Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»
    методическая разработка (окружающий мир, средняя группа) по теме

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

    АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА 

    ГБОУ 762 общеразвивающего вида.                                                                                                                                 

     Город МОСКВА, ВАО, р-н ВЕШНЯКИ                                                                                                                    

    ВИД ПРОЕКТА: исследовательский, творческий.                                                                    

     ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный /октябрь-декабрь 2013-14 год/.                                              

     ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: средний дошкольный возраст /4-5 лет/

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл voda.docx138.52 КБ

    Предварительный просмотр:

         « ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

    АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА  ГБОУ 762 общеразвивающего вида.                                                                                                                                  Город МОСКВА, ВАО, р-н ВЕШНЯКИ                                                                                                                    ВИД ПРОЕКТА: исследовательский, творческий.                                                                     ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный /октябрь-декабрь 2013-14 год/.                                               ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: средний дошкольный возраст /4-5 лет/


    НАПРАВЛЕНИЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

    ТЕМА

    ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

    октябрь

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ПОЗНАНИЕ»

    /развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности/

    Беседа-проблема:

    «Вода-вода, кругом вода и без нее нам никуда»

    Вызвать интерес детей к данной проблеме, проявить интерес к исследованию данного вопроса.

    Предпринимать самостоятельные попытки делать выводы и планировать последовательность действий в своих исследованиях.

    Подвести детей к главному вопросу исследования: «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ПОЗНАНИЕ»

    /развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

    «МУЗЫКА»

    /развитие музыкально-художественной деятельности,

    приобщение к музыкальному искусству/

    «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

    /развитие продуктивной деятельности детей (различные виды изо-деятельности)/

    «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

    / приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми/

    Занятие: 

    «Вода вокруг нас»

    Расширять представления детей о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.

    Формировать представления детей о необходимости воды в жизни людей животных, растений и бережном отношении к ней.

    Продолжать развивать у детей интерес к музыке.

    Вызвать желание самостоятельно сравнивать звуки музыки с журчанием воды.

    Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения используя различные виды в изо-деятельности.

    Развивать у детей умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками во время создания коллективной поделки.

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

    /формирование интереса и потребности в чтении/

    Вторая половина дня: Чтение: 

    «Сказка о воде» Урядовой Ирины

    http://www.proza.ru /2008/08/15/241

    Познакомить детей через сказку с явлением, которое называется: круговорот воды в природе.

    Продолжать работу по формированию интереса к книгам.

    Приобщить к словесному искусству.

    Слушать внимательно сказку.

    Содействовать правильному восприятию содержания произведения.

    «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ЗДОРОВЬЕ»

    /воспитание культурно гигиенических навыков./

    / формирование начальных представлений о здоровом образе жизни./

    Подгрупповая работа с детьми в привитии культурно-гигиенических навыков в ходе режимных моментов.

    Расширять представления о важности для здоровья гигиенических процедур и значимости в них воды.  

    Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием (Я мою руки, чтобы микробы не попали с моих рук на пищу», «Я мою фрукты, чтобы у микробы не попали в мой организм»).

    «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

    /развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта./

    /формирование потребностей в двигательной активности физическом совершенствовании/

    «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

    /Развитие игровой деятельности (подвижная игра)/

    Подвижная игра в ходе занятия по физкультуре: «Щука и караси»

    Через подвижную игру познакомить детей с представителями пресноводных обитателей.

    Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в двигательной деятельности детей.

    Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.

    Развивать пространственную ориентировку.

    Приучать к выполнению действий по сигналу. 

    Развивать у детей организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками во время игры.

    «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ  РАЗВИТИЕ»

    «ТРУД»

    /развитие трудовой деятельности (труд в природе)./

    Вторая половина дня: индивидуальное поручение по работе в природном уголке по уходу за растениями: «Полив растений»

    Добиваться самостоятельных выводов детей, о том, что растения тоже живые организмы и для их жизни им необходима вода.

    Формирование положительного отношения к труду.

    Закреплять умение поливать растения.

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ПОЗНАНИЕ»

    /Развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /Формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

    Наблюдение в ходе прогулки:

    «Дождь»

    Расширять представления детей о том, в каком виде существует вода в окружающей среде и как это происходит, закрепляя знания о круговороте воды в природе.

    Познакомить детей с природным явлением-дождем, его особенностями.

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ПОЗНАНИЕ»

    /Развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /Формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

    Наблюдения в ходе прогулки: 

    «Лужа»

    (ряд наблюдений за состоянием воды в луже)

    Расширять представления детей о том, в каком виде существует вода в окружающей среде и почему после дождя остаются лужи и куда, они потом деваются.

    Продолжать знакомить детей с элементарными представлениями о круговороте воды в природе в ходе наблюдений.

    «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ  РАЗВИТИЕ»

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

    /развитие игровой деятельности (театрализованные игры)/

    «КОММУНИКАЦИЯ»

    /развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности/

    /практическое овладение воспитанниками нормами речи/

    «МУЗЫКА»

    /развитие музыкально-художественной деятельности,

    приобщение к музыкальному искусству/

    Развлечение:

    «Праздник осенних дождей»

    Дать представления детям, о том, что дожди бывают разные, они дают, питают землю живительной влагой, благодаря которой люди получают, в результате труда, необходимый для жизни урожай.

    Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя /которого исполняешь в инсценировке/, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

    Развивать умение разыгрывать несложные представления; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

    Совершенствовать интонационную выразительность речи.

    Развивать умение инсценировать и исполнять песни и танцы в соответствии с тематикой небольшого музыкального спектакля.

    ноябрь

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ПОЗНАНИЕ»

    /Развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /Формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

    «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

    /развитие продуктивной деятельности детей (аппликация)/

    Занятие: 

    «Обитатели рек, озер и прудов»

    Расширять представления детей о пресноводных водоемах и их обитателях.

    Продолжать знакомить детей с представителями пресноводных водоемов, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде.

    Воспитывать бережное отношение  к пресноводным животным и к их среде обитания.

    Разъяснить необходимость охраны этих животных и их среды обитания.

    Формировать эмоциональное отношение к животным.

    Развивать желание у детей передавать  разнообразие и многоцветие окружающего мира средствами аппликации.

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ПОЗНАНИЕ»

    /развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

    «МУЗЫКА»

    /развитие музыкально-художественной деятельности,

    приобщение к музыкальному искусству/

    «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

    /развитие продуктивной деятельности детей (рисования)/

    «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

    / приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми/

    Занятие:

    «Обитателей морей и океанов»

    Расширять представления детей о морях, океанах и их обитателях.

    Познакомить детей с жителями морей и океанов, показать их особенности, приспособленность к жизни в соленой водной среде.

    Воспитывать бережное отношение  к морским обитателям и к их среде обитания.

    Разъяснить необходимость охраны этих животных и их среды обитания.

    Формировать эмоциональное отношение к животным.

    Продолжать воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней.

    Вызвать желание самостоятельно сравнивать звуки музыки с шумом прибоя, плеском рыбы.

    Развивать желание у детей передавать  разнообразие и многоцветие окружающего мира средствами рисования.

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

    /формирование интереса и потребности в чтении/

    «ПОЗНАНИЕ»

    /Формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

    Вторая половина дня: Чтение: 

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ПОЗНАНИЕ»

    /Развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /Формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

    «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

    /развитие игровой деятельности (дидактические игры)/

    / приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми/

    Занятие:

    «Вода нужна всем»

    Продолжать расширять представления детей о том, какую роль играет вода в жизни растений, животных и людей.

    Формировать представления детей о необходимости воды в жизни людей животных, растений и бережном отношении к ней.

