Семинар-практикум для педагогов
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Семинар-практикум для педагогов МДОУ  д/с № 2 «Пчелка»                            

Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической  деятельности  педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar2.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов МДОУ  д/с № 2 «Пчелка»                              

Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической  деятельности  педагогов.

    Участники семинара: воспитатели МДОУ  д/с № 2 «Пчелка», дети младшей, средней, подготовительной групп.

Организатор семинара: воспитатель Похомцева Г.П.

План  семинара

1.Определение цели семинара. Упражнение «Выбери дистанцию».

2. Теоретическая часть.

2.1. Роль эксперимента в развитии дошкольников (старший воспитатель Скорик Н.А.).

2.2. Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми (воспитатель Похомцева Г.П.)

*  Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента.

* Упражнение «Определите  порядок структурных компонентов эксперимента» (по карточкам).

3. Практическая часть.

Определение  цели, задач опыта и эксперимента для педагога и детей, проведение опытов, экспериментов по возрастам:

«Вода прозрачная» - II младшая группа (воспитатель Смолянская Л.В.);

«Что помогает птицам летать?» - средняя группа (воспитатель Рузанова О.В.);

«Почему белые медведи не замерзают?» - подготовительная группа (воспитатель Тимофеева Л.В.).

4. Рефлексия.

Ход семинара:

1.    Упражнение  «Выбери дистанцию».

Воспитатели   встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор).

         2. Теоретическая часть.

2.1. Роль эксперимента в развитии дошкольников.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и  полноценнее он  развивается».   При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

     Назначение воспитания и обучения  по  программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

     Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним,  развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наблюдения, опыты, экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний,  понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.  

2.2. Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми.

*  Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента».

Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Опыты, эксперименты  проводятся   в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так  же элементарные опыты  включаются в  каждое занятие  «Социализация»,  опыты можно  использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц.

Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным

     Опыты, эксперименты   используются  для ознакомления детей со свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.

  Опыт, эксперимент  используются как способы решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована.

Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как кратковременное наблюдение. Они  могут проводиться с группой,  с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян) воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

 Заключительным моментом опыта, эксперимента, является формулирование и фиксация  выводов на основе полученных результатов.

     Опыты, эксперименты различают как специально организованные, самостоятельно организованные детьми и спонтанно возникающие.

  * Упражнение «Определение  порядка структурных компонентов эксперимента» (написать порядок структуры эксперимента)

Примерная структура занятия  - экспериментирования

1.  Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.

2.Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования  и его размещение вместе с детьми в зоне исследования.

6. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя)

7. Наблюдение результатов эксперимента.

8. Фиксирование результатов.

9. Формулировка выводов ( с помощью воспитателя в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Примерный алгоритм подготовки к проведению эксперимента:

1. Выбор объекта исследования.

2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов).

3. Определение тематики эксперимента.

4. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы.

6. Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или  долговременным.

7.    Подготовка  к фиксации результатов эксперимента в различных формах (таблицы, модели) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам эксперимента.

Организационный  момент должен быть игровым, сюжетным, увлекать и заинтересовывать  детей.  Мотив экспериментирования должен  быть  осознанным ребенком  (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?)     Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента  (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

o   Как я это делаю?

o   Почему я это делаю именно так, а не иначе?

o   Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

В  процессе экспериментирования обогащается словарь детей, за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений, развивается доказательная речь.

Результаты  проведения опытов и экспериментов находят отражение  и в творческой деятельности детей.

Я считаю, что экспериментирование способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, что соответствует новым Федеральным государственным образовательным стандартам.

3.  Практическая часть.

3.1. Определение  цели и задач опыта, эксперимента для педагогов и детей. Проведение опытов по возрастам.

    Младший возраст: «Вода прозрачная»                                                                                                                              Цель: Дать представление о том, что вода прозрачная.

Вместе с детьми воспитатель наливает воду в прозрачные стаканчики. Что мы налили? Где живет водичка?  Как  «поет» водичка? (с-с-с) Дети, посмотрите через стаканчик с водой друг на друга. Вы видите своих друзей? Затем сквозь воду дети рассматривают разные предметы, опускают в стаканчики с водой ложечку. Мы видим предметы? Почему нам видны все предметы?  А сейчас рассмотрим предметы, опущенные в стакан с молоком. Вы их видите? Почему в молоке предметы не видны?

        Вывод: вода прозрачная.

     Средний возраст: «Что помогает птицам летать?»

Цель: Узнать, что помогает птицам летать.

Вы хотите узнать, что помогает птицам летать?( ответы детей) Для этого вспомним, чем покрыто тело птиц.

Чем покрыто тело птиц? Везде ли у птиц перья одинаковый длины , формы и цвета?  Какие перья на хвосте и крыльях? (рассмотреть)

Чем различаются перья?(ответы детей). Какие перья на ощупь? (мягкие). А что это? (гвоздь). Какой на ощупь гвоздь? (твёрдый). Что тяжелее? Подуйте на пёрышко и на гвоздь. Что вы увидели? Как по-вашему, почему летают только пёрышки? (они  лёгкие, а гвоздь – тяжёлый, тяжёлые предметы не летают).

Вывод: птицам помогают летать легкие перья.

     Старший возраст:  «Почему белые медведи не замерзают?»

Цель: Выяснить, почему белые медведи не замерзают.

Сегодня мы познакомимся с животным. А кто это отгадайте на ощупь (кусочек густого меха помещается в "Ящик ощущений”, дети ощупывают его и делают предположения). Воспитатель предлагает загадку-описание:

Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь, живет на Северном полюсе. (Белый медведь)

Мы будем говорить о белых медведях, и узнаем, почему они не замерзают.

Давайте вспомним, на кого похожи белые медведи? Где они живут? На кого они охотятся? Умеют ли медведи плавать? Что помогает им ловить рыбу? Что помогает жить белым медведям в суровых условиях севера? (ответы детей). Почему они не замерзают?                                                                                          

Детям предлагается с помощью опыта это выяснить. В пластиковые бутылки налить горячей воды, положить их в коробку, но одну бутылку укутать кусочком меха. Бутылки вынести на улицу. Через некоторое время бутылки внести в группу. Дети, ощупывая, сравнивают температуру воды в бутылках. Что вы  почувствовали? (ответы детей)

Вывод: У белых медведей густой мех, а мех хорошо сохраняет тепло, благодаря  воздуху, который находится между ворсинок.

4.Рефлексия. 

Что я взял для себя нового? Как я буду применять полученные знания в воспитательно-образовательной работе с детьми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....