Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цыкун Ирина Владимировна

В планировании представлены темы  занятий, программные задачи, формы ознакомления старших дошкольников с растительным миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gr.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в   старшей группе детского сада

ОСЕНЬ

(сентябрь-октябрь-ноябрь)

Тема

Программные задачи

Формы работы

Беседа о лете

Обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, солнцепек), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.

 Наблюдения Дидактическая игра «Не ошибись!».

Цель: Упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого они сделаны.

 Опыт «Вода нужна всем».

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Беседа о лесе

Чтение рассказа «Осенние похождения крольчат» из книги «Лес осенью». Рассказы детей о своих приключениях в лесу.

Цель: Дать детям понятие о том, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

 Опыт «Здравствуй, ветер!».

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер.

Экскурсия  в осенний парк (видео)

Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки). Расширять знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян), особенностях поведения птиц. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдательными предметами.

Наблюдения Дидактическая игра «Найди, что опишу»

Цель: Учить находить растение по описанию.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Цель: Учить детей описывать предметы и находить по описанию.

Беседа о волшебнице-воде.

 Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Грибное царство

Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарей запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница, вешенка.)

Дидактическая игра «Отгадай, что за гриб».

Цель: Учить описывать грибы и узнавать их по описанию.

Беседа об овощах

Формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Цель: Учить детей составлять целое из частей.

Дидактическая игра «Магазин «Овощи-фрукты».

Цель: Учить детей называть признаки предмета, находить его по этим признакам; группировать овощи и фрукты по способам использования.

«Любите землю-матушку»

Объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания.

 Рассказать детям о наиболее простых приемах земледелия.

Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать ее плодородие, чтобы урожай был качественным.

Дидактическая игра «Найди такой же»,

«Опиши, я отгадаю»

Цель: Учить детей находить (или называть) растение по описанию

Наблюдения

Беседа о труде людей осенью.

Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка гожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Обогащать словарь путем выделения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы, зимовка. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

Дидактическая игра «Овощехранилище».

Цель: Учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения (некоторые заготавливают свежими, другие солят).

Беседа об осени (обобщающая)

Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды. Закрепить знания о труде людей осенью. Упражнять в установлении связей между знакомыми фактами. Развивать умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.

Наблюдения Дидактическая игра «Детки на ветке».

Цель: Учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному растению.

ЗИМА

(декабрь-январь-февраль)

Тема

Программные задачи

Формы работы

Обучение новым способам ухода за комнатными растениями.

Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивая из пульверизатора. Учить определять необходимость полива, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

Дидактическая игра «Отгадай, что за растение».

Цель: Учить описывать растение и узнавать его по описанию.

Опыт «Радуга в комнате».

Цель: Познакомить детей с природным явлением - радугой.

Экскурсия в зимний парк

Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

Наблюдения Дидактическая игра «К названному дереву беги».
Цель: Учить детей быстро находить названное дерево.

Дидактическая игра «Найди дерево по семенам».
Цель: Учить детей находить целое по части.

 Воздух и его роль в жизни человека и растений

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека, рассказать о том, как растения очищают воздух

Опыт «Как увидеть воздух».  

Цель: Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Рассматривание картины И. Грабаря «Февральская лазурь»

Формировать представление детей о явлениях зимней природы, обратить внимание на красоту зимних  деревьев

Дидактическая игра «Какое время года?».

Цель: Учить детей соотносить описания природы в стихах и прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание.

«Мы - друзья природы»

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.

Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике

Дидактическая игра «Что можно, что нельзя»

Подвижные игры «Кто быстрее», «Ручеёк»

Художественное слово: чтение рассказов о природе, ситуативные беседы

Беседа о зиме

Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений

Наблюдения за растениями зимой

Рассматривание  иллюстраций с изображением зимних пейзажей

Опыт со снегом

Художественное творчество (коллективная работа) «Зимний лес»

ВЕСНА

(март-апрель-май)

           Тема

Программные задачи

Формы работы

Здравствуй, весна!

Познакомить детей с разной весной (полевой, речной, лесной), показать красоту весны.

Обратить на изменения в жизни растений

Наблюдения за объектами живой и неживой природы родного края,

Целевая  экскурсия по территории детского сада

Беседы о весне

Рассматривание иллюстраций

Оформление альбома о весенней  природе

«Лесная сказка»,       Д. Мамин-Сибиряк

Закрепить знания детей о лесе, его обитателях.

Рисование картинок по сказке.

Цель: Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке.

Знакомство с комнатными растениями.

Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений. Познакомить детей с новым растением - комнатным кленом. Воспитывать интерес к жизни растений.

Дидактическая игра «Отгадай, что за растение».
Цель: Описать предмет и узнать его по описанию.

Посадка семян гороха (фасоли)

Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха (земля, вода, свет, тепло). Учить сажать проросший горох: сделать углубление, правильно вложить горошину, присыпать землей, полить из лейки с ситечком. Обогащать словарь путем введения слов: семена, горох, фасоль, растение. Воспитывать интерес к выращиванию овощей

Дидактическая игра «Не сорока, не ворона».

Цель: Способствовать развитию у детей внимания и сообразительности, учить узнавать разных птиц на картинках.

Рассматривание веток тополя, березы, ели

Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по коре, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь: кора, липкие, пахучие, душистые, клейкие.

Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по
временам года - Круглый год».

Цель: Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, познакомить с понятием «круглый год».

 Беседа об уходе за комнатными растениями.

Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить представление о направленности способов ухода: полив, удаление пыли, рыхление на удовлетворение жизненных потребностей растений. Закрепить умение выбирать вил ухода. необходимые инструменты, ориентируясь на состояние комнатного растения. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь

Опыт «Почва: необходимость удобрений для  роста растений».

Цель: Дать понятие о почве как о «живой земле».

Рассматривание одуванчика

Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами.

 Дать представление о различных частях (строении) растения и их функции, о сезонном развитии растения.

Дидактическая игра «Собери букет»

Наблюдение за цветущими растениями, зелёной  травой

Сбор цветущих растений для гербария.

Зарисовки весенних цветов.

Оформление коллекции «Весенние первоцветы».

Беседа о весне (обобщающая)

Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы

Дидактическая игра «Поможем Незнайке».

Цель: Закрепить знания о последовательности дней недели, месяцев в году.

Прослушивание «Вальса цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в младшей группе детского сада

В перспективном планировании даются темы  занятий по ознакомлению дошкольников с растительным миром, а также формы организации  этой работы...

Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе детского сада .

Опыт работы по планированию воспитателя  работы с родителями на текущий учебный год....

"Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе ДО"

Планирование работы по экологическому воспитанию на год в старшей группе детского сада....

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе детского сада

Данная методическая разработка поможет воспитателю грамотно спланировать свои занятия по развитию речи  в старшей группе детского сада...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе...

Доклад «Использование разнообразных форм в экологическом воспитании в старшей группе детского сада. Состояние эколого-развивающей среды в группе".

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...