    Разъяснить, что разным живым организмам необходимо разное количество воды.

    Знакомить с дидактическими играми, направленными на совершенствование умения, группировать предметы по определенным признакам.

    Продолжать воспитывать бережное отношение к воде.

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ПОЗНАНИЕ»

    /развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

    «БЕЗОПАСНОСТЬ»

    /приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения/

    Занятие:

    «Какая она, вода?» экспериментирование

    Создавать условия для расширения представлений детей о воде.

    Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

    Развивать умение сравнивать и группировать предметы по определенным признакам, делать самостоятельные выводы в ходе экспериментов.

    Знакомить детей с элементарными правилами поведения рядом с водоемами.

    Воспитывать у детей привычку экономить воду — закрывать за собой кран с водой.

    «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

    /развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта./

    /формирование потребностей в двигательной активности физическом совершенствовании/

    «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

    /Развитие игровой деятельности (подвижная игра)/

    Подвижная игра в ходе занятия по физкультуре: «Море волнуется…»

    Через подвижную игру продолжать знакомить детей с жизнью моря и морских обитателей.

    Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в двигательной деятельности детей.

    Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.

    Развивать пространственную ориентировку.

    Приучать к выполнению действий по сигналу.

    Развивать у детей организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками во время игры.

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ПОЗНАНИЕ»

    /развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

    Наблюдение в ходе прогулки:

    «Снег» (ряд наблюдений за состоянием снега при разных температурах воздуха)

    Через наблюдения за природным явлением – снегом, подвести детей к самостоятельным выводам, о том, что снег-это разновидность воды и при сильном и слабом морозе снег становится разный: хрустит, рассыпается, слипается.

    Расширять представления детей о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.

    Познакомить детей с природным явлением-снегом, его особенностями.

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ПОЗНАНИЕ»

    /развитие познавательно-исследовательской деятельности/, /формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

    Наблюдения в ходе прогулки:

    «Лужа» (ряд наблюдений за состоянием замерзшей воды в луже)

    Через наблюдения за водой в луже в мороз, подвести детей к самостоятельным выводам, о том, что вода в мороз замерзает и становится льдом, - это разновидность воды и при сильном и слабом морозе лед становится разный: хрупкий, тонкий, твердый, скользкий.

    Расширять представления детей о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.

    Выяснить, с детьми, почему лед опасен для здоровья и как надо себя вести на льду.

    «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

    /развитие продуктивной деятельности детей (постройки из снега)/

    «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

    /развитие игровой деятельности (подвижная игра)/

    / приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)/ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

    /формирование потребностей в двигательной активности физическом совершенствовании/

    «ЗДОРОВЬЕ»

    /формирование начальных представлений о здоровом образе жизни./

    Игры со снегом в ходе прогулки:

    «Постройки из снега и игры с ними»

    Продолжать знакомить со свойствами снега и побуждать детей делать самостоятельные выводы: из снега можно делать постройки, потому, что…; снег слипается потому, что… и т.д.

    Дать представление о составляющих здорового образа жизни: прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, занятия физкультурой.

    Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой роли, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата в постройке.

    Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучать к самостоятельному выполнению правил.

    Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).

    «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ  РАЗВИТИЕ»

    «ТРУД»

    /развитие трудовой деятельности (хозяйственно бытовой труд )./

    Вторая половина дня: индивидуальное поручение по хозяйственно бытовому труду по мытью игрушек:

    «Искупаем игрушки»

    Подвести детей к выводу о том, что для того, чтобы было чисто в доме, необходима вода.

    Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и игрушек в чистоте.

    Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

    Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

    Разъяснять детям значимость их труда.

    Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым

    декабрь

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    В ходе родительского собрания:

    «Необходимость исследовательской деятельности и экспериментирования в дошкольном возрасте»

    1. Развитие мышления: умение ставить вопрос, рассуждать и искать на него ответ.
    2. Формирование  наблюдательности; умения анализировать, обобщать, группировать, делать выводы.

    Вывод:  исследовательская деятельность в дошкольном возрасте очень важная ступень при подготовке ребенка к обучению в школе.

    «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

    /развитие игровой деятельности (театрализованная игра)/

    «МУЗЫКА»

    /развитие музыкально-художественной деятельности,

    приобщение к музыкальному искусству/

    В ходе музыкального занятия: 

    «Этюды» /мы – жители водоемов/

    Продолжать знакомство с обитателями подводного мира их поведением и повадками.

    Проводить этюды для развития необходимых исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные, зрительные образы.

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

    /формирование интереса и потребности в чтении/

    «ПОЗНАНИЕ»

    /Формирование целостной картины мира, расширение кругозора/

    Вторая половина дня: Чтение: 

    «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

    /приобщение к изобразительному искусству/

    «КОММУНИКАЦИЯ»

    /развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности/

    «ПОЗНАНИЕ»

    /развитие литературной речи/

    /приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса/

    Вторая половина дня:

    «Вода - в устном народном творчестве»

    Знакомить детей с произведениями народного искусства (пословицы и поговорки;  загадки).

    Через устное народное творчество продолжить знакомство с разнообразием проявлений и использования воды в жизни человека.

    Подводить детей к самостоятельному осознанию и пониманию смысла пословиц, поговорок, загадок.

    «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

    /развитие продуктивной деятельности детей (лепка)/

    /развитие детского творчества/

    Занятие:

    «Рыбки» /лепка/

    Выяснить с детьми характерные признаки разных рыб и их назначение для их жизни в воде.

    Развивать умение выделять и использовать средства выразительности в лепке.

    Знакомить детей с произведениями народного искусства: изделия народного декоративно - прикладного искусства.

    «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

    « СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ПОЗНАНИЕ»

    /Сенсорное развитие./

    «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

    /Развитие игровой деятельности (дидактическая игра)/

    Вторая половина дня:

    «Назови, кто это и где живет (земноводные и обитатели водоемов)» /дидактическая игра/

    Учить  детей самостоятельно узнавать, находить, называть и группировать по внешним признакам земноводных и обитателей водоемов.

    «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

    «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

    /развитие продуктивной деятельности детей (поделки из различных материалов, объединенных одной темой совместно с родителями и другими членами семей)/

    Итог продуктивной деятельности детей  совместно с родителями: «ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК ПО ТЕМЕ:

    «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

    /приложение/

    Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

    ЛИТЕРАТУРА:

    • Веракса Н. Е., Веракса А, Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве.-М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
    • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника,—М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
    • Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010. 
    • Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
    • Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
    • Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.-М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
    • Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
    • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
    • Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
    • Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
    • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
    • Комаро ва Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
    • Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,
    • Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
    • Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
    • Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших дошкольников. Начальная школа (Первое сентября). -2006.- №10
    • Егорова Т. А. Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. Исследовательская работа школьников. 2004. №2.
    • Короткова Н. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ребенок в детском саду – 2002. №1.
    • Поддъяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. Вопросы психологии.-1996. №4.
    • Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:·          «Физическая культура»,·          «Здоровье»,·...

    Собственная методическая разработка,Конспект.Тема:"Интересное вокруг нас"

    Цель: закрепить представление о воде и ее свойствах, используя различные приемы работы; труд, психогимгнастика, экспериментирование.Задачи:• Активизация словаря: стремительный, могучий, неторопливое, ...

    Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"

    Проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах....

    Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас»

    Цель проекта:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания....

    Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"

    Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас» Участники: дети, родители и воспитатели средней группы «Незабудка». Продолжительность проекта: среднесрочный....

    Познавательно-исследовательский проект «Насекомые вокруг нас»

    Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится ...

    исследовательский проект "Радуга вокруг нас"

    исследовательский проект для детей подготовительной к школе группы...