Занятие-досуг с элементами тренинга «Праздник Русской печки» (проводится в музее ДОУ «Кубанская горница»)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Олейникова Наталья Викторовна

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского

Занятие-досуг с элементами тренинга «Праздник Русской печки» (проводится в музее ДОУ «Кубанская горница»)

для детей старшей и подготовительной группы

Разработала воспитатель:

Олейникова Наталья Викторовна

п.г.т. Мостовкой

2014г.

Занятие-досуг с элементами тренинга «Праздник Русской печки» (проводится в музее ДОУ «Кубанская горница»)

для детей старшей и подготовительной группы

Цель: воспитание интереса к традициям прошлого своей Родины.

Задачи:-формировать образные представления о предметах саринного быта, культуре питания (дать знания о печи, ее приспособлениях, знакомить детей с русской кухней);

-развивать у детей воображение, эмоциональную саморегуляцию (навыки расслабления, снятие эмоционального напряжения);

-воспитывать нравственные качества (любознательность, птриотизм, культуру здоровья), вызвать желание у детей посетить еще раз кубанскую горницу.

Ход НОД

Воспитатель (в костюме Кубанской казачки – хозяйки горницы): Дорогие гости! Сегодня я расскажу о том, как жили - не тужили наши деды. Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, их надо знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, это очень важно для нас с вами. Ну что ж, вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!

Проходите дорогие гости в мою избу.

Мир Вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Я готовила для вас.

Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

Здесь для Вас и сказки русские

И медовый каравай.

Так о чем же мы поведем рассказ? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях … А впрочем, ребята, отгадайте загадку:

Наша толстая Федора наедается не скоро,

А зато, когда сыта - от Федоры теплота. (печь)

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает, что дают, глотает. (печь)

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча. (печь)

Летом спит, зимой есть.

Тело теплое, а крови нет. (печь)

Воспитатель: Рада видеть Вас у печки,

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней, как весной.

Главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Прижмутся дети к теплой печку, да слушают волшебные сказки. Ребята, закройте глазки и представьте, как трещит мороз, да воет ветер. (Звучит в аудиозаписи треск дров) Слышите, как потрескивают дрова? От печки идет теплый пар, протяните ручки. Почувствовали? Что Вы ощутили? (Ответы детей) Да, от печки идет тепло, угольки светятся да горницу освещают.

А знаете ли Вы, что печка существует не одно тысячелетие? Причина ее долговечности – в универсальности. Руская печь отапливает помещение – жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, сушится одежда, продукты, спят на ней старики и дети. В ней даже в глубокую старину купались – настоящую баню устраивали.

Русская печка – деревенская кормилица. У печи заключались договора, давались клятвы.

Ребята, а кто же мог сложить печь? (Ответы детей) Печник.

Чтобы сложить печь, требуется обладать специальными знаниями. Неправильно сложенная печь дымила и не удерживала тепло, пища пригорала. Печники были самыми уважаемыми людьми – мастерами. От них зависело будет ли в доме тепло и уютно. В народе говорили: «Без печи – хата не хата». Вам понятно, почему так говорят? (Ответы детей)

Печь воспринималась всегда как существо одушевленное. Вот почему отверстие, куда вкладывались дрова, называлось рот, а часть печи, рассоложенная над ним – чело (лоб). А в подпечье было главное обиталище покровителя дома – домового и его семейства. Хозяйка всегда ставила угощение, приговаривая «Прими гостинчик, да будь к нам поласковей». А еще специально для котов выкладывали уголок в печке – «печурку». Кто больше котов любит тепло и ласку? Погладили кота – он замурлыкал, дали ему молока – снова песенку запел. Даже загадки про домашнего любимца придуманы:

У бабушки Матрены есть зверек мудреный,

Возле печки греется, без водички моется.

Отворилась тихо дверь и вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой. (кот)

Ребята, а кто в доме первым делом начинает растапливать печку? (Ответы детей) Правильно, хозяйка. Рано встает, топит печь, ставит в печку чугуны. Вы знаете, благодаря русской печи появилась посуда особой формы. (Демонстрация горшков, чугунов). Посуда должна была иметь боковую поверхность, потому что посуда в русской печи нагревается больше с боков. Кроме того, посуду такой формы удобно доставать ухватом или рогачем. Приготовленные в русской печке кушанья отличались особым вкусом и ароматом. А какие угощения дарит нам печь? (Ответы детей) Давайте достанем чугунок да посмотрим, что там есть. (Дети при помощи воспитателя достают чугунок и обнаруживают внутри вареный картофель)

Игра «Кто быстрее почистит вареный картофель».

После игры воспитатель хвалит детей.

Звучит Кубанская музыка. Из-за печи появляется Емеля.

Емеля: Шумно, разбудили меня!

Воспитатель: Здравствуй, Емеля, хватит греться на печи, лучше выходи да поиграй с нами.

Емеля: А мне неохота!

Воспитатель: (уговаривает) Попробуй, это так весело!

Емеля: Да мне лень, дрема одолела, на печи лежать, да бока греть – лучше.

Воспитатель: Вот лодырь, кто ленив, тот и сонлив.

Емеля зевает, укладывается спать.

Воспитатель: Емеля, Емеля!

Емеля: Ну, чего Вам?

Воспитатель: А хочешь съесть бублики-калачи?

Емеля: Не мешало бы подкрепиться. Давайте сюда. Проголодался я.

Воспитатель: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Емеля: А чего делать?

Воспитатель: Послушай наш рассказ. Иди к нам, присаживайся.

Рядом с печкой находился «бабий угол». Именно здесь хозяйка царствовала. Здесь она и пряжу пряла и готовила. Вот кадка (демонстрация) для теста, а это ларь с мукой. Хозяйка вставала рано утром, растапливала печь, замешивала тесто и пекла для всей семьи угощения – бублики, калачи.

Емеля: Я понял все, но мне неохота ничего делать.

Воспитатель: Нужно потрудиться! Правда, ребята? Недаром есть такие пословицы (которые рассказывают дети):

Почет и труд рядом идут.

Труд и хлеб – всему голова.

Как работаешь – так поешь.

Кто трудиться – у того все сбудется.

Емеля: Сейчас я Вас научу. (шепчет) «По щучьему веленью, по моему хотенью испеки печка пироги румяные, сдобные, вкусные.» Загляните-ка в печь теперь!

Все заглядывают.

Воспитатель: Ничего там нет. А мы, Емеля, можем тебя научить печь калачи. Вот тебе тесто, садись с нами и делай как мы.

Совместный труд. Дети из заранее приготовленного соленого теста лепят калачи и ставят в печь, сопровождая работу пословицей: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи! На печи заседать – хлеба не видать!»

Емеля: (поет) Ой, печи, печи, печи,

Всем на радость калачи,

От жаркой соломы

Тепло по всему дому.

Воспитатель: Вот видишь, Емеля, это только в сказке можно «по щучьему веленью», а в жизни нужно потрудиться, чтобы что-нибудь получилось. Ведь без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Вот наши калачи испеклись, готовы. Угощайся, Емелюшка! Угощайтесь, ребята! А я приглашаю всех на веселье – поплясать. (дети вместе с Емелей пляшут под Кубанские напевы)

Воспитатель: Наша пляска хороша, но прощаться нам пора. Быстро время пролетело возле нашей печки – символа домашнего тепла и уюта. Мы встретимся еще не раз.

Емеля (хвалит детей, прощается): Пришло время расставаться. До следующего свидания. (уходит)

Воспитатель: Мы гордимся стариною!

Стала нам она родною.

Куда бы по белу свету

Дороги тебя не вели,

Ты сыном останешься этой

Родимой Кубанской земли.

Всем спасибо за внимание,

За игру, за звонкий смех!

Говорю Вам: «До свидания!»

Снова в гости жду я всех.

Дети под Кубанские напевы возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно – ролевой игры «Путешествие в музей кубанской горницы» (подготовительная группа)

Уточнять знания детей о предметах рукотворного мира.           Учить выполнять роль приемщика, директора музея, экскурсовода,действовать в соотв...

Конспект проведения занятия-досуга во 2 младшей группе по русской народной сказке «Рукавичка»

Цель: участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей.Задачи: Уметь изображать повадки животных. Знать кто как кричит.Воспитывать дружеские отношения, уметь дей...

Занятие-досуг с элементами тренинга «Праздник Русской печки» для детей старшей и подготовительной группы

формировать образные представления о предметах саринного быта, культуре питания (дать знания о печи, ее приспособлениях, знакомить детей с русской кухней); -развивать у детей воображение, эмоциональну...

Фольклорный праздник "Праздник русской печки"

Приобщение детей к русской народной культуры посредством музыкального фольклора....

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ПРАЗДНИК РУССКОЙ ПЕЧКИ»

 РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Фотоотчет "Праздник русской печки"

Фотоотчет "Праздник русской печки"...

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ПРАЗДНИК РУССКОЙ ПЕЧКИ»

https://galina-shtolp.wixsite.com/sport/prazdniki-i-razvlecheniyaНа зимних каникулах  была  организована  и проведена  развлекательная программа  «Праздник русской...