"Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе ДО"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хмелевских Наталья Анатольевна

Планирование работы по экологическому воспитанию на год в старшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_ekol.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе

Месяц

Тема

Задачи

Методические приемы

Сентябрь

1.Наблюдения за насекомыми

Учить детей замечать, узнавать и называть насекомых (бабочка, жук, муравей), учить осторожному и бережному отношению к насекомым, воспитывать наблюдательность, любознательность

Рассмотреть, полюбоваться, поделиться впечатлениями, прочесть стихи, показать пример бережного отношения к насекомым (не ловить, не наступать, любоваться)

2.Прогулка к цветнику

Познакомить детей с растениями цветника (календула, бархатцы), учить различать, называть их, показать стебель, листья, цветы, воспитывать эстетические чувства, любознательность.

Рассмотреть, сравнить, полюбоваться, прочесть стихи о цветах

3.Березка и тополь

Учить детей различать старое и молодое дерево, березку и тополь, воспитывать бережное отношение к деревьям

Полюбоваться старым развесистым деревом, прочесть стихи Э.Мошковской

«У Дедушки-Древа добрые руки», попробовать, взявшись за руки, обхватить ствол тополя (или другого большого дерева), сравнить его с молодым топольком (ствол, кора, ветки, листья)

Октябрь

1.Осенние цветы

Конкретизировать представления детей о знакомых растениях цветника. Наблюдать, как выглядят растения в октябре (цветов стало очень мало, созрели семена).

Рассмотреть календулу и бархатцы, их стебель, листья, цветы и семена; собрать семена в коробочки, загадать загадку о семенах ноготков, пересадить одно из растений в горшок и принести в группу (при пересадке рассмотреть и закрепить знания о частях растений).

2.Прогулка в осенний парк

Показать детям как красива природа осенью

Прочесть стихотворение М.Авдеевой «Разноцветный парк», полюбоваться разноцветием осени, предложить детям самим проверить, как шуршат листья. Предложить игру «Мы осенние листочки», сравнить листья березы, тополя, рябины по цвету, размеру , форме, провести игру «Найди такой же листок».

3.  Целевая прогулка в «Мастерскую природы»

Познакомить детей с выставкой работ из природного материала, пробудить в них желание заниматься этим интересным делом, познакомить с простейшим природным материалом (еловые и сосновые шишки, листья, семена, желуди), воспитывать эстетические чувства, воображение.

При демонстрации работ предложить детям отгадать, герои каких стихов или сказок изображены. В группе предложить рассмотреть заготовленный природный материал и смастерить простейшие поделки (елку из шишки, грибок из желудя и пластилина) и др.

Ноябрь

1.Прогулка к елочке

Познакомить детей с сосной, научить различать ель и сосну, рассказать о том, чем полезны эти деревья (семенами из их шишек кормятся птицы и животные)

Полюбоваться пушистыми зелеными деревьями, загадать загадку, прочесть стихи, рассмотреть хвою и шишки ели и сосны, сравнить их, помочь запомнить «Чьи шишки и иголки – сонны или елки?»

2.Прогулка к «Птичьей столовой»

Понаблюдать вместе с детьми за поведением птиц у кормушки (сидят нахохлившись на ветках, ждут корм, затем начинают подлетать к кормушке, клевать; воробьи подбирают корм под кормушкой, ссорятся, чирикают и т.п.), продолжать учить детей различать птиц по оперению, голосу (воробей, синица, голубь).

Рассматривать, сравнивать, использовать стихотворения о зиме и зимующих птицах

Декабрь

1.Наблюдения за деревьями и кустарниками зимой.

Понаблюдать вместе с детьми за приметами наступившей зимы, закрепить умение детей отличать дерево от куста. Воспитывать наблюдательность, эстетические чувства.

Прочесть стихи о красавице-зиме, полюбоваться заиндевелыми деревьями, белым чистым снегом, ясным морозным днем. Поиграть в подвижную игру «Мороз, Красный нос». Закрепить умение детей различать дерево и куст в игре «Вот мой куст».

2.  «Блестя на солнце, снег лежит…» (экскурсия в парк)

Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа. Поговорить с детьми о зимнем парке (все кругом замерло, лежит снег, он серебрится на свету, кустарники и деревья снег спасает от холода). Рассказать о том, что веточки кустарников и деревьев зимой становятся очень хрупкими и ломаются от сильного ветра, от прикосновения к ним. Напомнить детям о том, как зимуют некоторые птицы (воробьи, сороки, вороны, синицы, снегири), о том, что птицы нуждаются в помощи людей зимой.

Прочесть стихи о зиме, зимних забавах, наблюдать за признаками сезона (рассмотреть, потрогать снег – он белый, холодный, пушистый, глубокий); взять с собой из детского сада санки для катания с горки. Для закрепления впечатлений провести в группе занятия по коллективной аппликации на тему «Веселая зимушка»

Январь

1. «В царстве снега и льда»

Раскрыть перед детьми новые качества и свойства реки (люди теперь могут переходить через озеро по льду, лед стал толстым, через него не видно дна, в прорубях рыбаки ловят рыбу, вся растительность по берегам покрыта снегом. Обобщить знания детей о тех животных и растениях, которые приспособились к условиям зимы. Закрепить правила поведения детей на водоеме зимой, особенно около полыньи и проруби

Прочесть стихи и загадки о снеге; полюбоваться заснеженными деревьями; поиграть в санный поезд, построить избушку из снега для лисички (внести игрушку); рассмотреть и назвать предметы зимней одежды.

2.Жизнь природы зимой.

Обобщить представления детей о типичных проявлениях зимы в живой и неживой природе (короткие дни, длинные ночи, солнце совсем не греет, поэтому холодно, при ветре бывает пурга, все растения живые, но они находятся в состоянии покоя; птицы приближаются к жилью человека, им голодно, они ищут корм). Воспитывать наблюдательность детей, интерес к жизни растений и птиц, бережное отношение к ним, заботу о них (дети могут помочь растениям и птицам: не ломать растения, укрыть их снегом, чтобы не замерзли; птицам повесить кормушки, постоянно их подкармливать).

Рассматривать, сравнивать, использовать стихотворения о зиме и зимующих птицах.

Февраль

1. «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля»

Учить различать виды хвойных деревьев (по коре, форме, длине игл, по шишкам). Расширить представления детей о состоянии живой природы зимой; продолжить знакомство со свойствами снега, его ролью в жизни растений в зимних условиях. Рассказать о роли снега в жизни растений и деревьев зимой. Развивать у детей эстетическое восприятие природы.

Прочесть стихи о зиме, зимних забавах, наблюдать за признаками сезона (рассмотреть, потрогать снег – он белый, холодный, пушистый, глубокий).

2. Прогулка к «птичьей столовой»

Продолжать учить детей различать птиц по размеру, оперению, голосу (воробей, синица, голубь); учить наблюдать за поведением птиц (воробьи – не боятся людей, клюют корм с кормушки, с земли, ссорятся; синицы – улетают с кормом на другое дерево и там его съедают).

Рассматривать. Сравнивать, наблюдать; рассказать стихотворение «Птичья столовая»

Март

1.Первые признаки весны

Провести наблюдение за первыми признаками весны (солнце светит ярко, пригревает); отметить состояние снега (чернеет, становится рыхлым, с крыши свисают сосульки)

Полюбоваться на солнышко, погреть ладошки, взять комочек снега, сжать его и посмотреть, как из него начнет капать вода; послушать капель на припеке; прочитать стихотворение И.Токмаковой «Весна»

2. Прогулка к скворечнику

Закрепить знания детей о внешнем виде скворца; рассмотреть его место обитания – скворечник. Обратить внимание детей на то, чем заняты скворцы; закрепить в речи слова «оперение», «скворечник».

Загадать детям загадку о скворечнике; рассмотреть его; рассмотреть и послушать скворца; рассказать детям, чем полезна эта птица, как люди заботятся о ней (делают скворечники). В группе провести занятие по созданию коллективной аппликации из готовых форм «Мы встречаем птиц»

Апрель

1. «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…» (экскурсия в парк)

Систематизировать знания детей о признаках наступившей весны (солнце стоит высоко, стало тепло, снег растаял, начинает расти трава, на кустах и деревьях набухают почки, оживают насекомые – жучки, бабочки; прилетают птицы – грачи, скворцы, зяблики, трясогузки); вспомнить, каким был парк зимой, какие изменения в нем наиболее заметны. Учить детей устанавливать связь между повышением температуры и удлинением дня, ростом растений, появлением насекомых, прилетом птиц. Усилить эстетические переживания детей, обратить их внимание на радость, возникающую в душе от яркого весеннего света, свежести весеннего воздуха.

Вспомнить стихотворения о весне, проталинах, ручейках и т.п., погреть ладони и щеки на солнышке; послушать звон капели, шум ручейка, который бежит из-под большого сугроба; походить по большой проталине; рассмотреть первую зеленую травку; полюбоваться весенней природой.

2. «Уронило солнце лучик золотой…» (экскурсия на луг)

Продолжать формировать у детей представление о том, что луг – это сообщество травянистых растений. Развивать умение замечать и правильно называть первые весенние цветы – первоцветы (мать-и-мачеха, медуница, одуванчик и т.д.), выделять их характерные признаки; уточнить знания о месте произрастания этих растений и их значении в природе (насекомые, появившиеся первыми весной, собирают с этих цветов нектар); устанавливать взаимосвязь растений луга с насекомыми. Воспитывать осознанное, бережное отношение к первым цветам, учить любоваться их красотой. Обогащать словарный запас детей названиями новых растений, формировать диалогическую речь.

Прочесть стихи о весенней природе, рассмотреть луговые растения (полюбоваться, понюхать), рассмотреть и сравнить бабочек.

Май

1.«Май – для цветов рай»

Обратить внимание детей на характерные признаки наступившей весны (небо голубое, ярко светит солнце, оттаяла земля, она стала теплой, в ней много влаги, расцвели первоцветы, значит, появились условия для роста и развития растений); на примере одуванчика выяснить следующие факты: где он произрастает, каково его строение, как получает питание, рассмотреть листья. Формировать у детей элементарные представления о связях живых организмов с окружающей средой, друг с другом. Продолжить учить детей бережно, заботливо относиться к природе, закрепить правила поведения на лугу. Воспитывать у детей  эстетическое восприятие природы, усвоить «Правила друзей природы»

Прочесть стихи о весне и цветах, рассмотреть и сравнить цветы, их лепестки, стебельки, цвет, запах.

2.«Май – деревья наряжает, лето в гости поджидает»

Продолжать учить детей наблюдать за тем, какие изменения произошли в саду, уточнить последовательность происходящих весной в природе изменений (нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, цветение травянистых растений, плодовых деревьев, кустарников; появление насекомых, прилет птиц, гнездование и др.) Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Закрепить понимание последовательности сельскохозяйственного труда человека, его зависимости от изменений погоды. Развивать умение радоваться пробуждению природы и приходу весны.

Прочитать загадки о весне, о насекомых, цветах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста

Планирование по экологическому воспитанию включает  календарное планирование и формы работы: экскурсии, занятия,беседы, дидактические игры, опыты...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада

В планировании представлены темы  занятий, программные задачи, формы ознакомления старших дошкольников с растительным миром...

Перспективное и календарно – тематическое планирование по экологическому воспитанию детей старшей группы на основе программы С.Н. Николаевой «Юный эколог».

В данном докумкнте представлено перспективное и календарно-тематическое планирование, а так же ожидаемые результаты освоения программы по экологическому воспитанию для старшей группы на основе програм...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе...