Проект «Аквамир»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Плеханова Ольга Васильевна

Проект занял 2 место в гордском конкурсе "Солнечный зайчик"

  Вид проекта: творческий; по составу участников – детско-взрослый

 

Участники проекта: воспитатели Рамазанова Людмила Владимировна                                          

и Щёголева Ольга Алексеевна, дети подготовительной к школе группы и их родители.

 

Продолжительность:  краткосрочный

Проблема: создание искусственного аквариума

Игровая мотивация: населить аквариум дружными жителями

Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, совершенствование развивающей среды группы, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс

 

Задачи проекта:

  1. Воспитательная

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотойприродного мира; воспитывать ответственность, добросовестность, стремление принять участие в трудовой коллективной деятельности, проявлять заботу и внимание.

  1. Развивающая

Развивать кругозор, творческое воображение, коммуникативные навыки общения; активизировать проявления у детей эстетического отношения к окружающему миру.

  1. Обучающая

Способствовать освоению детьми изобразительной деятельностью, умению проявлять свою индивидуальность в процессе собственного художественного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практический материал

  1. Проблема

Обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.

Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию.

Беседа «Наша группа»;

Игра «Кто живёт в аквариуме?» с использованием теневого театра по принципу «Четвёртый лишний».

 (см.приложение)

  1. Планирование

Выбор идей, вариантов.

Разработка плана по созданию аквариума.

Экскурсии в зоопарк, зоомагазин, океанариум.

  1. Поиск

Пути решения проблемы

Поиск дополнительной информации:

Рассматривание иллюстраций, картин, альбомов;

  •  
  •  

 

Гостиная «Хочу всё знать».

Детские энциклопедии «Мир моря», «Животный мир», «Всё обо всём»;

Специальная литература:

«Аквариумное рыбоводство» О.К.Разбесов, «Мой первый аквариум», «Аквариумные рыбки», «Популярные виды аквариумных рыб», «Очарование аквариумистики», «Рыбы, растения и другие обитатели аквариума», «Загадочные представители аквариумной флоры и фауны», «Черепахи. Среда обитания», «Рыбка рыбке – рознь» (о подборе рыб).

Художественная литература: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин, «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршак, Н.Носов «Карасик», «Морские загадки» С.В.Сахарнов, «Страна чудес» В.Фетисов, рус. нар. сказка «По щучьему веленью», «Удивительные животные» А.Тихонов, В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе», фольклор: басни, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки

Документальные видеофильмы серии «Среда обитания», «Проникая в тайны природы» ВВС, SOUTHERN STAR.

Аудиозапись «Звуки природы»; «Звуки воды»; «Игра с водой» фр. нар. м.; Буренина «Ритмическая  мозаика -3. Аквариум №5».

 

Этапы проекта

Содержание деятельности

Практический материал

 

 

Иллюстрированные альбомы «Такие разные аквариумы», «Эти забавные аквариумные рыбки», «Как живёшь, рыбка?», «Растительный мир аквариума»,

«Скульптуры малых форм» (В.Ватагин «Пёстрая рыба», И.Ефимов «Рыба», «Дельфин» и др. керамические фигурки морской тематики).

Репродукции картин: И.Репин «Садко в подводном царстве», И.Айвазовский «Чёрное море», «Волна», А.Иванов «Вода и камни (этюд)».

  1. Продуктивная деятельность

Реализация идеи

Художественная мастерская «Изготовление аквариума и его жителей».

Выпуск детского иллюстрированного альбома «Аквамир».

Выпуск детского «Устного журнала» с сочинением сказок, рассказов и загадок«Это интересно!» (аудиозапись рассказывания сказок). (см.приложение)

Подбор и изготовление экспонатов для мини-музея.

Театрализованное представление по «Сказке о рыбаке и рыбке»А.С.Пушкина. (см.приложение)

Изготовление элементов костюмов к играм, играм-драматизациям.

 

Конспекты игр-занятий;

Тематические выставки в книжном уголке и центре художественно-творческой деятельности «Ребятам о рыбках», «Всё об обитателях аквариума»,декоративно-прикладное искусство с орнаментом, отображающим рыбок.

Настольные игры: Лото теней «Обитатели моря», «Обитатели аквариума» ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» (см.приложение);

Авторские книжки-малышки «Аквариумные истории», «О чём думает рыбка?», «Жизнь в аквариуме. Сказки» («Большие дела маленькой рыбки», «Секреты черапашки Наташки»,«Приключения Сомика»);

Телепередача «Ребятам о зверятах»: интервью детей для рубрики «Таинственное царство Золотой рыбки» (аудиозапись интервью).

  1. Презентация проекта

 

Экскурсия в мини-музее «Аквамир»

Участие в городском конкурсе детско-родительских проектов «Солнечный зайчик»

Сценарий экскурсии.

