Конспект открытого тематического занятия «Мир огня» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Цель:

  • познакомить детей с историей возникновения огня; разъяснить его пользу и опасность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_ognya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого тематического занятия «Мир огня»

в старшей группе

Воспитатель Пичугина А.В.

Музыкальный руководитель Анохина О.Ю.

Цель:

  • познакомить детей с историей возникновения огня; разъяснить его пользу и опасность;
  • формировать умения реально оценивать возможную опасность; расширять представления детей об окружающей среде

Предварительная работа с детьми:

* выставка в уголке ИЗО по теме «Использование огня в быту»;

*совместное рисование детей с родителями на тему «Где используется огонь»;

*индивидуальная работа по расширению и активизации словарного запаса (доменная печь, тепловозы, теплоходы, горючее и т.д.)

Оборудование:   

   Презентация по теме «Мир огня», маски и костюмы действующих лиц по сказке «Пир мышей», элементы оборудования детской кухни и мягкая пища, элементы кирпича и гранитного камня для рассматривания, бутафорский телефон, значки «Не играй со спичками».

             Ход деятельности:

Ведущий:

    - Уважаемые ребята, сегодня мы побеседуем о значении огня в жизни человека. Скажите, для чего нужен огонь людям в наше время? Посмотрите картинки, они вам подскажут ответы на вопрос. (Комментирую слайды, на которых изображены продукты питания) Как вы думаете, какое отношение к этим предметам имеет огонь? Мы знаем, что очень многое из того, что мы едим, нужно предварительно варить, жарить, печь. (Комментирую слайды с фотографиями поваров у печи, огня в печи, огня костра.) Пищу можно приготовить на огне. Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и бросали в воду небольшие камешки, раскалённые на костре – так сварили первый суп.

А потом зарыли в золу завёрнутое в листья мясо – получилось первое жаркое. Человек кормил огонь, а огонь кормил человека. (Комментирую слайд с изображением кирпичей и камней. Показываю детям кусочки кирпича и гранита.) А нужен ли этим предметам огонь, как вы думаете? Когда-то люди смешали глину с песком, обожгли – так получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо, он и так твёрдый. Но чтобы добыть гранит, использовали силу огня: на огромном камне, на скале разводили большой костёр. Когда скала раскалялась, на неё лили холодную воду. Она растрескивалась на маленькие кусочки. А как вы думаете, горит ли кирпич, гранит, камень?

     Дети: Нет, они не горят.

Ведущий:

    Молодцы, правильно. (Показываю слайд, на котором изображена посуда и изделия из металла.) Как вы думаете, почему так необходим огонь для изготовления этих предметов? (Комментирую следующий слайд: в доменной печи полыхает огонь и плавит железную руду, выплавляя из неё металл; в другой печи огонь варит стекло, из которого мастер-стеклодув делает красивые стеклянные изделия.)

        (Показываю детям паровозик и ракету, спрашиваю, какую роль играет огонь в настоящих паровозах, ракетах.)

    Человек «позвал» огонь с собой в дорогу. Огонь нагревал воду в котле, превращал её в пар, который вертел колёса. Так появились паровые машины. (Демонстрируются следующие слайды.) В наши дни мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы. И всем им нужно горючее – бензин. Горючее так и называется, потому что оно горит. Космическая ракета взмывает ввысь, оставляя яркий хвост пламени. И в моторе автомобиля работает огонь – бензин сгорает и приводит машину в движение. Сжечь мусор нам тоже помогает огонь. (Слайд «У костра».) А когда нам холодно, что может нам помочь, ребята?

     Дети: Огонь нас может согреть. Можно развести костёр и погреться у огня.

Ведущий:

        Да, приятно посидеть у костра вечером на природе и испечь на костре картошку.

        И солнышко, которое нас согревает, - тоже огонь. Так какой можно сделать вывод?

     (Дети читают стихи):

1-ый ребёнок:    Огонь приносит людям пользу.

                             Нам без доброго огня

                             Обойтись нельзя ни дня.

                             Он надёжно дружит с нами,

                             Гонит холод, гонит мрак.

2-ой ребёнок:   Он приветливое пламя

                             Поднимает, будто флаг.

                             Всем огонь хороший нужен.

                             И за то ему почёт,

                             Что ребятам греет ужин,

                             Режет сталь и хлеб печёт.

Ведущий:

    Сила огня велика. Мы выяснили, что он согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, на нём готовят пищу. Но огонь может быть страшным и злым.

     ( Дети читают стихи. На экране соответствующие слайды.)

3-ий ребёнок:  У огня характер яркий,

                          Аппетит у него жаркий.

                          Может съесть он целый дом,

                          Улицу, микрорайон.

                          Достаточно ему искры,

                          Чтоб взметнулись вверх костры.

                          Ты рукой его не тронь,

                          Обожжёшься – ОН ОГОНЬ!

Музыкальная минутка «Огонь маленький и огонь большой».

 ( Девочки в костюмах «искорок» исполняют «Танец Огня», остальные дети, сидя вокруг них и тихонько раскачиваясь в обе стороны,  машут красными лентами, изображая маленький огонь. Постепенно из маленького пламени вырастает большое. Его изображают дети, стоя с поднятыми вверх руками и раскачиваясь в обе стороны.)

 

  Ведущий:  

      А сейчас посмотрим поучительную сказку «Пир мышей» о том, как непослушные и глупые мышки чуть не сожгли дом.

            ( Инсценирование сказки «Пир мышей».)

Сценарий сказки «Пир мышей»

Действующие лица:                                                           

Кот Федот

Мышь Хитрушка

Мышонок Дик

Мышка  Микки

Мышка Крошка

Сорока

Ведущий:

    - Здравствуйте, дети! Расскажем и покажем вам одну поучительную историю, а вы слушайте да на ус мотайте!

    Жил - был кот Федот. Он любил мурлыкать и тереться о бабушкины ноги в мягких вязаных носках, дремать в тёплом уголке на диване и ловить мышей.

Кот Федот (ходит по комнате):

     - Почти всех мышей я в доме переловил и только одну мышку Хитрушку поймать не могу.

( Поднимает лапку.) Вот, слышите шорох? Спрячусь-ка у её норки, авось поймаю. ( Прячется у «норки». Кот задремал.)

Мышка Хитрушка, обращаясь к мышатам:

      -Кот задремал! Подберёмся-ка, детки, неслышно к столу на кухне и добудем себе что-нибудь на обед: кусочек печенья или корочку хлеба, а то и шоколадную конфету!

  ( Внезапно кот просыпается, потягивается. Кто-то из мышат со страху опрокидывает со стола чашку. Кот бросается за ними.)

       * ( Игра в кругу «Кошки – мышки» - участвует вся группа детей. Мышата и Хитрушка скрываются в «норке».)

Кот Федот:    

     - Вот бестии, опять ускользнули!

Ведущий: 

     -Однажды тёплым весенним днём хозяева отправились на дачу и кота Федота с собой прихватили.

Мышь Хитрушка:

     - Какая радость! Надоело по углам прятаться.

Мышонок Дик:

     - Давайте приготовим что-нибудь вкусное, например, пожарим яичницу или пирожки испечём. А то всё всухомятку да всухомятку!

Мыши:

     - Давайте, Давайте!

Хитрушка:

    - Молодец, Дик! Замечательная  идея!

Мышка Микки:

   - Но плита холодная!

Дик:

- Не беда! Я много раз видел, как хозяйка её разжигает, и, думаю, сумею сделать это сам.

Хитрушка:

     - Я тебе помогу.

(Разжигают плиту, газ загорается.)

Микки:

     - Замечательно. Но как делать яичницу, вот в чём вопрос.

Дик:

     - Я знаю, я знаю. Сначала нужно как следует нагреть сковороду, потом налить масла, а затем разбить несколько яиц и обжарить их. Ничего сложного.

Хитрушка:

    - Правильно, умница, молодец, сынок!

  ( Прошло несколько минут. Мышата возятся у плиты. Девочки-искорки изображают пламя у плиты, взмахивая красными лентами.)

Дик:

   - Пора лить масло.

       ( Масло шипит, загорается ярко-красными языками –  изображают девочки-искорки. Мыши в ужасе.)

Крошка:

    - Ужас! Пожар! Горим!

Ведущий:

     - Всё происходящее видит в окно Сорока. Она влетают в форточку.

Сорока:

    - Эх вы, несмышлёныши! Закройте сковороду крышкой – и масло погаснет. Я много раз видела, как это делает бабушка.

    ( Мыши суетятся у плиты, закрывают сковороду, но роняют её на пол. Наконец, им удаётся погасить плиту.)

Хитрушка:

    - Вот что, дорогие мышата. Лучше нам поискать другой дом, а то скоро вернутся хозяева, тогда нам всем несдобровать. Не понравится им то, что мы такой беспорядок на кухне устроили.

Крошка:

    -Жалко, что пир не удался. Но зато и пожара не случилось!

      (Мышата, вздыхая и оглядываясь, с узелками уходят искать другой дом.)

Ведущий:

    - Вернулись хозяева домой, навели порядок на кухне. А что кот Федот?

Кот Фёдор у норки:

   -Караулю, караулю: тишина, никто не шуршит, не пищит. Видно ловить тут больше некого.

Не беда. На даче буду мышей ловить!

Ведущий:

  - Вот так благополучно закончилась эта поучительная история.

        (Исполнители выходят на поклон.)

Подведение итогов.

Ведущий: 

        Так какой вывод мы сделаем, ребята, посмотрев сказку?

Дети: 

         Чтобы в доме не случилось пожара, детям нельзя:

       . брать в руки спички;

       . разжигать и оставлять без присмотра костёр;

       . жечь тополиный пух летом;

       . включать газ и электроприборы в отсутствие взрослых;

       . играть со спичками и зажигалкой.

Ведущий:

     Правила противопожарной безопасности нужно выполнять сознательно, понимая, что это сохранит нам жизнь. А если пожар случился, нужно позвонить по номеру …

Дети:

    Нужно позвонить по номеру пожарной службы «01».

Ведущий:

    Молодцы, ребята! Вы все принимали активное участие в беседе. На память я хочу подарить вам жетоны – запрещающий знак «Не зажигай спички», которые будут напоминать о необходимости выполнять правила пожарной безопасности. О том, что мы сегодня с вами узнали, вы можете рассказать дома своим мамам, папам, братьям и сёстрам.

Использованная литература:

  1. Статья Е.В. Васиной «Использование мультимедийных презентаций в процессе ознакомление детей с противопожарными правилами». Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» с. 42 – 47; №5, май/2012г.
  2. Т.А. Шарыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности» с. 42 – 44; М. 2008г.
  3. «Знаки пожарной безопасности в стихах и рисунках»

Авторы: Антипас Д.Б., Безбородов В.Г., Лисица С.В.

Учебно-методический центр ГО и ЧС г. Москвы. 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие с детьми в старшей группе "Полет в космос"

Задачи:1.Развивать быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях.2.Развивать быстроту двигательной реакции.3.Формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощ...

Тематическое занятие по физкультуре в старшей группе «Будь здоров!»

Программное содержание: формировать у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни. Задачи: образовательная; знакомить детей с составляющими здорового образа жизни; дать представления о...

Тематическое занятие для средней и старшей группы, посвященное празднованию Дня Победы, с использованием ЦОР.

Тематическое занятие проводится в средней и старшей группах, на котором освещена тема празднования Дня Победы. Небольшой обзор от самого начала Великой Отечественной войны, до ее окончания, позволит д...

Конспект тематического занятия "Подарки Осени" для старшей группы, 2016г.

Конспект тематического занятия "Подарки Осени"...

Тематическое занятие «День матери» в старшей группе

Методическая разработка посвящена Дню матери и направлена на осмысление роли матери в жизни человека, воспитание духовно - нравственных качеств детей....

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» (старшая группа)

Стимулировать познавательный интерес детей к истории нашей Родины. Воспитывать у детей патриотические чувства, Чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе....