Конспект НОД на тему: «Свойства света»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Исаева Флора Вялиулловна

Показать, что свет есть вокруг нас, способы его обнаружения, выявить свойства света.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе поисковой деятельности,  интереса к исследовательской деятельности, приобретение знаний самостоятельно и под тактичным руководством взрослого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podkhodim_k_temnoy_komnate.docx932.84 КБ

Предварительный просмотр:


Цель: показать, что свет есть вокруг нас, способы его обнаружения, выявить свойства света.

Задачи:

Область «Познание»

  Развитие познавательной активности дошкольников в процессе поисковой деятельности,  интереса к исследовательской деятельности, приобретение знаний самостоятельно и под тактичным руководством взрослого

Область «Коммуникация»

  Формирование связной речи, умение грамотно, точно и последовательно выражать свои мысли, правильно строить предложения, делать умозаключения.

Область «Социализация»

    Воспитание настойчивости в достижении цели, развитие инициативы.

Область «Здоровье»

   Совершенствование знаний о здоровом образе жизни, развитие  правильного выполнения дыхательных упражнений, поддержание бодрого настроения.

Материалы и оборудование:

  • карточки с изображениями предметов (свечка, факел, костер, керосиновая лампа, электролампочка, 2 машины),
  • спички,
  • настольная лампа,
  • фонарь,
  • фильмоскоп,
  • экран,
  • 2 карточки с круглыми отверстиями,
  • 6 силуэтов медведей разного цвета,
  • зеркала,
  • фланелеграф,
  • схемы,изображения свойств света.

Подходим к темной комнате.

-Ой, ребята, я вам говорила, что будут гости, а я их что-то не вижу. А вы видите?

- Нет.

- Почему?

- Потому что темно.

- Как же быть?

- Включить свет.

(Включается свет, заходим и здороваемся, садимся)

_ Обратите внимание на предметы на столе и назовите их. (Воспитатель указкой показывает на предметы, дети называют их). - Что общего между этими предметами?

-Зажигаются, горят, дают свет.

_ Распределите предметы так, чтобы на одном столе были предметы, которые зажигаются,

а на другом, которые горят от электролампочки.

_ Ребята, а всегда ли была лампочка? А что было до лампочки?

- Нет.

_ Давайте сейчас подумаем и разложим все источники света в порядке их появления.

(Разложить, убрать лампочку).

Ребята, я убрала лампочку, хочу узнать, зачем нужно было придумывать ее и чем же эти

предметы были неудобны.

_ Можно обжечься, коптят, от них может быть пожар, дают мало света, быстро сгорают,

плохой запах.

_ Да ребята, эти предметы неудобны для освещения и поэтому человек искал новые способы удобного освещения своего жилища. И русский инженер Александр Ладыгин создал электрическую лампочку, которая и сейчас освещает в темные вечера и ночи наши квартиры. О предметах освещения вы знаете, а сегодня мы с вами узнаем, что же такое

свет?

Для этого посмотрите на карточки и скажите на какой из карточек машина едет со

включенными фарами?

- На желтой.

- Как вы догадались ?

- От фары идут лучи света.

_ Правильно. Этих лучей много и они составляют целый пучок. Значит свет- это пучок

световых лучей. И в этом мы сейчас убедимся на опыте.

1 ОПЫТ. Включить фильмоскоп.

- Ребята, вы видите поток световых лучей?

-Да.

- Что он образовал на экране?

- Круг.

(Поставить лист с меньшим отверстием). - А сейчас что вы видите на экране?

- Тоже круг.

- Чем он отличается от первого?

- Размером.

- Как вы думаете почему?

( Когда световых лучей было больше, в первом или во втором случае?)

- В первом.

- От какого круга было светлее?

- От большого.

_ Значит, ребята, чем световых лучей больше, тем светлее или темнее?

- Светлее.

_ Правильно, ребята, - это первое свойство света. - Ой, а это что такое?

- Солнечный зайчик?

_ Ой, а теперь его нет. Почему? То он появляется, то его нет.

(Лучи попадают на зеркало и отражаются там, куда зеркало направлено. Значит, как по-

другому его можно назвать ? (отражение) )

2 ОПЫТ.

Возьмите в руки зеркала и посмотрите в него. А теперь я выключу свет, опять посмотрите. Теперь включу свечку, посмотрели все? Что же вы заметили?

ФИЗМИНУТКА

_ А как вы думаете, когда отражение лучше видно, в светлом помещении, или в темном? ( Ответы детей).

Давайте это проверим.

- Когда светло - лучше видно отражение.

_ В зеркале вы увидели свое отражение. И чем было светлее, тем вы лучше видели свое

отражение. Это второе свойство света.

_ Интересно, а свое отражение можно увидеть-только в зеркале?

(Предложить детям посмотреться в гладкую и шероховатую, в прозрачную и непрозрачную поверхности). Отражение хорошо видно в гладкую и блестящую

поверхности.

(За ширмой появляются 4 медведя разного цвета).


- Ребята, а кто там за ширмой?

( Ответы детей).

- Как вы догадались ?

- Видно их тень.

- Как вы думаете, бурые медведи или белые?

(Ответы детей).

(ОТКРЫВАЕТСЯ ШИРМА).

_ Предметы любого цвета имеют одинаковую по окраске тень, а прозрачные предметы тени не имеют.

А сейчас поиграем в теневой театр и попробуем отгадать, чьи это тени.

(Дети показывают изображение зайца, собаки, орла, змеи, рыбки). Теперь скажите мне, хорошо, когда есть свет или плохо?

Давайте еще раз вспомним свойства света.


Используемая литература

  1. А.К. Дитрих, Г.А. Юрмин, «Почемучка», - Москва, Астрель, АСТ 2002г.
  2. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий», - Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.
  3. И.И. Кобитина «Дошкольникам о технике», - М. «Просвещение», 1991г.
  4. Н.Н. Подъякова «Умственное воспитание детей дошкольного возраста», - М. «Просвещение», 1984г.
  5. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», - М., ТЦ, 2001.
  6. О.В. Дыбина «Что было до …», - М., ТЦ, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по теме "Свойства воды"

Совместная эксперементальная деятельность воспитателя с детьми старшей группы по теме "Растворяемость веществ в воде" ....

Конспект НОД Тема: «Свойства и признаки воды»

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Свойства и признаки воды"...

Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»

Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...

Конспект на тему: «Свойства древесины» Старшая группа

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины.Задачи: Закреплять знан...

конспект на тему "Свойства воздуха"

Опытно - экспериментальная деятельность "свойства воздуха"...

Конспект НОД Тема: "Свойства воздуха"

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность)...

Конспект на тему «Свойство бумаги»

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе...