воду. Она растрескивалась на маленькие кусочки. А как вы думаете, горит ли кирпич, гранит, камень?
Дети: Нет, они не горят.
Ведущий:
Молодцы, правильно. (Показываю слайд, на котором изображена посуда и изделия из металла.) Как вы думаете, почему так необходим огонь для изготовления этих предметов? (Комментирую следующий слайд: в доменной печи полыхает огонь и плавит железную руду, выплавляя из неё металл; в другой печи огонь варит стекло, из которого мастер-стеклодув делает красивые стеклянные изделия.)
(Показываю детям паровозик и ракету, спрашиваю, какую роль играет огонь в настоящих паровозах, ракетах.)
Человек «позвал» огонь с собой в дорогу. Огонь нагревал воду в котле, превращал её в пар, который вертел колёса. Так появились паровые машины. (Демонстрируются следующие слайды.) В наши дни мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы. И всем им нужно горючее – бензин. Горючее так и называется, потому что оно горит. Космическая ракета взмывает ввысь, оставляя яркий хвост пламени. И в моторе автомобиля работает огонь – бензин сгорает и приводит машину в движение. Сжечь мусор нам тоже помогает огонь. (Слайд «У костра».) А когда нам холодно, что может нам помочь, ребята?
Дети: Огонь нас может согреть. Можно развести костёр и погреться у огня.
Ведущий:
Да, приятно посидеть у костра вечером на природе и испечь на костре картошку.
И солнышко, которое нас согревает, - тоже огонь. Так какой можно сделать вывод?
(Дети читают стихи):
1-ый ребёнок: Огонь приносит людям пользу.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
2-ой ребёнок: Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
Ведущий:
Сила огня велика. Мы выяснили, что он согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, на нём готовят пищу. Но огонь может быть страшным и злым.
( Дети читают стихи. На экране соответствующие слайды.)
3-ий ребёнок: У огня характер яркий,
Аппетит у него жаркий.
Может съесть он целый дом,
Улицу, микрорайон.
Достаточно ему искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой его не тронь,
Обожжёшься – ОН ОГОНЬ!
Музыкальная минутка «Огонь маленький и огонь большой».
( Девочки в костюмах «искорок» исполняют «Танец Огня», остальные дети, сидя вокруг них и тихонько раскачиваясь в обе стороны, машут красными лентами, изображая маленький огонь. Постепенно из маленького пламени вырастает большое. Его изображают дети, стоя с поднятыми вверх руками и раскачиваясь в обе стороны.)
Ведущий:
А сейчас посмотрим поучительную сказку «Пир мышей» о том, как непослушные и глупые мышки чуть не сожгли дом.
( Инсценирование сказки «Пир мышей».)
Сценарий сказки «Пир мышей»
Действующие лица:
Кот Федот
Мышь Хитрушка
Мышонок Дик
Мышка Микки
Мышка Крошка
Сорока
Ведущий:
- Здравствуйте, дети! Расскажем и покажем вам одну поучительную историю, а вы слушайте да на ус мотайте!
Жил - был кот Федот. Он любил мурлыкать и тереться о бабушкины ноги в мягких вязаных носках, дремать в тёплом уголке на диване и ловить мышей.
Кот Федот (ходит по комнате):
- Почти всех мышей я в доме переловил и только одну мышку Хитрушку поймать не могу.
( Поднимает лапку.) Вот, слышите шорох? Спрячусь-ка у её норки, авось поймаю. ( Прячется у «норки». Кот задремал.)
Мышка Хитрушка, обращаясь к мышатам:
-Кот задремал! Подберёмся-ка, детки, неслышно к столу на кухне и добудем себе что-нибудь на обед: кусочек печенья или корочку хлеба, а то и шоколадную конфету!
( Внезапно кот просыпается, потягивается. Кто-то из мышат со страху опрокидывает со стола чашку. Кот бросается за ними.)
* ( Игра в кругу «Кошки – мышки» - участвует вся группа детей. Мышата и Хитрушка скрываются в «норке».)
Кот Федот:
- Вот бестии, опять ускользнули!
Ведущий:
-Однажды тёплым весенним днём хозяева отправились на дачу и кота Федота с собой прихватили.
Мышь Хитрушка:
- Какая радость! Надоело по углам прятаться.
Мышонок Дик:
- Давайте приготовим что-нибудь вкусное, например, пожарим яичницу или пирожки испечём. А то всё всухомятку да всухомятку!
Мыши:
- Давайте, Давайте!
Хитрушка:
- Молодец, Дик! Замечательная идея!
Мышка Микки:
- Но плита холодная!
Дик:
- Не беда! Я много раз видел, как хозяйка её разжигает, и, думаю, сумею сделать это сам.
Хитрушка:
- Я тебе помогу.
(Разжигают плиту, газ загорается.)
Микки:
- Замечательно. Но как делать яичницу, вот в чём вопрос.
Дик:
- Я знаю, я знаю. Сначала нужно как следует нагреть сковороду, потом налить масла, а затем разбить несколько яиц и обжарить их. Ничего сложного.
Хитрушка:
- Правильно, умница, молодец, сынок!
( Прошло несколько минут. Мышата возятся у плиты. Девочки-искорки изображают пламя у плиты, взмахивая красными лентами.)
Дик:
- Пора лить масло.
( Масло шипит, загорается ярко-красными языками – изображают девочки-искорки. Мыши в ужасе.)
Крошка:
- Ужас! Пожар! Горим!
Ведущий:
- Всё происходящее видит в окно Сорока. Она влетают в форточку.
Сорока:
- Эх вы, несмышлёныши! Закройте сковороду крышкой – и масло погаснет. Я много раз видела, как это делает бабушка.
( Мыши суетятся у плиты, закрывают сковороду, но роняют её на пол. Наконец, им удаётся погасить плиту.)
Хитрушка:
- Вот что, дорогие мышата. Лучше нам поискать другой дом, а то скоро вернутся хозяева, тогда нам всем несдобровать. Не понравится им то, что мы такой беспорядок на кухне устроили.
Крошка:
-Жалко, что пир не удался. Но зато и пожара не случилось!
(Мышата, вздыхая и оглядываясь, с узелками уходят искать другой дом.)
Ведущий:
- Вернулись хозяева домой, навели порядок на кухне. А что кот Федот?
Кот Фёдор у норки:
-Караулю, караулю: тишина, никто не шуршит, не пищит. Видно ловить тут больше некого.
Не беда. На даче буду мышей ловить!
Ведущий:
- Вот так благополучно закончилась эта поучительная история.
(Исполнители выходят на поклон.)
Подведение итогов.
Ведущий:
Так какой вывод мы сделаем, ребята, посмотрев сказку?
Дети:
Чтобы в доме не случилось пожара, детям нельзя:
. брать в руки спички;
. разжигать и оставлять без присмотра костёр;
. жечь тополиный пух летом;
. включать газ и электроприборы в отсутствие взрослых;
. играть со спичками и зажигалкой.
Ведущий:
Правила противопожарной безопасности нужно выполнять сознательно, понимая, что это сохранит нам жизнь. А если пожар случился, нужно позвонить по номеру …
Дети:
Нужно позвонить по номеру пожарной службы «01».
Ведущий:
Молодцы, ребята! Вы все принимали активное участие в беседе. На память я хочу подарить вам жетоны – запрещающий знак «Не зажигай спички», которые будут напоминать о необходимости выполнять правила пожарной безопасности. О том, что мы сегодня с вами узнали, вы можете рассказать дома своим мамам, папам, братьям и сёстрам.
Использованная литература:
- Статья Е.В. Васиной «Использование мультимедийных презентаций в процессе ознакомление детей с противопожарными правилами». Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» с. 42 – 47; №5, май/2012г.
- Т.А. Шарыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности» с. 42 – 44; М. 2008г.
- «Знаки пожарной безопасности в стихах и рисунках»
Авторы: Антипас Д.Б., Безбородов В.Г., Лисица С.В.
Учебно-методический центр ГО и ЧС г. Москвы. 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/17/picture-25128.jpg)
Тематическое занятие с детьми в старшей группе "Полет в космос"
Задачи:1.Развивать быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях.2.Развивать быстроту двигательной реакции.3.Формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770171-1458397938.jpg)
Тематическое занятие по физкультуре в старшей группе «Будь здоров!»
Программное содержание: формировать у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни. Задачи: образовательная; знакомить детей с составляющими здорового образа жизни; дать представления о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/17/picture-266873-1371495597.jpg)
Тематическое занятие для средней и старшей группы, посвященное празднованию Дня Победы, с использованием ЦОР.
Тематическое занятие проводится в средней и старшей группах, на котором освещена тема празднования Дня Победы. Небольшой обзор от самого начала Великой Отечественной войны, до ее окончания, позволит д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612875-1427219525.jpg)
Конспект тематического занятия "Подарки Осени" для старшей группы, 2016г.
Конспект тематического занятия "Подарки Осени"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-896250-1487444063.jpg)
Тематическое занятие «День матери» в старшей группе
Методическая разработка посвящена Дню матери и направлена на осмысление роли матери в жизни человека, воспитание духовно - нравственных качеств детей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/12/picture-924950-1547292024.jpg)
Конспект тематического занятия в подготовительной и старшей группах «Защитники Заполярья», посвященному 73 годовщине Петсамо-Киркенесской операции.
Интегративное занятие:ИКТ, познание, физкультура....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/29/picture-839079-1477741501.jpg)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» (старшая группа)
Стимулировать познавательный интерес детей к истории нашей Родины. Воспитывать у детей патриотические чувства, Чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе....