Главные вкладки

    Информационно - исследовательский проект: «Вода вокруг нас»
    проект по окружающему миру (средняя группа)

    Яворская Надежда Петровна

    Проект "Вода вокруг нас" охватывает все образовательные области и позволяет расширить и систематизировать знания детей о роли воды в жизни человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_sr.gr_.1_voda_vokrug_nas.docx352.84 КБ

    Предварительный просмотр:

                           

            

           

    Информационно - исследовательский проект

    Тема: «Вода вокруг нас»

    «Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять». 

    Проблема: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?

    Актуальность: Научный прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса является все большее разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе требует безотлагательного решения. В дошкольное возрасте происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире, формируется отношение к природе и людям. Первое вещество, с которым знакомится ребенок – вода. Она является живительной силой, источником жизни и чудом природы. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она – постоянная спутница человека.

    Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о таком явлении неживой природе, как вода. Проект «Вода вокруг нас» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие), что даёт всем участникам проекта возможность творчески реализоваться. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

     Цель проекта: формировать  знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов.

    Задачи проекта:

    • закреплять и расширять знания об окружающем мире;
    • развивать творческие способности, воображение, речь;
    • вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово и музыку;
    • учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе;
    • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
    • формировать  первоначальные умения  и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
    • развивать у детей познавательную активность.

    Сроки реализации: 04.03 – 21.03     2019г.

    Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети и родители  ср. гр№1

    Продолжительность проекта: долгосрочный, в рамках ДОУ.

    Вид проекта: информационно -  исследовательский.

    Формы организации проекта:

    • опыты;

    • познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

    • наблюдения;

    • чтение художественной литературы по теме;

    • беседы;

    • дидактические, подвижные игры;

    • трудовая деятельность.

    Виды деятельности:

    • речевая;

    • игровая;

    • трудовая;

    • музыкальная;

    • творческая;

    • изобразительная;

    • продуктивная;

    • поисково-исследовательская;

    • совместная и самостоятельная;

    • просветительская;

    • ознакомление с художественной литературой;

    • ознакомление с окружающим;

    • формирование временных понятий;

              • развитие коммуникативных способностей.

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развиие».

    Продукт проектной деятельности:

    • фотовыставка: «Мы - экспериментаторы»;
    • разработка картотеки: «Опыты  с водой»;
    • итоговое занятие:  «Вода вокруг нас», с использованием опытно – экспериментальной деятельности ;
    • консультация для родителей: «Как организовать опыты с водой дома».

    Принципы реализации проекта:

    • учет возрастных и индивидуальных особенностей;

    • интеграция;

    • совместная работа с родителями и специалистами.

     Планируемый результат реализации проекта: 

    • дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах;
    • знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле;
    • понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД;
    • умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.

    Для родителей: 

    • у родителей сформирован интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
    • оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада.

    Для педагогов: 

    • повышение уровня профессионального мастерства;
    • закладывание основы партнёрских отношений с родителями.

                Этапы реализации проекта:

    I этап: подготовительный

    Деятельность педагогов: 

    • изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах;
    • составить план работы по реализации проекта;
    • пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием;
    • разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме «Вода»;
    • разработать цикл занятий по изодеятельности для создания творческих работ по изучаемой теме;
    • разработать итоговое занятие: «Вода вокруг нас»,  с использованием опытно – экспериментальной деятельности
    • разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды;
    • создать наглядный материал “Художественное слово о воде”;
    • организовать выставку детских творческих работ по теме: «Вода»;
    • провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
    • познакомить родителей с содержанием консультации “Как организовать опыты с водой дома”.

    Для родителей: памятки и консультации. 

    Для педагогов: стендовый доклад по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

    Для детей: презентации PowerPoint, интерактивные физминутки, мультиальбомы, слайд-шоу по теме.

                      2  этап: основной

    Содержание работы с детьми, родителями, специалистами во время реализации проекта:

    День недели

    Интеграция образовательных областей

    Содержание

    Понедельник

    04.03

    Физическое развитие

    Речевое развитие

    Познавательное развитие

    Социально-

    коммуникативное развитие

    1. «Капают сосульки» пальчиковая гимнастика.

    Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук

    2.Беседа:   «Вода вокруг нас».

    Цель: способствовать развитию интереса к познавательно – исследовательской деятельности

    3. Заучивание стихотворения «Дождик»

     Цель: развивать память и речь детей

    4. П/игра: «Солнышко и дождик»

    Цель: формировать умение действовать согласно правилам игры.

    5. Консультация для родителей: «Наблюдаем с детьми за изменениями, происходящими в природе весной»

    Цель: расширить знания детей об  изменениях, происходящих весной  .

    Вторник

    05.03

    Художественно-эстетическое развитие

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    1. Исследовательская деятельность: «Разноцветная водичка»

    Цель: развивать познавательную активность детей.

    2. Лепка “Озеро с камышами”.

    Цель: закреплять знания детей о воде, встречающейся в природе.                                                                                         3. Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”.

    Цель: формировать основы ЗОЖ

    4. ТРИЗ «Маленькие человечки» Цель: познакомить детей с символами, обозначающими три состояния воды

    Среда

    06.03

    Физическое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально-

    коммуникативное развитие

    1. Чтение художественной литературы: «Что случилось с рекой» (Б. Заходер),

    Цель: воспитывать внимание, желание отвечать на поставленные вопросы.

    2. Опыт: «Вода не имеет формы» Цель: развивать познавательную активность детей.

    3.П/игра: «Ветер на море»

    Цель: познакомить с правилами игры.

    4. Д.и: «Где спряталась вода?»

    Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление.

    5. Танец: «Злая тучка»

    Цель: учить выполнять движения под музыку.

    Четверг

    07.03

    Физическое развитие

    Социально-

    коммуникативное развитие

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    1. Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года» (отрывки).

    Цель: учить определять характер муз. произведения.

    2. Исследовательская деятельность: «Где быстрее растает снежинка?» проведение опытов со снегом и водой;

    Цель: формировать предпосылки поисковой деятельности.

    3. «Удивительные капельки» физминутка для глаз

    Цель: формировать ОБЖ

    4. П/игра «Дождик, дождик!»

    Цель: развивать физические качества детей.

    Понедельник

    11.03

    Физическое развитие

    Речевое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Познавательное развитие

    Социально-

    коммуникативное развитие

    1. Беседа  «Берегите воду». Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.                 2. «С неба падают дождинки» аппликация.                          Цель: учить детей выполнять коллективную работу, развивать творчество детей.                                                                           3. Опыт «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются». Цель: формировать интерес к экспериментальной деятельности.                                            4.П/игра « Ручейки»                                                                                     Цель: развивать быстроту реакции

    Вторник

    12.03

    Речевое развитие

    Социально-

    коммуникативное развитие

    Познавательное развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    1. «Ручеёк» упражнение на релаксацию.

    Цель: вызвать радостные эмоции у детей.

    2. «Капля дождевая» Т. Маршалова заучивание

    Цель: развивать речь и память детей.

    3. «Наблюдения за водой в природе»

    Цель: учить делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи

    4.Просмотр мультфильма «Путешествие капельки».

    Цель: расширять знания детей о воде.

    Среда

    13.03

    Физическое развитие

    Речевое развитие

    Социально-

    коммуникативное развитие

    Познавательное развитие

    1. Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять»

    Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук детей.                      2. Просмотр мультфильма «Мойдодыр»;

    Цель: формировать знания детей о значении воды в жизни человека.

    3.Д/игра «Где спряталась вода »

    Цель : развивать познавательный интерес детей

    4.С/р. Игра «В гостях у Тучки».

    Цель: развивать коммуникативные навыки детей.                              5. Рекомендации для родителей по проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения воды»

      Цель: привлечь родителей к исследовательской деятельности с детьми.

    Четверг

    14.03

    Речевое развитие

    Познавательное развитие

    Физическое развитие

    1 Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” А.Тараскин

    Цель: развивать память, речь, закрепить знания детей о воде.

    2. «Туча, туча улетай» дыхательное упражнение.

    Цель: развивать артикуляционный аппарат.

    3. Беседы: «Для чего нужна вода ?»

    Цель: учить детей отвечать на вопросы.

    4.ТРИЗ Опыт: «Три состояния воды»

    Цель: активизация творческого мышления детей.

    Пятница

    15.03

    Физическое развитие

    Речевое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Познавательное развитие

    1. Закаливающие процедуры: промывание носиков водой комнатной температуры, обтирание рук до локтей, полоскание рта кипячёной водой;                                                          Цель: формировать навыки здорового образа жизни                      2. Обучение рассказыванию по картине «Водный транспорт» Цель: учить детей составлять связный рассказ по мнемотаблице.                                                                                             3. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”.Цель: учить внимательно слушать муз. произведение, определять его характер.                                            4. Чтение худ. литературы «Трудолюбивая вода» В. Иванова Цель: расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях.                                                                              

    Понедельник

    18.03

    Речевое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Познавательное развитие

    Физическое развитие

    1. «Дождь идёт» раскраски

    Цель: развитие мелкой моторики.

    2.Эксперимент:«Снег - вода».

    Цель:  формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.

    3.  Физминутка “Дождик”.

    Цель: развивать быстроту реакции, ловкость.

    4. Просмотр слайд-шоу “Водопады”.

    Цель: учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе;

    Вторник

    19.03

    Речевое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Познавательное развитие

    1. Беседа: «Какая разная вода! »

    Цель: расширять кругозор, стимулировать познавательный интерес.

    2. Художественное творчество (аппликация) «Круговорот воды в природе» Цель: содействовать развитию творческих способностей детей, их воображения.

    3. Разгадывание загадок о воде. Цель: развивать творческое мышление, фантазию.

    4.  Заучивание песни «Звонкий ручей» Цель: закрепить знания детей о характерных признаках весны.

    Среда

    20.03

    Речевое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Познавательное развитие

    1. Итоговое  занятие по теме «Вода вокруг нас»

     Цель: закрепить полученные знания о воде.

    2. Д/игра: «Плавает – не плавает» Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности.

    3. Прослушивание  аудиозаписи  – детская песенка “Дождь в ладошках”. Цель: развивать музыкальный слух детей.

    4. Выставка совместных рисунков детей с родителями  «Волшебница вода»   Цель: учить детей в сотворчестве с родителями создавать выразительный образ .

    Четверг

    21.03

    Речевое развитие

    Художественно-

    эстетическое

    развитие

    Познавательное

     развитие

    Социально-

    коммуникативное

    развитие

    Физическое развитие

    1. Дид/игра: «Кому нужна вода?» Цель: закреплять и расширять знания об окружающем мире.

    2. Подвижная игра «Болото» (с кочки на кочку). Цель: развивать физические качества детей.

    3. Просмотр познавательного фильма «Круговорот воды в природе» Цель: формировать знания детей о явлениях, происходящих в природе.                                                                                                 4. Оформление фотовыставки: «Мы – экспериментаторы» Цель: формирование в детях эмоционально-радостного ощущения  от активного участия в совместной коллективной работе.

    3 этап: заключительный:

    Рефлексия.

    Беседа с детьми. Предполагаемые вопросы: появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным?

    Фотовыставка: «Мы - экспериментаторы»

    Выводы: работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников удивительными фактами о воде. Если на начало проекта дети имели низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта, дети самостоятельно отвечали  на вопросы о  свойствах воды в разных её состояниях, о значимости воды и об охране водоёмов.

    Литература 

    1. Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2003.
    2. Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 2007.
    3. И.Э. Куликовская Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.
    4. Г.П. Тугушева А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
    5. Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
    6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

    Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:·          «Физическая культура»,·          «Здоровье»,·...

    Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"

    Проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах....

    Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас»

    Цель проекта:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания....

    Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"

    Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас» Участники: дети, родители и воспитатели средней группы «Незабудка». Продолжительность проекта: среднесрочный....

    Информационно – исследовательский проект «Вода - водичка»

    Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познава...

    Познавательно-исследовательский проект "Вода - вокруг нас"

    Мы живём на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем – озером Байкал, проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о нем.  По...