Информационно - исследовательский проект: «Вода вокруг нас»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Яворская Надежда Петровна

Проект "Вода вокруг нас" охватывает все образовательные области и позволяет расширить и систематизировать знания детей о роли воды в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sr.gr_.1_voda_vokrug_nas.docx352.84 КБ

Предварительный просмотр:

                       

        

       

Информационно - исследовательский проект

Тема: «Вода вокруг нас»

«Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять». 

Проблема: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?

Актуальность: Научный прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса является все большее разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе требует безотлагательного решения. В дошкольное возрасте происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире, формируется отношение к природе и людям. Первое вещество, с которым знакомится ребенок – вода. Она является живительной силой, источником жизни и чудом природы. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она – постоянная спутница человека.

Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о таком явлении неживой природе, как вода. Проект «Вода вокруг нас» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие), что даёт всем участникам проекта возможность творчески реализоваться. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

 Цель проекта: формировать  знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов.

Задачи проекта:

  • закреплять и расширять знания об окружающем мире;
  • развивать творческие способности, воображение, речь;
  • вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово и музыку;
  • учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе;
  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
  • формировать  первоначальные умения  и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • развивать у детей познавательную активность.

Сроки реализации: 04.03 – 21.03     2019г.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети и родители  ср. гр№1

Продолжительность проекта: долгосрочный, в рамках ДОУ.

Вид проекта: информационно -  исследовательский.

Формы организации проекта:

• опыты;

• познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

• наблюдения;

• чтение художественной литературы по теме;

• беседы;

• дидактические, подвижные игры;

• трудовая деятельность.

Виды деятельности:

• речевая;

• игровая;

• трудовая;

• музыкальная;

• творческая;

• изобразительная;

• продуктивная;

• поисково-исследовательская;

• совместная и самостоятельная;

• просветительская;

• ознакомление с художественной литературой;

• ознакомление с окружающим;

• формирование временных понятий;

          • развитие коммуникативных способностей.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развиие».

Продукт проектной деятельности:

  • фотовыставка: «Мы - экспериментаторы»;
  • разработка картотеки: «Опыты  с водой»;
  • итоговое занятие:  «Вода вокруг нас», с использованием опытно – экспериментальной деятельности ;
  • консультация для родителей: «Как организовать опыты с водой дома».

Принципы реализации проекта:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей;

• интеграция;

• совместная работа с родителями и специалистами.

 Планируемый результат реализации проекта: 

  • дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах;
  • знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле;
  • понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД;
  • умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

Для родителей: 

  • у родителей сформирован интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
  • оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада.

Для педагогов: 

  • повышение уровня профессионального мастерства;
  • закладывание основы партнёрских отношений с родителями.

            Этапы реализации проекта:

I этап: подготовительный

Деятельность педагогов: 

  • изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах;
  • составить план работы по реализации проекта;
  • пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием;
  • разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме «Вода»;
  • разработать цикл занятий по изодеятельности для создания творческих работ по изучаемой теме;
  • разработать итоговое занятие: «Вода вокруг нас»,  с использованием опытно – экспериментальной деятельности
  • разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды;
  • создать наглядный материал “Художественное слово о воде”;
  • организовать выставку детских творческих работ по теме: «Вода»;
  • провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
  • познакомить родителей с содержанием консультации “Как организовать опыты с водой дома”.

Для родителей: памятки и консультации. 

Для педагогов: стендовый доклад по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Для детей: презентации PowerPoint, интерактивные физминутки, мультиальбомы, слайд-шоу по теме.

                  2  этап: основной

Содержание работы с детьми, родителями, специалистами во время реализации проекта:

День недели

Интеграция образовательных областей

Содержание

Понедельник

04.03

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-

коммуникативное развитие

1. «Капают сосульки» пальчиковая гимнастика.

Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук

2.Беседа:   «Вода вокруг нас».

Цель: способствовать развитию интереса к познавательно – исследовательской деятельности

3. Заучивание стихотворения «Дождик»

 Цель: развивать память и речь детей

4. П/игра: «Солнышко и дождик»

Цель: формировать умение действовать согласно правилам игры.

5. Консультация для родителей: «Наблюдаем с детьми за изменениями, происходящими в природе весной»

Цель: расширить знания детей об  изменениях, происходящих весной  .

Вторник

05.03

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

1. Исследовательская деятельность: «Разноцветная водичка»

Цель: развивать познавательную активность детей.

2. Лепка “Озеро с камышами”.

Цель: закреплять знания детей о воде, встречающейся в природе.                                                                                         3. Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.

Цель: формировать основы ЗОЖ

4. ТРИЗ «Маленькие человечки» Цель: познакомить детей с символами, обозначающими три состояния воды

Среда

06.03

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-

коммуникативное развитие

1. Чтение художественной литературы: «Что случилось с рекой» (Б. Заходер),

Цель: воспитывать внимание, желание отвечать на поставленные вопросы.

2. Опыт: «Вода не имеет формы» Цель: развивать познавательную активность детей.

3.П/игра: «Ветер на море»

Цель: познакомить с правилами игры.

4. Д.и: «Где спряталась вода?»

Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление.

5. Танец: «Злая тучка»

Цель: учить выполнять движения под музыку.

Четверг

07.03

Физическое развитие

Социально-

коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

1. Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года» (отрывки).

Цель: учить определять характер муз. произведения.

2. Исследовательская деятельность: «Где быстрее растает снежинка?» проведение опытов со снегом и водой;

Цель: формировать предпосылки поисковой деятельности.

