Главные вкладки

    Познавательно-исследовательский проект "Вода - вокруг нас"
    электронный образовательный ресурс по окружающему миру (средняя группа)

    Дамбаева Надежда Романовна

      Мы живём на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем – озером Байкал, проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о нем.  Поэтому мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_voda_vokrug_nas.docx48.05 КБ
    PDF icon prezentatsiya_proekta_voda.pdf2.17 МБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ Детский сад №89 «Журавлёнок» компенсирующего вида г. Улан-Удэ

    Проект «Вода вокруг нас»

    в средней группе.

    Выполнил: Дамбаева Н.Р.

    Г. Улан-Удэ

    2020г.

    «От того, как прошло детство, кто

    вёл ребенка за руку в детские годы,

    что вошло в его разум и сердце из

    окружающего мира - от этого в

    решающей степени зависит, каким

    человеком станет сегодняшний малыш».

    В. А. Сухомлинский

    Введение

    Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

    Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

    Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Если мы научим детей, с самого раннего возраста, бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве, обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

      Мы живём на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем – озером Байкал, проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о нем.  Поэтому мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

    Актуальность.

    Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода – необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. Везде и всегда нас окружает вода. А что такое – эта вода? Как она попадает к нам? Почему идёт дождь, и вода в реке не вытекает совсем? Все эти вопросы, которые задают дети, очень увлекательны. И чтобы ответить на них – требуется много сил. Несомненно, хочется простые рассказы и беседы сделать интересными и увлекательными для дошкольников. Для этого был создан и реализован проект “Чудесные капельки”. Главное назначение проекта – обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде. Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса и др.), показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе.  Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в процессе образовательной и экспериментальной деятельности. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50-100 лет. Поэтому необходимо познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами, и формировать бережное отношение к воде.

    Продолжительность проекта: краткосрочный.

    Тип проекта: познавательно-исследовательский.

    Участники проекта: воспитатели, дети и их родители.

    Возраст детей: средний дошкольный возраст.

    Проблема проекта: Вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

    Обоснование проблемы: Научный прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса является все большее разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе требует безотлагательного решения. В дошкольном возрасте происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире, формируется отношение к природе и людям. Первое вещество, с которым знакомится ребенок – вода. Она является живительной силой, источником жизни и чудом природы. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она – постоянная спутница человека. Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

    Цель проекта: Формирование представлений детей о воде, о её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов. Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, то есть воспитание эмоционально- нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле.

    Задачи проекта:

    1. Расширить знания детей о воде и её свойствах.
    2. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
    3. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
    4. Дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды;
    5. Развивать творческое мышление.
    6. Познакомить опытным путём со свойствами воды. Убедится в процессе экспериментирования.
    7. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при перемешивании).
    8. Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
    9. Развивать познавательную активность детей.
    10. Обогатить запас знаний родителей о влиянии экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников

     Формы организации проекта:

    1. Опыты;
    2. Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
    3. Наблюдения;
    4. Чтение художественной литературы по теме;
    5. Беседы;
    6. Дидактические, подвижные игры;
    7. Трудовая деятельность.

    Методы и приёмы:

    1. Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, влпросы.
    2. Наглядный – показ демонстрационного материала, показ образцов, выставка созданных работ.
    3. Практический – проведение экспериментов по теме проекта.

    Виды деятельности:

    1. Речевая;
    2. Игровая;
    3. Трудовая;
    4. Музыкальная;
    5. Творческая;
    6. Изобразительная;
    7. Продуктивная;
    8. Поисково-исследовательская;
    9. Совместная и самостоятельная;
    10. Просветительская;
    11. Ознакомление с художественной литературой;
    12. Ознакомление с окружающим миром;
    13. Формирование временных понятий;
    14. Развитие коммуникативных способностей.

    Сроки реализации проекта: 2 недели.

    Ожидаемый результат:

    • У детей сформируются начальные представления о воде, как об источнике жизни живых организмов.

    • Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

    • У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту.

    • Повысится воспитательская компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

    • Освоение умения изображать один предмет разными способами.

    • Развитие у ребёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.

    • Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.

    Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, безопасность, здоровье, социализация, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

    Продукт проектной деятельности:

    • фотовыставка «Мы - экспериментаторы»;

    • разработка анкеты для родителей;

    • открытое занятие.

    Принципы реализации проекта:

    • учет возрастных и индивидуальных особенностей;

    • интеграция;

    • совместная работа с родителями.

    Этапы проекта:

    1. Подготовительный этап:
    • Изучение уровня знаний и определение проблемы;
    • Выбор цели, и определение задач;
    • Создание опытно-экспериментальной лаборатории в группе;
    • Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;
    • Составление картотеки игр (подвижных, дидактических/, речевых) по теме проекта;
    • подбор источников информации;( загадок, сказок, стихотворений, рассказов) по теме;
    1. Познавательно – исследовательский этап:

    Решение поставленных задач с детьми:

    • Наблюдения на прогулках;
    • Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса, цвета, запаха», «Разноцветная водичка», «Тонет – не - тонет», «Вода - жидкая», «Что растворяется в воде», «Вода не имеет формы», «Пар – это тоже вода», «Лед - твердая вода», «Лед легче воды», «Горячая - холодная»; «Фильтрование воды», «Впитываемость воды».
    • Чтение художественной литературы: «Снежок и Алёшка» Е.Андреева,  «Капелька» Г.Люшнин, «Весенний разговор» С.Погореловский, «Трудолюбивая вода»  В.Иванова, «Кто не умывается» П.Синявский, «Ручеёк» Т.Жиброва, В.Степанова «Снегурочка», «Сосулька  М.Дружинина, «Капелька» Г.Люшнин, «Куда пропала река» Б. Заходер, «Речка зимой» В. Фетисов. «Родник» Т.А.Шорыгина, «Великан и голубое озеро» Т.А.Шорыгина, «Жила-была река» Н.А.Рыжова, «Берегите воду» С.Олегов, «Какой дождь» О.Григорьев, загадки, пословицы и поговорки о воде.
    • Дидактические игры: «Моем наши ручки», «Какая разная вода», «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы», «Кому нужна вода?», «Где спряталась вода?», «Маленькие человечки», «Хорошо - плохо»; «Подскажи словечко»;
    • Беседы «Вода вокруг нас»; «Путешествие капельки», «Вода нужна всем», «Природные явления», «Водный транспорт»; «Чистота та же красота»
    • Закаливающие процедуры: промывание носиков водой комнатной температуры, обтирание рук до локтей, полоскание рта кипячёной водой;
    • Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”;
    • Художественная деятельность: конструирование снежинок, рисование обитателей водоёмов, лепка «Байкальская нерпа», изготовление рыбок из бумаги(оригами), аппликация из ватных дисков «Снеговики»
    • Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Караси и щука», «Море волнуется», «Тучка по небу ходила», «Снежки».
    • Решение поставленных задач с родителями:

    • провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации “Как организовать опыты с водой дома” 

    • совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования;

    • проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”;

    • совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.

    3. Заключительный .

    • итоговое открытое занятие по теме «Чудесные капельки» 
    • создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.
    • Изготовление совместно с детьми интерактивной папки «Лэпбук»

    Подведение итогов.

    Результат:

    • значительное повышение уровня знаний и представлений по вопросам проекта;

    • приобретение экологически ценного опыта поведения и деятельности в природе.

    • повышение воспитательской компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников;

    • получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе;

    •заинтересованность детей темой «Вода вокруг нас», проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают друг другу в режимных моментах.

    Литература:

    • Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

    • «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.

    • А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003

    • О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетина «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2004;

    • Л. Г. Горького, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» ВАКО, 2010.

    • Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006 г.

    • О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»Издательство: Учитель, 2007 год Серия: Дошкольник.

    • А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка. Энциклопедия». Изд. «Педагогика – Пресс» 1992.

    Опыты к проекту

    «Вода не имеет формы»

    Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом. 
    Вывод
    : Лед не изменил формы, пока не растаял. 
    Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
    Вывод
    : Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.

    «Лед легче воды»

    Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
    Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.

    «Превращение в воду»

    Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
    Вывод
    : Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.

    «Вода нужна всем»

    Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
    Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.

    «Растения пьют воду»

    Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
    Вывод: Растения пьют воду.

    «Животворное свойство воды»

    Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
    Вывод: Вода дает жизнь всему живому.

    Приложения к проекту.

    Дидактические игры:
          Игра «Подскажи словечко»

    Тихо, тихо, как во сне 
          Падает на землю : (снег)

    С неба все скользят пушинки 
          Серебристые:(снежинки)

    На полянку, на лужок 
          Все снижается :(снежок)

          Вот веселье для ребят- 
          Все сильнее:(снегопад)

    Все бегут вперегонки. 
          Все хотят играть в:(снежки)

    Словно в белый пуховик 
          Нарядился :(снеговик)

    Рядом снежная фигурка, 
          Это девочка:(снегурка)

    На снегу-то, посмотри 
          С красной грудкой:(снегири)

    Словно в сказке, как во сне, 
          Землю всю украсил:(снег)

    Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.

    Игра малой подвижности “Ручеек”
    Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим.

    Подвижная игра “Караси и щука”
    Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

    Подвижная игра “На болоте”
    Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.

    Игра «Капельки»
    (под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
    Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (
    капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело(дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.

    Чтение рассказа
    «Как люди речку обидели»

    Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка. 
    Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, «голубая»  речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

    Конспект итого открытого занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе

    тема: «Чудесные капельки»

    Цель занятия:

    Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах. Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»,

    Оборудование:

    Тучка из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
    Глобус.
    Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи. Кувшин. Ножницы.
    Термос с кипятком. Зеркальца.
    Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
    Ход занятия:

    Игра-приветствие:

    Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

    Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,

    Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

    Здравствуй друг - берёмся другой рукой,

    Здравствуй, здравствуй дружный круг- качаем руками.

    Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

    Можем маленькими быть (приседаем),

    Можем мы большими быть (встаём),

    Но один никто не будет. (обнимаемся)

    Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь. Дети садятся на ковер.

    Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали о воде на прошлых занятиях. Где живёт вода? (Вода живёт в речке, в озере, в морях, в водопроводном кране). Кому нужна вода? (Вода нужна людям, растениям, животным, насекомым, всей планете). Как вы думаете, для чего людям нужна вода? (Вода очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела,  помещения, для стирки белья, для полива растений и т. д.).

    Воспитатель: Молодцы! Теперь посмотрим, что у нас есть в нашем волшебном сундучке. Здесь загадки. Будем отгадывать?

    1. Лежало одеяло, мягкое, белое. Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
    2. Люди ждут меня зовут, а приду к ним прочь бегут. (Дождь)
    3. Мост как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лёд)
    4. Течёт, течёт не вытечет, бежит, бежит не выбежит. (Речка)
    5. У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет - гвоздь упадёт. (Сосулька)
    6. Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

    Ребята, что объединяет все наши отгадки? Скажите, о чём мы сегодня будем говорить?

    Дети: О воде.

    Воспитатель: Правильно. А теперь закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия.

    Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

     (Звучит тихая музыка, вносится тучка с капельками).  Тучка беспокоится, что у неё совсем мало капелек и просит нас помочь собрать их. Поможем, ребята?

     Дети: Отвечают.

    Воспитатель: Как же тучке повезло, ведь в нашей лаборатории «Почемучек» есть чудесные капельки . Пройдёмте. Дети надевают фартуки и подходят к первому столу

    1. Капельки бережливые. Ребята, сначала мы покажем тучке, как мы бережём воду.

    Здесь у нас капельки бережливые. Они принесли вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета. Земля уменьшенная во много-много раз. Синий цвет на глобусе означает … что? (Воду). Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? (Много). Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.  Не соленой —а пресной воды на нашей планете не много. Пресную воду, нужно беречь. Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

    Эксперимент «Берегите воду»

    Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

    - Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

    2. Капельки ученые. Тучка, ты сейчас узнаешь, как путешествует вода.

    Здесь нас ждут ученые капельки.

    Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

    Положите перед собой картинки.

    Жила была капелька. Возьмите капельку и положите ее в реку.

    - Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
    Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

    Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

    - Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

    Термос закрывается.

    - Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако. 

    - На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

    - Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
    Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю. 

    - Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе». Благодаря нему, на нашей планете вода никогда не заканчивается. Спасибо вам, ученые капельки! (Прикрепляем ученые капельки на тучку).

     3. Капельки игривые. А здесь мы вместе с игривыми капельками поиграем.

    Подвижная игра «Солнышко и дождик». По завершении игры, воспитатель благодарит игривые капельки и прикрепляет их на тучку.

    4. Капельки исследовательницы.

    - А эти капельки предлагают вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.

    Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают. Почва и песок впитывают воду и поэтому в них можно выращивать растения. А камень и кубик не впитывают воду, и на них ничего не вырастит. Благодарим капельки за исследования и прикрепляем к тучке.

    5. Капельки любопытные.

    - А эти капельки очень любопытные. Они хотят узнать, что вам известно про воду.
    - Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
    - В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
    - Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
    - Какой у воды запах? У воды нет запаха.
    - Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
    - Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили. Капельки довольны тем, что вы все знаете. Молодцы! И они тоже отправляются к тучке. (Прикрепляем).

    - А сейчас капельки бережливые напоминают нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

    - Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования. Если мы не будем беречь воду, то её станет мало. Капельки бережливые научили всех нас беречь воду. (Прикрепляем к тучке)

    Капельки-волшебницы в тучке собираются

    Напоить всю Землю-Матушку стараются

    Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,

    Ходят к водопою звери по тропинкам.

    - Посмотрите, тучка улыбается.

    Подведение итогов: Что её развеселило? Ответы детей.

    Да. Тучка благодарит вас за то, что вы ей помогли, и дарит вам сок из натуральных фруктов. Давайте попрощаемся с тучкой, с гостями.

    Дети: До свидания!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"

    Проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах....

    Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас»

    Цель проекта:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания....

    Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"

    Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас» Участники: дети, родители и воспитатели средней группы «Незабудка». Продолжительность проекта: среднесрочный....

    Познавательно-исследовательский проект «Насекомые вокруг нас»

    Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится ...

    Познавательно-исследовательский проект «Насекомые вокруг нас»

    Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с изучением жизни насекомых....

    Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста

    Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста...

    Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Мир вокруг нас» для старшего дошкольного возраста.

    Проект по познавательно-исследовательской деятельности  «Мир вокруг нас» для старшего дошкольного возраста....