Невидимый волшебник - воздух
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Волкова Ольга Владимировна

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdukh.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии в старшей группе

«Воздух – невидимка»

Воспитатель – Волкова О.В.

Цель:  Расширить представления детей о воздухе.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: воздух прозрачный, бесцветный; воздух везде и его можно обнаружить.
  2.  Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
  3.  Показать, что движение воздуха - это ветер.

Развивающие:

  1. Развивать связную речь, умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.
  2.  Развивать умение делать выводы, умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.
  3. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии Воздуха.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.

Материалы и оборудование:

Ход занятия.

I Организационный момент.

Дидактическая игра «Какой, какая, какие». Цель: закреплять умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

- Ребята, давайте поиграем в игру «Какой, какая, какие». Я буду называть предмет, а вы будете говорить какой он. ( Отвечает тот ребенок, которому воспитатель кидает воздушный шарик.)

ЯБЛОКО - …(спелое, вкусное, ..); КОСТРЮЛЯ, КОНЬКИ, ПОЛОТЕНЦЕ, МЯЧ, МАШИНА, САВОЧКИ, ВОЗДУХ - ..

Младший воспитатель заносит посылку и отдает воспитателю.

Воспитатель: -  Ой, ребята, нам пришла посылка. Не написано от кого, посмотрим , что лежит внутри.

- Как вы думаете, для чего нам прислали мячики? (Для игры, для занятий физкультурой.)

- А шарики? ( Для игры, для украшения комнаты.) Веера бумажные для чего? ( С ними можно танцевать. Ими машут, когда жарко.)  А стаканчики? ( Чтобы пить воду или делать поделки.)  А баночки?

- Разве можно играть детям со стеклянными баночками? (Нет.)

- А для чего же они? Наверное, это Незнайка нам посылку прислал. Собрал все подряд, не подумав, и подарил нам.

- Ой, ребята, тут еще письмо есть! (читает:)

Здравствуйте, ребята, пишет вам Буратино. Я знаю, что вы очень любознательные, любите экспериментировать, поэтому я собрал для вас эту посылку. Догадайтесь, о чем я хотел вам рассказать.

- Ребята, кто-нибудь из вас догадался, что объединяет все эти предметы?

Дети: - Может они сделаны из одного материала? – Нет.

- Может в них можно наливать воду? – Нет.

- А чем они наполнены? – Воздухом.

- В этом мячике есть воздух? – Да.

- А в этом?

- А в шарике что находится? – Воздух.

А в баночке есть воздух?

А в стакане?

- Сомневаетесь, значит надо проверить. Отправляемся в нашу лабораторию. ( Одеваем фартуки и шапочки.)

1 опыт ( по обнаружению воздуха).

- Вот ёмкость с водой, а вот пустая баночка. Переворачиваю баночку и погружаю в воду. Банка не наполняется водой. Что же не пускает воду в банку? (Воздух.)

- А теперь вы сами убедитесь в этом. (Дети повторяют опыт.)

- Оказывается, воздух существует вокруг нас, а мы его не видим. Почему мы его не видим? ( Он прозрачный, бесцветный.)

- А попробуйте воздух на вкус. Какой он ? (Безвкусный.)

- А теперь вдохните глубоко, чем пахнет воздух? ( Он без запаха.)

- А как вы думаете, воздух – невидимка движется или нет? ( Да. Нет.)

2 опыт (

Смотрите фокус. (Положить салфетку на край стола и взмахнуть тетрадью. Салфетка упала на пол.)

- Почему салфетка упала, ведь я ее не трогала руками? ( Это воздух двигался и привел салфетку в движение.)

- Хотите почувствовать на себе движение воздуха? (Да.) Тогда возьмите веера .

ФИЗМИНУТКА

А теперь встаньте в круг на ковре. Я буду держать бумажные полоски, а вы будете бегать вокруг меня.

- Что вы заметили? ( Бумажные полоски шевелились.)

- А почему полоски шевелились? ( Потому, что был ветер. )

- А отчего появился ветер? ( Потому что двигался воздух.)

- А вы заметили, что воздух от веера холодный?  А когда вы бегали по кругу, воздух тоже был холодный. А еще вы мне напомнили один электрический прибор, который мы используем в жару для охлаждения воздуха. Как он называется? (Вентилятор.)