3. «Удивительные капельки» физминутка для глаз

Цель: формировать ОБЖ

4. П/игра «Дождик, дождик!»

Цель: развивать физические качества детей.

Понедельник

11.03

Физическое развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Социально-

коммуникативное развитие

1. Беседа  «Берегите воду». Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.                 2. «С неба падают дождинки» аппликация.                          Цель: учить детей выполнять коллективную работу, развивать творчество детей.                                                                           3. Опыт «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются». Цель: формировать интерес к экспериментальной деятельности.                                            4.П/игра « Ручейки»                                                                                     Цель: развивать быстроту реакции

Вторник

12.03

Речевое развитие

Социально-

коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

1. «Ручеёк» упражнение на релаксацию.

Цель: вызвать радостные эмоции у детей.

2. «Капля дождевая» Т. Маршалова заучивание

Цель: развивать речь и память детей.

3. «Наблюдения за водой в природе»

Цель: учить делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи

4.Просмотр мультфильма «Путешествие капельки».

Цель: расширять знания детей о воде.

Среда

13.03

Физическое развитие

Речевое развитие

Социально-

коммуникативное развитие

Познавательное развитие

1. Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук детей.                      2. Просмотр мультфильма «Мойдодыр»;

Цель: формировать знания детей о значении воды в жизни человека.

3.Д/игра «Где спряталась вода »

Цель : развивать познавательный интерес детей

4.С/р. Игра «В гостях у Тучки».

Цель: развивать коммуникативные навыки детей.                              5. Рекомендации для родителей по проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения воды»

  Цель: привлечь родителей к исследовательской деятельности с детьми.

Четверг

14.03

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

1 Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” А.Тараскин

Цель: развивать память, речь, закрепить знания детей о воде.

2. «Туча, туча улетай» дыхательное упражнение.

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

3. Беседы: «Для чего нужна вода ?»

Цель: учить детей отвечать на вопросы.

4.ТРИЗ Опыт: «Три состояния воды»

Цель: активизация творческого мышления детей.

Пятница

15.03

Физическое развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

1. Закаливающие процедуры: промывание носиков водой комнатной температуры, обтирание рук до локтей, полоскание рта кипячёной водой;                                                          Цель: формировать навыки здорового образа жизни                      2. Обучение рассказыванию по картине «Водный транспорт» Цель: учить детей составлять связный рассказ по мнемотаблице.                                                                                             3. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”.Цель: учить внимательно слушать муз. произведение, определять его характер.                                            4. Чтение худ. литературы «Трудолюбивая вода» В. Иванова Цель: расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях.                                                                              

Понедельник

18.03

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

1. «Дождь идёт» раскраски

Цель: развитие мелкой моторики.

2.Эксперимент:«Снег - вода».

Цель:  формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.

3.  Физминутка “Дождик”.

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость.

4. Просмотр слайд-шоу “Водопады”.

Цель: учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе;

Вторник

19.03

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

1. Беседа: «Какая разная вода! »

Цель: расширять кругозор, стимулировать познавательный интерес.

2. Художественное творчество (аппликация) «Круговорот воды в природе» Цель: содействовать развитию творческих способностей детей, их воображения.

3. Разгадывание загадок о воде. Цель: развивать творческое мышление, фантазию.

4.  Заучивание песни «Звонкий ручей» Цель: закрепить знания детей о характерных признаках весны.

Среда

20.03

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

1. Итоговое  занятие по теме «Вода вокруг нас»

 Цель: закрепить полученные знания о воде.

2. Д/игра: «Плавает – не плавает» Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности.

3. Прослушивание  аудиозаписи  – детская песенка “Дождь в ладошках”. Цель: развивать музыкальный слух детей.

4. Выставка совместных рисунков детей с родителями  «Волшебница вода»   Цель: учить детей в сотворчестве с родителями создавать выразительный образ .

Четверг

21.03

Речевое развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Познавательное

 развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Физическое развитие

1. Дид/игра: «Кому нужна вода?» Цель: закреплять и расширять знания об окружающем мире.

2. Подвижная игра «Болото» (с кочки на кочку). Цель: развивать физические качества детей.

3. Просмотр познавательного фильма «Круговорот воды в природе» Цель: формировать знания детей о явлениях, происходящих в природе.                                                                                                 4. Оформление фотовыставки: «Мы – экспериментаторы» Цель: формирование в детях эмоционально-радостного ощущения  от активного участия в совместной коллективной работе.

3 этап: заключительный:

Рефлексия.

Беседа с детьми. Предполагаемые вопросы: появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным?

Фотовыставка: «Мы - экспериментаторы»

Выводы: работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников удивительными фактами о воде. Если на начало проекта дети имели низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта, дети самостоятельно отвечали  на вопросы о  свойствах воды в разных её состояниях, о значимости воды и об охране водоёмов.

Литература 

  1. Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2003.
  2. Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 2007.
  3. И.Э. Куликовская Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.
  4. Г.П. Тугушева А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
  5. Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:·          «Физическая культура»,·          «Здоровье»,·...

Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"

Проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах....

Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас»

Цель проекта:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания....

Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"

Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас» Участники: дети, родители и воспитатели средней группы «Незабудка». Продолжительность проекта: среднесрочный....

Информационно – исследовательский проект «Вода - водичка»

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познава...

Познавательно-исследовательский проект "Вода - вокруг нас"

Мы живём на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем – озером Байкал, проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о нем.  По...