Видеосъёмка проведения экскурсии для детей средней и старшей групп  (экскурсовод мини-музея Саша Куликова) Положение о конкурсе

 

Методическая работа с кадрами

(ответственный – старший воспитатель)

 

 

Содержание деятельности

Практические материалы

Семинар «Организация проектной деятельности в детском саду»

Мотивировать педагогов к внедрению проектной технологии в образовательный процесс.

План проведения семинара

Подготовка к родительскому собранию «Проект в нашей группе»

План родительского собрания

 

 

 

Взаимодействие с родителями

 

 

Содержание деятельности

Практические материалы

Родительское собрание в форме «круглого стола». Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Аквамир», привлечь родителей к совместному созданию мини-музея в группе

План родительского собрания

План-схема проекта «Аквамир»

 (см.приложение)

Участие родителей в создании мини-музея «Аквамир»

Творческие работы, совместно выполненные детьми и родителями: рисунки, аппликации, малые скульптуры, книжки-малышки «Аквариумные истории», «О чём думает рыбка?», «Жизнь в аквариуме. Сказки».

Выпуск серии стенгазет энциклопедического характера

Стенгазеты, выполненные родителями

Организация экскурсий

Фоторепортаж

Обогащение групповой библиотеки специальной познавательной литературой

 

Изготовление элементов костюмов для театрализованныхигр

 

Презентация проекта

Экскурсия в мини-музее (экскурсоводы – дети), слайд - шоу.

 

 

 

 

 

 

Проект «Аквамир» появился по инициативе детей: из-за нехватки в группе аквариума с рыбками, к которым так привыкли дети, и за которыми они с интересом наблюдали и ежедневно ухаживали, поступило предложение ребят о создании искусственного аквариума для украшения группы и напоминания о былом настоящем аквариуме. Определив план создания аквариума, в группе стал накапливаться различный материал по тематике, который в свою очередь был определён на выставку «Аквамир», так появилась идея создать одноимённый мини-музей.

Неоценимую помощь оказали родители дошколят. Кто-то из них предложил выпустить стенгазеты энциклопедического характера, другие подхватили идею. И через пару дней на стене в группе засияли красочные и познавательные по своему содержанию первые стенгазеты, оформленные детьми и их родителями. Совместные детско-родительские творческие работы (авторские книжки-малышки, иллюстрированный альбом «Аквамир», поделки из природного и бросового материала) тоже заняли своё почётное место на витринах мини-музея.

«Проживание» ребёнком полученных впечатлений включило в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к ней языком движений:  в  игре «Море волнуется раз…», «Танце рыбок», с помощью средств изодеятельности: аппликации, рисования, конструирования, с помощью художественного слова: сочинительство сказок, рассказов, загадок.

В течение этапа реализации проекта дети с интересом занимались творчеством, проявляя свои индивидуальные способности:

*Мобиль «Рыбки»

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции из бумажных рыбок способом оригами. Познакомить детей с вариантом интерьерной композиции – мобилем. Поощрять желание детей передавать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.

*Рисование, аппликация, лепка, конструирование «АКВАМИР»

Вызвать интерес к изображению обитателей аквариума. Продолжать учить создавать образы знакомых животных в технике аппликации. Формировать умение планировать работу, определять адекватный способ создания образа. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для передачи характерных признаков и своего отношения к животным. Развивать эстетическое восприятие, зрительную память, чувство формы.

*Создание авторских книжек-малышек; Устный журнал «Это интересно!»

Обогащать содержание речевого общения детей. Побуждать к речевому взаимодействию со сверстниками. Учить формулировать мысли в форме короткого текста, рассуждать. Обогащать словарь детей образными словами и воображениями.

Отследить результативность проектной деятельности помогла игровая ситуация: в гости к ребятам приехал корреспондент телепередачи «Ребятам о зверятах», которому надо взять интервью у детей для выпуска программы, посвящённой теме «Очарование аквариумных рыбок». Многосторонние знания детей в результате проекта оказались ошеломляющими. Ребята знают популярные виды аквариумных рыб, способы ухаживания за ними,  называют некоторых представителей растительного мира аквариума.

В завершение работы над проектом воспитателями была проведена экскурсия в мини-музее, затем дети подготовительной к школе группы провели экскурсию для детей старшей и средней группы – это и было итогом работы над проектом. Для родителей был подготовлен слайд - шоу «АКВАМИР», демонстрирующий работу над проектом «от А до Я».

Подводя итог творческого проекта, с уверенностью надо сказать, что такая форма работы как с детьми, так и с их родителями очень интересная, увлекательная и продуктивная. Все участники проекта получили массу позитивных чувств от плодотворной совместной работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...