- Так что происходит при движении воздуха? ( Появляется ветер.)

- Давайте сделаем маленький ветерок – тихонько подуем на бумагу.

- А теперь сильно подуйте.  Что вы услышали при сильном ветре? (Шум. Звуки.)

- Вспомните, какие звуки мы слышали при сильном ветре. Оказывается воздух можно услышать.  Воздух может по-разному звучать.  Давайте вместе попробуем подуть вот так. ( Приложить к губам край листа бумаги и подуть вдоль нее, чтобы получился звук.) Наши предки заметили это и стали делать  вот такие игрушки - свистульки , а затем и музыкальные инструменты. ( Показ инструментов.)

- Дети, у нас еще есть разные мячи. Что у них внутри? (Воздух.) Давайте попробуем бить этими мячами об пол. ( мячи хорошо отскакивают, а воздушный шар  не отскакивает.) В чем же тут секрет?  Может в размере? ( Нет, потому что маленький мяч тоже отскакивает от пола. А воздушный шар больше его по размеру.)

- А давайте  теперь попробуем подуть на них. ( Воздушный шар улетел, маленький мяч сдвинулся немного, а резиновый мяч не сдвинулся с места.) кто знает, почему шарик улетел? (Он очень легкий.) А почему этот резиновый мяч не сдвинулся с места? ( Он тяжелый.)

- Я тоже так думаю, но надо проверить. С помощью какого прибора можно взвесить предметы? ( С помощью весов.)

Взвешиваем и определяем, что резиновый мяч самый тяжелый, а воздушный шарик самый легкий.

- Вот теперь мы научно доказали наши предположения. Интересно, а воздух имеет вес? ( Да. Нет.) Давайте взвесим пустой шарик и полный. Какой шарик тяжелее? Почему? ( Потому что в нем есть воздух.) А это значит, что воздух имеет вес.

- Какова же роль воздуха в жизни человека? ( Люди дышат воздухом.) Закройте нос рукой. А теперь откройте. Сможете вы жить, если нечем будет дышать? ( Не сможем.)

- Воздух нужен человеку для жизни. А еще воздух помогает человеку. Следующий раз мы побеседуем о том, как  и где использует человек воздух. ( Показ картинок.)

Подведение итога занятия. А сейчас мы должны написать ответное письмо Буратино. С чего начинать писать письмо?

ЗДРАВСТВУЙ, БУРАТИНО! БОЛЬШОЕ СПАСИБО ТЕБЕ ЗА ПОСЫЛКУ. БЛАГОДАРЯ ТЕБЕ МЫ УЗНАЛИ, ЧТО ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА ЕСТЬ ВЕЗДЕ ВОКРУГ НАС. ОН ПРОЗРАЧНЫЙ, БЕЗ ВКУСА, БЕЗ ЗАПАХА. БЕЗ НЕГО НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕК. ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА – ЭТО ВЕТЕР.

ПРИГЛАШАЕМ ТЕБЯ К НАМ В ГОСТИ. ДО ВСТРЕЧИ!

Завтра мы пойдем с вами на почту и отправим письмо, а сейчас получите свои подарки (воздушные шары). Игра «Кто быстрее надует шарик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Невидимый волшебник»

Конспект занятия по экологии в  старшей группе«Невидимый волшебник»...

Конспект ОД на тему " Невидимый волшебник"

Конспект ОД по ОО " Познавательное развитие"   по формированию элементарных естественно- научных представлений и экологической культуры у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Невидимый помощник-воздух"

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям детей подготовительной группы по знакомству со свойствами воздуха....

Познавательно-исследовательский проект "Невидимый волшебник- воздух"

Цель: Сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности....

Конспект занятия ( совместной ОЭД) с детьми старшего дошкольного возраста " Невидимый волшебник".

Конспект  занятия  (ОО "Познание") с детьми старшего дошкольного возраста с целью  удовлетворения  потребности детей в познании окружающего мира  путём участия...

МАСТЕР-КЛАССС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «НЕВИДИМЫЙ ВОЛШЕБНИК (ВОЗДУХ)»»

МАСТЕР-КЛАССС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ«НЕВИДИМЫЙ   ВОЛШЕБНИК (ВОЗДУХ)»»   Цель: Обнаружить воздух в пространстве и внутри нас; в...