В мире цветов
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Алиева Юлия Александровна

Рассказ о цветах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_tsvetov.odt30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  сформировать представления о цветах – символах разных стран и изготовить цветок ромашку как символ России в смешанной технике.      

Задачи:

  • воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы;

познакомить детей с нетрадиционными способами изобразительной деятельности: рисование ластиком;

  • развивать способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
  • продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
  • развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход занятия.

  - Здравствуйте ребята! Любовь к цветам с древних времен свойственна всем народам. Цветами украшали дома, лодки, лошадей, плели венки и мастерили элементы одежды. Наш народ с древних пор тоже очень любит цветы.

 - Кто нам скажет, где в нашей жизни мы можем встретить изображения цветов.

  - Молодцы. В русском народном искусстве, в кружевах, тканях, керамике, росписи - везде используются цветы.

 Как вы догадались, наше сегодняшнее занятие посвящено  цветам – символам разных стран. Каждая страна имеет свой национальный цветок. Он отражает культуру и историю каждого государства, представляя его окружающему миру.

Понятие "национальный цветок" очень древнее: оно зародилось раньше, чем флаги и гербы многих стран. Тогда национальный цветок играл большую роль, являясь символом и знаком отличия для каждого народа. Сейчас мы о них узнаем. Мы c вами будем путешествовать по импровизированной карте, которую вы видите на столе, и знакомиться с цветами и странами, символами которых они являются.

Перед тем как нам отправится в путешествие, мы с вами поиграем в одну игру.

 Игра “Отгадай поговорку”

Делю детей на две команды.

В. Из разрезных карточек вам надо собрать одну поговорку, прочитать её и объяснить, почему так говорят.

Проверяем, правильно ли команды справились с заданием.

- Итак, начнем наше путешествие! Первая страна – Турция. В Турции островерхий красный тюльпан является национальным цветком. Весной в его честь устраивают праздник расцветших тюльпанов. Цветок тюльпана служил символом любви и признания в чувствах. В древней Персии цветок звали "дюльбаш" - тюрбан, так называли на Востоке головной убор, напоминающий по форме цветок.

Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.

А теперь небольшое творческое задание – перед вами фрагменты картинки. За несколько минут Вам нужно сложить из них целое изображение.

Дети выполняют задание.

Пока дети выполняют задание: Тюльпан из Турции попал в Голландию – страну тюльпанов. В 17 веке в Голландии луковицы тюльпанов стали самым популярным товаром, цены на которые просто зашкаливали. Девушка, приданое которой состояло из луковицы тюльпана, считалась очень выгодной невестой. Большой хороший дом запросто меняли на три цветочных луковицы. Даже сейчас эта страна остается не только страной тюльпанов, а цветочной страной.

- Молодцы, ребята! Справились! Отправляемся дальше. Китай.

Один из цветов любимых в Китае нарцисс. Существует красивая легенда. Жила в Китае старая бедная женщина вдвоём со своим сыном. Они терпели нужду и лишения. Однажды мать наскребла горстку риса, чтобы сварить сыну обед. Вдруг постучался в дом путник и попросил еды. Добрая женщина отдала ему последний рис и заплакала- теперь ей нечем было кормить сына. Этот путник был водяным богом. Он решил отблагодарить женщину и бросился в пруд, расположенный неподалёку. И наутро у пруда вырос нежный цветок. С тех пор нарцисс в Китае- символ благодарности.
А еще, нарцисс зацветает в период китайского Нового года, поэтому в Китае он стал символом радости, удачи и счастливого брака. Его присутствие обязательно в каждом доме в новогодний праздник.

 - Отправляемся дальше. Следующая страна – Япония. Национальным цветком Японии является хризантема. Этому чудесному цветку посвящено множество легенд. Одна из них гласит, что злой дракон решил похитить у людей Солнце; но схватив его, дракон сильно обжёг лапы. От злости дракон стал рвать и топтать огненный шар. Упавшие на Землю солнечные искры превратились в желтые хризантемы… По-японски они называются "кику" — солнце.
Цветы хризантемы как бы соединяют легкий холод зимы и теплое дыхание лета. Ее по праву считают царицей осени. Этот неприхотливый осенний цветок поистине царского происхождения.  Изображение ее священно, и правом носить материю с ее рисунком по государственным законам пользуются только члены императорского дома. Остальные же, в случае нарушения этого закона, караются смертной казнью.

Но у Японии есть еще один национальный цветок. А какой, Вы узнаете, сложив слово из этих карточек с буквами.

Творческое задание – собери слово.

 - Молодцы, все справились. Какой же цветок Вы узнали?

Ответы детей : Сакура.

  • Верно. Еще одно любимое растение японцев – это сакура, декоративная вишня. После весенних холодов сакура цветет всего 1-2 дня. Потому поэты в Японии, говоря о сакуре (декоративной вишне), часто усматривают в ней признак печали — ушедшей любви, юности, жизни, судьбы. Ей посвящен древний праздник с очень поэтичными названиями: весенний Праздник любования цветением сакуры.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

(встать, руки на поясе)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

Взвился вверх и полетел (бег)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

- Движемся дальше. Следующая страна – Швейцария. В Швейцарии цветок эдельвейса является символом счастья и любви, и даже существует очень красивая и печальная легенда о его возникновении.
Пылкие сердца двух влюбленных не могли жить друг без друга. Но судьба распорядилась иначе- им предстояло расстаться навсегда. Мысль о предстоящей разлуке вселяла обоим ужас. Единственный выход, как им казалось, остаться вместе навсегда- это умереть. Юноша и девушка решили вместе погибнуть, сбросившись со скалы, чем жить друг без друга. После их смерти скалы укрылись в знак торжественной и печальной победы любви над судьбой белоснежными цветами эдельвейса...
Другая легенда рассказывает, как одна жестокосердная красавица объявила, что выйдет замуж только за того, кто подарит ей букет эдельвейсов. Один за другим уходили юноши в горы за цветами и возвращались ни с чем. Но красавица настаивала на своем. Спустя несколько лет она получила – таки, свой букет эдельвейсов от юноши, но взять её замуж он отказался, потому что увидел перед собой состарившуюся женщину.

И здесь вас ждет творческое задание. Перед Вами волшебный цветок – на его лепестках есть сюрприз. Вам нужно передавать цветок по кругу и отрывать по одному лепестку, читая, что написано на обороте. Остальные ребята внимательно слушают и если нужно – отвечают.

Дети выполняют задание.

У цветка двойные лепестки. Когда дети отрывают верхние, остаются белые лепестки – это ромашка.

- Ребята, посмотрите, какой цветок вы видите?

Ответы детей: ромашка.

 - Правильно, молодцы. А кто мне скажет, какую страну символизирует этот цветок?

Ответ детей: Россию.

  - Молодцы, верно. И хотя у  России нет определенного цветка-символа, их несколько, все равно россияне считают ромашку исконно русским цветком. Символами России считаются полевые цветы: ромашки, колокольчики, васильки. У древних славян ромашка являлась одним из семи священных растений.

По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц.

  • Воспитатель:

Я предлагаю вам на время стать художниками и  создать картину «Ромашки»? Вы когда-нибудь рисовали ластиками? Хотите, я вам расскажу, как это можно сделать? Мы вчера приготовили листы бумаги, заштриховали их. Намечаем на этом фоне овальные середины ромашек более темным фоном. Уголком ластика «рисуем» (потрем) лепестки ромашек. Не забывайте чистить ластик о деревянные дощечки. Пририсуем к ромашкам стебли. Тонкими штрихами наметим на лепестках прожилки (дети выполняют свои работы).

Подготовительная работа к занятию. Штрихование листов

Воспитатель:

Предлагаю объединить наши рисунки в поле из ромашек (дети на паласе раскладывают свои рисунки, рассматривают). Вам нравиться наше ромашковое поле?

Ромашковое поле - выставка детских работ

Заключительная часть
Вам понравилось наше занятие? Что больше всего запомнилось? Какое впечатление у Вас от того, как мы работали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире цвета

Конспект дефектологического занятия в сенсорной комнате...

Конспект "В мире цветов.Ромашка"

Воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по окружаещему миру "Цветы на подоконнике"

предлагаю вашему вниманию конспект НОД по окружаещему миру на тему "Цветы на подоконнике"...

Данная картотека игр станет незаменимым помощником при знакомстве малыша с ярким миром цветов. Здесь представлены самые простые игры на изучение основных цветов.

картотека игр Данная картотека игр станет незаменимым помощником при знакомстве малыша с ярким миром цветов. Здесь представлены самые простые игры на изучение основных цветов, которые не только п...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. « В мире цветов»

Цель:1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе.2. Продолжать закреплять знания детей о строение растений в игре.3. Учить де...