МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»
методическая разработка (окружающий мир, средняя группа) по теме

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА 

ГБОУ 762 общеразвивающего вида.                                                                                                                                 

 Город МОСКВА, ВАО, р-н ВЕШНЯКИ                                                                                                                    

ВИД ПРОЕКТА: исследовательский, творческий.                                                                    

 ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный /октябрь-декабрь 2013-14 год/.                                              

 ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: средний дошкольный возраст /4-5 лет/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx138.52 КБ

Предварительный просмотр:

     « ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА  ГБОУ 762 общеразвивающего вида.                                                                                                                                  Город МОСКВА, ВАО, р-н ВЕШНЯКИ                                                                                                                    ВИД ПРОЕКТА: исследовательский, творческий.                                                                     ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный /октябрь-декабрь 2013-14 год/.                                               ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: средний дошкольный возраст /4-5 лет/


НАПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ТЕМА

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

октябрь

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«ПОЗНАНИЕ»

/развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности/

Беседа-проблема:

«Вода-вода, кругом вода и без нее нам никуда»

Вызвать интерес детей к данной проблеме, проявить интерес к исследованию данного вопроса.

Предпринимать самостоятельные попытки делать выводы и планировать последовательность действий в своих исследованиях.

Подвести детей к главному вопросу исследования: «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

«ПОЗНАНИЕ»

/развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

«МУЗЫКА»

/развитие музыкально-художественной деятельности,

приобщение к музыкальному искусству/

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

/развитие продуктивной деятельности детей (различные виды изо-деятельности)/

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

/ приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми/

Занятие: 

«Вода вокруг нас»

Расширять представления детей о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Формировать представления детей о необходимости воды в жизни людей животных, растений и бережном отношении к ней.

Продолжать развивать у детей интерес к музыке.

Вызвать желание самостоятельно сравнивать звуки музыки с журчанием воды.

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения используя различные виды в изо-деятельности.

Развивать у детей умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками во время создания коллективной поделки.

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

/формирование интереса и потребности в чтении/

Вторая половина дня: Чтение: 

«Сказка о воде» Урядовой Ирины

http://www.proza.ru /2008/08/15/241

Познакомить детей через сказку с явлением, которое называется: круговорот воды в природе.

Продолжать работу по формированию интереса к книгам.

Приобщить к словесному искусству.

Слушать внимательно сказку.

Содействовать правильному восприятию содержания произведения.

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«ЗДОРОВЬЕ»

/воспитание культурно гигиенических навыков./

/ формирование начальных представлений о здоровом образе жизни./

Подгрупповая работа с детьми в привитии культурно-гигиенических навыков в ходе режимных моментов.

Расширять представления о важности для здоровья гигиенических процедур и значимости в них воды.  

Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием (Я мою руки, чтобы микробы не попали с моих рук на пищу», «Я мою фрукты, чтобы у микробы не попали в мой организм»).

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

/развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта./

/формирование потребностей в двигательной активности физическом совершенствовании/

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

/Развитие игровой деятельности (подвижная игра)/

Подвижная игра в ходе занятия по физкультуре: «Щука и караси»

Через подвижную игру познакомить детей с представителями пресноводных обитателей.

Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в двигательной деятельности детей.

Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.

Развивать пространственную ориентировку.

Приучать к выполнению действий по сигналу. 

Развивать у детей организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками во время игры.

«СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ  РАЗВИТИЕ»

«ТРУД»

/развитие трудовой деятельности (труд в природе)./

Вторая половина дня: индивидуальное поручение по работе в природном уголке по уходу за растениями: «Полив растений»

Добиваться самостоятельных выводов детей, о том, что растения тоже живые организмы и для их жизни им необходима вода.

Формирование положительного отношения к труду.

Закреплять умение поливать растения.

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«ПОЗНАНИЕ»

/Развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /Формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

Наблюдение в ходе прогулки:

«Дождь»

Расширять представления детей о том, в каком виде существует вода в окружающей среде и как это происходит, закрепляя знания о круговороте воды в природе.

Познакомить детей с природным явлением-дождем, его особенностями.

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«ПОЗНАНИЕ»

/Развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /Формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

Наблюдения в ходе прогулки: 

«Лужа»

(ряд наблюдений за состоянием воды в луже)

Расширять представления детей о том, в каком виде существует вода в окружающей среде и почему после дождя остаются лужи и куда, они потом деваются.

Продолжать знакомить детей с элементарными представлениями о круговороте воды в природе в ходе наблюдений.

«СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ  РАЗВИТИЕ»

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

/развитие игровой деятельности (театрализованные игры)/

«КОММУНИКАЦИЯ»

/развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности/

/практическое овладение воспитанниками нормами речи/

«МУЗЫКА»

/развитие музыкально-художественной деятельности,

приобщение к музыкальному искусству/

Развлечение:

«Праздник осенних дождей»

Дать представления детям, о том, что дожди бывают разные, они дают, питают землю живительной влагой, благодаря которой люди получают, в результате труда, необходимый для жизни урожай.

Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя /которого исполняешь в инсценировке/, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Развивать умение разыгрывать несложные представления; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивать умение инсценировать и исполнять песни и танцы в соответствии с тематикой небольшого музыкального спектакля.

ноябрь

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«ПОЗНАНИЕ»

/Развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /Формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

/развитие продуктивной деятельности детей (аппликация)/

Занятие: 

«Обитатели рек, озер и прудов»

Расширять представления детей о пресноводных водоемах и их обитателях.

Продолжать знакомить детей с представителями пресноводных водоемов, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде.

Воспитывать бережное отношение  к пресноводным животным и к их среде обитания.

Разъяснить необходимость охраны этих животных и их среды обитания.

Формировать эмоциональное отношение к животным.

Развивать желание у детей передавать  разнообразие и многоцветие окружающего мира средствами аппликации.

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

«ПОЗНАНИЕ»

/развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

«МУЗЫКА»

/развитие музыкально-художественной деятельности,

приобщение к музыкальному искусству/

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

/развитие продуктивной деятельности детей (рисования)/

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

/ приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми/

Занятие:

«Обитателей морей и океанов»

Расширять представления детей о морях, океанах и их обитателях.

Познакомить детей с жителями морей и океанов, показать их особенности, приспособленность к жизни в соленой водной среде.

Воспитывать бережное отношение  к морским обитателям и к их среде обитания.

Разъяснить необходимость охраны этих животных и их среды обитания.

Формировать эмоциональное отношение к животным.

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней.

Вызвать желание самостоятельно сравнивать звуки музыки с шумом прибоя, плеском рыбы.

Развивать желание у детей передавать  разнообразие и многоцветие окружающего мира средствами рисования.

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

/формирование интереса и потребности в чтении/

«ПОЗНАНИЕ»

/Формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

Вторая половина дня: Чтение: 

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

«ПОЗНАНИЕ»

/Развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /Формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

/развитие игровой деятельности (дидактические игры)/

/ приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми/

Занятие:

«Вода нужна всем»

Продолжать расширять представления детей о том, какую роль играет вода в жизни растений, животных и людей.

Формировать представления детей о необходимости воды в жизни людей животных, растений и бережном отношении к ней.

Разъяснить, что разным живым организмам необходимо разное количество воды.

Знакомить с дидактическими играми, направленными на совершенствование умения, группировать предметы по определенным признакам.

Продолжать воспитывать бережное отношение к воде.

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

«ПОЗНАНИЕ»

/развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

«БЕЗОПАСНОСТЬ»

/приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения/

Занятие:

«Какая она, вода?» экспериментирование

Создавать условия для расширения представлений детей о воде.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Развивать умение сравнивать и группировать предметы по определенным признакам, делать самостоятельные выводы в ходе экспериментов.

Знакомить детей с элементарными правилами поведения рядом с водоемами.

Воспитывать у детей привычку экономить воду — закрывать за собой кран с водой.

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

/развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта./

/формирование потребностей в двигательной активности физическом совершенствовании/

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

/Развитие игровой деятельности (подвижная игра)/

Подвижная игра в ходе занятия по физкультуре: «Море волнуется…»

Через подвижную игру продолжать знакомить детей с жизнью моря и морских обитателей.

Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в двигательной деятельности детей.

Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.

Развивать пространственную ориентировку.

Приучать к выполнению действий по сигналу.

Развивать у детей организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками во время игры.

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«ПОЗНАНИЕ»

/развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

Наблюдение в ходе прогулки:

«Снег» (ряд наблюдений за состоянием снега при разных температурах воздуха)

Через наблюдения за природным явлением – снегом, подвести детей к самостоятельным выводам, о том, что снег-это разновидность воды и при сильном и слабом морозе снег становится разный: хрустит, рассыпается, слипается.

Расширять представления детей о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Познакомить детей с природным явлением-снегом, его особенностями.

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«ПОЗНАНИЕ»

/развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

Наблюдения в ходе прогулки:

«Лужа» (ряд наблюдений за состоянием замерзшей воды в луже)

Через наблюдения за водой в луже в мороз, подвести детей к самостоятельным выводам, о том, что вода в мороз замерзает и становится льдом, - это разновидность воды и при сильном и слабом морозе лед становится разный: хрупкий, тонкий, твердый, скользкий.

Расширять представления детей о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Выяснить, с детьми, почему лед опасен для здоровья и как надо себя вести на льду.

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

/развитие продуктивной деятельности детей (постройки из снега)/

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

/развитие игровой деятельности (подвижная игра)/

/ приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)/ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

/формирование потребностей в двигательной активности физическом совершенствовании/

«ЗДОРОВЬЕ»

/формирование начальных представлений о здоровом образе жизни./

Игры со снегом в ходе прогулки:

«Постройки из снега и игры с ними»

Продолжать знакомить со свойствами снега и побуждать детей делать самостоятельные выводы: из снега можно делать постройки, потому, что…; снег слипается потому, что… и т.д.

Дать представление о составляющих здорового образа жизни: прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, занятия физкультурой.

Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой роли, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата в постройке.

Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил.

Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).

«СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ  РАЗВИТИЕ»

«ТРУД»

/развитие трудовой деятельности (хозяйственно бытовой труд )./

Вторая половина дня: индивидуальное поручение по хозяйственно бытовому труду по мытью игрушек:

«Искупаем игрушки»

Подвести детей к выводу о том, что для того, чтобы было чисто в доме, необходима вода.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и игрушек в чистоте.

Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Разъяснять детям значимость их труда.

Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым

декабрь

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ходе родительского собрания:

«Необходимость исследовательской деятельности и экспериментирования в дошкольном возрасте»

  1. Развитие мышления: умение ставить вопрос, рассуждать и искать на него ответ.
  2. Формирование  наблюдательности; умения анализировать, обобщать, группировать, делать выводы.

Вывод:  исследовательская деятельность в дошкольном возрасте очень важная ступень при подготовке ребенка к обучению в школе.

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

/развитие игровой деятельности (театрализованная игра)/

«МУЗЫКА»

/развитие музыкально-художественной деятельности,

приобщение к музыкальному искусству/

В ходе музыкального занятия: 

«Этюды» /мы – жители водоемов/

Продолжать знакомство с обитателями подводного мира их поведением и повадками.

Проводить этюды для развития необходимых исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные, зрительные образы.

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

/формирование интереса и потребности в чтении/

«ПОЗНАНИЕ»

/Формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

Вторая половина дня: Чтение: 

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

/приобщение к изобразительному искусству/

«КОММУНИКАЦИЯ»

/развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности/

«ПОЗНАНИЕ»

/развитие литературной речи/

/приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса/

Вторая половина дня:

«Вода - в устном народном творчестве»

Знакомить детей с произведениями народного искусства (пословицы и поговорки;  загадки).

Через устное народное творчество продолжить знакомство с разнообразием проявлений и использования воды в жизни человека.

Подводить детей к самостоятельному осознанию и пониманию смысла пословиц, поговорок, загадок.

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

/развитие продуктивной деятельности детей (лепка)/

/развитие детского творчества/

Занятие:

«Рыбки» /лепка/

Выяснить с детьми характерные признаки разных рыб и их назначение для их жизни в воде.

Развивать умение выделять и использовать средства выразительности в лепке.

Знакомить детей с произведениями народного искусства: изделия народного декоративно - прикладного искусства.

«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

« СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

«ПОЗНАНИЕ»

/Сенсорное развитие./

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

/Развитие игровой деятельности (дидактическая игра)/

Вторая половина дня:

«Назови, кто это и где живет (земноводные и обитатели водоемов)» /дидактическая игра/

Учить  детей самостоятельно узнавать, находить, называть и группировать по внешним признакам земноводных и обитателей водоемов.

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

/развитие продуктивной деятельности детей (поделки из различных материалов, объединенных одной темой совместно с родителями и другими членами семей)/

Итог продуктивной деятельности детей  совместно с родителями: «ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК ПО ТЕМЕ:

«ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

/приложение/

Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Веракса Н. Е., Веракса А, Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве.-М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника,—М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
  • Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010. 
  • Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  • Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
  • Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.-М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
  • Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
  • Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  • Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
  • Комаро ва Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
  • Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,
  • Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
  • Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  • Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших дошкольников. Начальная школа (Первое сентября). -2006.- №10
  • Егорова Т. А. Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. Исследовательская работа школьников. 2004. №2.
  • Короткова Н. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ребенок в детском саду – 2002. №1.
  • Поддъяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. Вопросы психологии.-1996. №4.
  • Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:·          «Физическая культура»,·          «Здоровье»,·...

Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"

Проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах....

Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас»

Цель проекта:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания....

Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"

Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас» Участники: дети, родители и воспитатели средней группы «Незабудка». Продолжительность проекта: среднесрочный....

Информационно - исследовательский проект: «Вода вокруг нас»

Проект "Вода вокруг нас" охватывает все образовательные области и позволяет расширить и систематизировать знания детей о роли воды в жизни человека....

Методическая разработка исследовательского проекта "Вода-водичка для детей младшего дошкольного возраста"

Цель данного проекта: закреплять знания детей о свойствах воды: холодная, горячая, теплая, умения аккуратно ей пользоваться.Задачи: — участвовать в посильной практической деятельности;- развиват...